Чин прощения

В последнее воскресенье перед Великим постом в храмах совершается чин прощения.

Прежде чем приступить к постному подвигу, как правило, на вечернем богослужении все присутствующие в церкви (священнослужители и миряне), испрашивают друг у друга прощения за поступки, мысли и слова, которыми они в течение года нарушали мир и любовь в отношениях с единоверцами. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими», – говорит Господь. Сам принцип «сохранения мира» является внутренней потребностью христианина. Он простирается за ограду храма и не ограничивается лишь одним днем в году – прощеным воскресеньем. Он охватывает все сферы общения: как церковную, так и светскую. Апостол Павел в Послании к Римлянам учит: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию» (Рим. 12, 17-19).

Казалось бы, в храме все должно быть идеально – люди стремятся следовать учению Христа. Но на практике все сложнее. В церкви встречаются люди разного уровня духовного развития. И это хорошо – православная вера позволяет нам быть самими собой, как и Христос принял в число двенадцати апостолов людей разных по роду занятий, темпераменту, сообразительности. Он терпеливо учил их, а не гнал железной рукой к счастью, устанавливая над всеми сферами их жизни тотальный контроль.

Дар Богу

Церковная община состоит из разных людей. К сожалению, конфликты, обиды, недопонимания неизбежны. Страшен, скорее, не сам конфликт, хотя лучше было бы его избежать, а то, что мы застреваем в нем, лелеем свою рану. Единство начинает рассыпаться, душевные занозы – гноиться.Вступая в период усиленного подвига молитвы и поста, мы пытаемся сделать это в чистоте, примирившись с теми, кому досадили. Спаситель учит: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). Наше постное делание воспринималось святыми отцами именно как дар, который мы приносим Богу.

Евангелие дня

Святое Благовествование этого воскресного дня посвящено теме прощения ближних, что является основным условием прощения грехов. Христос напоминает: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

Как проходит чин прощения?

Чин прощения трогательный и поучительный. Сначала священник просит прощения у прихожан за все, что совершил «ведением и неведением». Он опускается на колени, совершая земной поклон. Верующие отвечают ему тем же. Затем прихожане примиряются друг с другом. Сказать человеку «прости меня!» и просто, и сложно. А некоторым в случае серьезного конфликта неимоверно трудно произнести эти слова. Острие чина прощения направлено против человеческого эгоизма, гордости и себялюбия.

История традиции

Чин прощения существовал уже в древности. Он берет начало от первых отшельников, подвизавшихся в Палестине. В лаврах преподобных Саввы Освященного, Евфимия Великого и других палестинских монастырях их основатели ввели традицию: монахи, по примеру Иисуса Христа, Который сорок дней пребывал в пустыне, проводили Великий пост в полном уединении в Иудейской пустыне. Вечером последнего воскресенья перед постом все монахи приходили в храм, пели последнюю вечерню, после которой прощались с обителью и друг с другом. Примириться было необходимостью – никто из монахов не знал, вернется ли он назад. В пустыне аскетов подстерегали смертельные опасности: дикие двери, нехватка воды, острые камни, о которые можно было пораниться насмерть и многое другое. Ранним утром следующего дня подвижники покидали монастырь, уходя в пустынные горы. Врата обители закрывались. Монастырь вымирал – в нем оставались больные монахи-старцы, несколько иноков, которые их обслуживали, и один священник.

Сорок дней отшельники подвизались в горах, молились и занимались рукоделием для нужд обители. Пищей им служили сухие зерна и корнеплоды.

В Лазареву субботу монахи с пальмовыми ветвями в руках возвращались в монастырь. Они стекались в церковь к всенощному бдению праздника Входа Господня в Иерусалим с пением стихиры «Днесь благодать Святаго Духа нас собра и вси вземше крест Твой глаголем: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних»».

В VII-XI веках, когда Палестина подвергалась нападениям персов, монахи часто оставались во время Великого поста в монастыре, чтобы в случае опасности защитить своих беспомощных братьев. Постепенно обычай уходить в пустыню в Великий пост упразднился, однако обряд испрашивать прощение перед началом поста распространился во всей Церкви.

Так прощение перед святой Четыредесятницей изображается в российских исторических актах 1598 года: «Митрополиты, архиепископы, епископы благословиша царя и прощение подаша ему, а архимандриты, игумены и честные старцы также прощение подаша ему и от него прощение купно получиша; получив же благословение и прощение к подвигу постному, тщашеся духовный подвиг святой Четыредесятницы совершити».

Спешите мириться!

Чин прощения вырос из острого сознания конечности земного человеческого бытия. Для древнего монаха попросить прощения у своего собрата не являлось формальностью. Было неизвестно, появится ли у этих двух людей еще возможность примириться. Кто-то из них мог не вернуться. Они спешили мириться и прощать, пока был шанс. Современного человека убаюкали достижения цивилизации, и эта острота пропала. Мы часто общаемся с близкими механически, видя лишь свои потребности. Но однажды приходит осознание, что рядом был близкий человек. Мы его так и не узнали, так и не простили. Главное, чтобы не было слишком поздно.

Иерей Димитрий Трофимов

№ 5 (541) 10 марта 2021 г.