Главная / Газета «Православный Симбирск» 2021 год / Чему нас учит история грехопадения?

    Чему нас учит история грехопадения?

    В сознании большинства православных людей последний день перед Великим постом – это прощеное воскресенье, в которое необходимо примириться с окружающими людьми. Однако в этот день вспоминается трагичный факт из Священной истории – изгнание Адама из рая. Почему Церкви важно напомнить нам об этом накануне Великого поста и что мы имеем общего с первым человеком, – рассказал протоиерей Виктор Висаров.

    Сотворение первых людей

    Адам и Ева были созданы Богом на шестой день творения, причем мужчина был создан первым «из праха земного» (Быт. 2, 7). Ева была создана из его ребра и должна была стать помощницей ему: «нехорошо человеку быть одному» (Быт. 2, 18).

    Чем занимались первые люди в раю? Господь велел Адаму возделывать Эдемский сад, но этот труд не был в тягость. Кроме того, у первого человека была привилегия дать имена живым существам, обитающим в раю. Адам и Ева были наделены свободой воли, что значительно отличало их от ангелов и приближало к Создателю. Бог разрешил Адаму есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Этот запрет был обусловлен тем, что не пришло еще время узнать «юному»  творению о таких понятиях, как добро и зло.

    История грехопадения

    Противник рода человеческого хотел погубить Адама и Еву, для чего предстал перед первой женщиной в виде змея и искусил ее. Ева поддалась – вкусила запретный плод и предложила Адаму.  Он тоже съел его. Принято считать, что этим плодом было яблоко, хотя Книга Бытия этого не уточняет.

    Итак, первые люди совершили первый грех – они ослушались Бога, даже не догадываясь о том, к каким последствиям это приведет. Этот грех еще мог быть прощен. Бог сделал все, чтобы помочь Своим созданиям. Во-первых, дал возможность сразу же покаяться, спросив сначала у Адама (спрятавшегося от Бога, совсем как нашкодивший ребенок): «Адам, где ты?.. Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3, 9, 11). А затем – у жены: «Что ты это сделала?» (Быт. 3, 13). Но, вместо того, чтобы покаяться, Адам переложил ответственность на жену, а та – на змея. Более того, первый мужчина попытался даже обвинить самого Бога: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3, 12).

    Людям стало тяжело находиться рядом с Творцом. Его присутствие стало для них невыносимым, и изгнание из рая стало естественным выходом: Бог смилостивился и отпустил людей, сделал их свободными, в том числе и от Самого Себя.

    Святые отцы, включая блаженного Августина и святителя Филарета (Дроздова), повторяли мысль: изгнав человека из рая, Бог закрыл ему доступ к райскому древу жизни, питаясь плодами которого тот мог бы жить вечно. Но вечная жизнь стала бы проклятием для человечества. Этим древом жизни, по толкованию преподобного Иоанна Дамаскина, была сама возможность созерцать Бога, утраченная с грехопадением. Но и тут Господь позаботился о человеке: ведь, приобретя опыт зла и при этом будучи бессмертным, тот делался бы все хуже и хуже – и так до бесконечности. Отлучив Адама и его жену от вечной жизни, Создатель положил границы распространению зла, которое вредило в первую очередь самому же человеку. Бог вырвал его из дурной бесконечности «совершенствования» во зле.

     

    Последствия грехопадения

    Последствия совершенного человеком греха были катастрофическими по своим масштабам. Господь сразу же возвещает последствия содеянного первым людям. Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу» (Быт. 3, 16). Адам же услышал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб…» (Быт. 3, 17-19). А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику греха, сказал: «проклят ты за то, что ты сделал это» (Быт. 3, 14) Бог открыл, что между врагом рода человеческого и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Что означает: от жены произойдет Потомок – Спаситель мира, Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.

    Какие последствия грехопадение имело для людей? Впустив грех в душу через непослушание и противостояние воле Божией, Адам и Ева «умерли», как и предупреждал Господь. Их тела стали тленными, возникли болезни. Вместо благодати человек стал испытывать страдания. В результате грехопадения он утратил абсолютную праведность и бессмертие. Первородный грех Адам передал своим потомкам – всему человечеству.

    Но, самое главное, люди через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом. Он уже не являлся им видимым образом, как в раю. Значит молитва людей стала несовершенной.

    Изгнанный Адам вскоре повернется лицом к раю. Церковь так и изображает его – сидящим напротив рая и плачущим.

    Жизнь Адама и Евы после изгнания

     В подробностях Библия не описывает жизнь первых людей на Земле. Есть две важные детали, на которые стоит обратить внимание в Книге Бытия. Во-первых, Адам дает своей жене имя Ева, что значит «жизнь». Казалось бы, «самое имя жизни неприлично жене после осуждения на смерть», – замечает святитель Филарет (Дроздов). Однако оно сделалось пророческим. Еве предстояло стать праматерью Спасителя, Богочеловека Иисуса Христа, которого называют еще Вторым Адамом. Во-вторых, Господь, изгоняя людей из рая, сделал… «Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21). Имеется в виду бренное тело, которое появилось у людей. Тела наших прародителей стали тленными, то есть подверженными болезням, разрушению и смерти. Мир превратился во враждебное и опасное для первого человека пространство. Вместо древа жизни человек получил пищу – новый источник энергии, который быстро иссякал, и его постоянно нужно было восполнять. Возделывание земли стало тяжким трудом, животных необходимо было приручать, а еще стоило подумать об укрытии от непогоды.

    Итак, мы видим, что человек, имея свободную волю, распорядился ей таким образом, что сознательно ослушался Бога и отдалил себя от Него – источника любви и света. Рай – единство с Богом – был утрачен. Казалось бы, человек сам предопределил свою гибельную судьбу, обрек себя на смерть, но Господь не захотел допустить, чтобы Его любимое творение действительно было создано напрасно. Поэтому избрал другой путь для людей. В этом отношении Бог похож на любящего родителя, который не отворачивается от своих нашкодивших детей. Изгнание Адама и Евы стало необходимой спасительной мерой. Теперь человек должен был идти по сложному пути самосовершенствования, противостояния злу, тем самым спасаясь от смерти и обретая вечную жизнь. Обещание Господа сбудется: Спаситель, Сын Божий, придет на землю для искупления человеческих грехов. Распятие Иисуса Христа произойдет на Голгофе – месте, где по преданию покоится прах первого человека. Тем самым, Сын Божий станет «Адамом наоборот», Тем, Кто исправит то, что когда-то сделал сам Адам.

    Значение изгнания первых людей из рая

    Церковь вспоминает изгнание Адама и Евы из рая перед началом Великого поста. Быть похожим на Бога – вот о чем мечтал первый человек и к чему он был призван. Плач Адама относится к каждому из нас, потому что и мы совершаем множество ошибок.  Нужно задаться вопросом: а не делаем ли мы что-то такое, за что бы и нас Господь мог изгнать из рая? Ответив себе честно, можно понять: предстоит долгая работа над собой. Для этого и дан Великий пост, помогающий приложить максимум сил для спасения души, чтобы вырваться из греха и научиться жить просто – в любви, а не в ненависти.

    Согласно церковному преданию, Иисус Христос вывел Адама и Еву из ада, когда Его душа спустилась туда после распятия на Кресте. Их покаяние и введение в Царство Небесное является знанием, которое не вошло в Священное Писание, но сохранилось в устном предании. Это дарит надежду на спасение сегодняшних потомков Адама, по-прежнему наделенных свободой воли и правом распоряжаться ей.

    Мы, сегодняшние люди, негодуем на наших прародителей – как же они могли так неосмотрительно поступить? Но разве мы сами не перекладываем вину друг на друга, отказываясь признавать свои ошибки и неправоту?

    № 5 (541) 10 марта 2021 г.