Мысль, помысл, грех

     

    Наше сознание всегда заполнено ими – мыслями. Самые разнообразные, они могут прийти и исчезнуть, в секунду смениться чередой абсолютно других. А какого качества эти мысли? И как бороться с греховными помыслами?

    Иеромонах Иларион (Хроль), клирик Спасо-Вознесенского кафедрального собора Ульяновска:

    Греховные помыслы в духовном смысле оказывают на человека негативное влияние. Святые отцы говорят: прежде, чем грех будет совершен, он сначала сочетается с помыслами.

    Развитие греховного помысла имеет несколько ступеней. Первая – прилог. Человеку предлагается мысль, которая впоследствии склонит его ко греху. На этой стадии у верующего есть выбор: принять эту мысль или нет. Начиная ее рассматривать, останавливаться на ней, христианин встает на следующую ступень – сочетание или, иначе говоря, собеседование с помыслом. На этом этапе человек проявляет собственную волю и делает выбор. Если прилог – это пока не грех, то сочетание – уже.

    Следующая ступень – склонение: воля человека попадает под влияние греховной мысли и он готов перейти к действиям. Апостол Иаков в своем послании говорит, что «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 15).

    Необходимо начинать борьбу с греховным помыслом в тот момент, когда он только появился. Его необходимо пресекать с самого начала, не принимать и не рассматривать, а убивать в зародыше. В девятом стихе 136-го псалма говорится: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» – эта аллегория относится именно к помыслам.

    Святые отцы рекомендуют для борьбы с помыслами творить Иисусову молитву. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Очень полезно совершать молитву Иисусу гласно при усиленном нашествии помыслов, и мечтании плотского вожделения, и гнева».

    Говоря о помыслах, нужно понимать: любая страсть или грех побеждается только с помощью благодати Божией, потому что сам человек порой не в силе совладать с ними. Господь в Евангелии говорит: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5), то есть без Бога мы ничего не можем делать.

    Иерей Владимир Маняков, настоятель Духосошественского храма Ульяновска:

    Для начала давайте разберемся с тем, что мы понимаем под словом «помысл». Современному человеку оно малознакомо. Очень часто с этим словом ассоциируется только лишь греховная мысль. Но слово «помысл» можно сравнить со словом «мысль, идея». У нас иногда рой мыслей в голове – хозяйственно-бытовых, житейских. Они тоже являются помыслами, но не настолько вредными как те, которые находят живой отклик в душе.

    Чтобы бороться с помыслами, нужно научиться отслеживать свои мысли. Это тяжелая задача. Святые отцы учат, что такое внимание достигается путем сосредоточенной молитвы. Верующий учится вкладывать внимание в слова молитв, и через это – концентрировать внимание на том, что говорит и делает. Без приложенного внимания нельзя заметить момент, когда в голову приходит греховная мысль и ты с ней соглашаешься. Если занять ум молитвой, можно «ловить» те мысли, которые приходят извне.

    Помыслы бывают трех видов – ангельские, человеческие и бесовские. Авва Евагрий приводил пример с золотым самородком. Представьте себе человека, который нашел его в земле. Желание обладать, чрезмерная любовь к этому предмету – это бесовское. Ангельская мысль – желание направить золото к славе Бога: изготовить священные сосуды, раздать нищим. Человеческая  – видеть в самородке просто металл.

    № 4 (540) 24 февраля 2021 г