Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Видевший Христа – видел рай

Видевший Христа – видел рай

В мире не существует такого человека, который не желал бы после смерти оказаться в раю. За исключением убежденных атеистов, верящих, что после физической смерти ничего нет.

Мы бессмертны

О том, что личность каждого человека не умирает после того, как разлучится с телом, нам известно из Священного Писания. В Евангелии Господь говорит следующие слова: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32). Эти слова Христос сказал саддукеям, которые не верили в воскресение и вечную жизнь.

В книге пророка Даниила тоже есть указание, что человеческая жизнь не заканчивается после телесной смерти: «и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2).

Для человека вполне нормально ощущать себя бессмертным, и совершенно ненормальна мысль о том, что он умрет и вместе с тем закончится его бытие. Что-то внутри него противится мысли о смерти. Многие живут так, будто никогда не умрут. Это чувство люди разных поколений пытались выразить в философских и религиозных учениях. Мысль о смерти заставляет человека задуматься о многом. Каждый понимает ее по-своему, и это определяет мировоззрение человека, а также формирует его представление о смысле жизни. Какой смысл в понимание смерти вкладывает христианство?

Милость Божия

Согласно христианскому представлению, человек был сотворен бессмертным (в том числе и телесно). Физическая смерть стала следствием грехопадения. Грех отделил человека от Источника жизни – Бога и исказил человеческую природу, поэтому люди стали умирать.

После того, как человек согрешил, он не погиб и не исчез, а стал жить собственной природой – падшей. Святитель Григорий Палама говорит, что Бог при этом позволил людям жить и после греха, «место покаяния подавая». Но как говорит Екклесиаст: «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7, 20). Таким Человеком был только Христос. Мы не можем не грешить в связи с тем, что наша сущность искажена грехом. Потому Бог, по словам святителя Василия Великого, «попустил смерть, чтобы человек не остался живым мертвецом навеки». Таким образом, чтобы зло не было бессмертным и вечным, Он по Своей воле человеколюбно попустил разрушение союза души и тела, то есть смерть. Опять же, то, что попустил Бог, – явление временное, ведь все мы воскреснем во Втором Пришествии Христа. И как бы парадоксальна не звучала эта мысль, но смерть является милостью Божией к человеку, которая прекращает зло на земле.

Что такое зло?

Святые отцы учат, что зло – это противление добру, способность разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога. Все дела, которые мы творим в несоответствии с Божественным замыслом, – зло. Например, Господь говорит: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1, 28). Эта заповедь дана человеку, чтобы он преумножил жизнь на земле, тогда как убийство – полная противоположность замыслу Творца о мире.

Когда мы совершаем зло по отношению к миру или к самому себе, мы согрешаем. И грех причиняет нам вред и отлучает от Бога. Не Господь отходит от нас, а мы от Него! Для того, чтобы человек мог знать, что отводит его от Создателя, что вредит и портит жизнь, Господь дал заповеди, говоря: «Смотри, поступишь так – больно будет тебе!» Поэтому каждый из нас призван к жизни в Боге – к исполнению Его заповедей. Человек, который захотел вернуться к Нему, обретет жизнь и воскреснет в вечность. Но что такое вечная жизнь?

Царство или вечные муки?

Господь в Евангелии указывает на два вида пребывания человека в вечности: в Царстве Божием и в вечных муках огня. Эта мысль была выражена и в «Послании Восточных Патриархов», где говорится: «Веруем, что души умерших блаженствуют и мучаются…по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый

получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно».

В первом случае, где речь идет о блаженстве, подразумевается, что причиной такого состояния будет Сам Бог, потому что само пребывание с Ним и есть настоящий рай. Невозможно не согласиться, что понятие «рай» не мыслится без Небесного Отца. «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43) – сказал Господь благоразумному разбойнику.

Рай на земле

В истории человечества известны моменты, когда люди пытались создать рай на земле, но не собирались «приглашать» туда Бога. Тогда как из Священного Писания мы знаем совершенно противоположную истину: «насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке…и…взял Господь Бог человека…и поселил его в саду Эдемском» (Быт. 2, 8, 15). Святитель Филарет (Дроздов) так осмысляет этот отрывок: «человек был сотворен вне рая и потом введен в него, чтобы он ощущал себя не хозяином этого великолепного сада, а насельником».

Возникают вопросы: изначально рай находился на земле? Тогда куда он исчез? Попадем ли мы в Эдем? У святых отцов встречаются разные мнения о том, что представлял собой рай до грехопадения.

География рая

Сотворив первого человека, Бог не оставляет его на произвол судьбы, а промышляет о нем. Это прежде всего и выражается в том, что Он водворяет Адама в особо приготовленном, лучшем месте Земли – «в саду Эдемском». Пределы Эдема не ограничивались только садом, они охватывали большую территорию, ведь слово «Эдем» происходит, вероятно, от аккадского «эдину» – «равнина». География рая – условная: четыре реки соответствуют четырем сторонам света. Упоминание среди них халдейских рек связано с тем, что в библейские времена Междуречье считалось центром мира. В историческом плане это место можно считать колыбелью цивилизации. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «некоторые представляли себе рай чувственным, другие – духовным. Но мне кажется, что как человек создан был чувственным и вместе духовным, так и священнейший удел его был чувственным и духовным. Телом человек водворялся в божественной и прекрасной стране, а душой жил в несравненно высшем и прекраснейшем месте и имел своим домом и светлой ризой Бога».

В Священном Писании само место пребывания праведников именуется раем. Состояние человека в раю будет наполнено неизреченной радостью. Однако если нас не интересует общение с Богом здесь, во временной жизни, если мы не общаемся с Ним через молитву, не читаем Священное Писание, не исполняем Его заповеди, то как мы станем наследниками рая? Ведь в подобном случае, «раем» для нас оказывается не Бог, а нечто иное: комфорт, независимость, свобода от повседневных дел или что-то другое.

Подружиться с Богом

Человек призван Небесным Отцом к богообщению. Христос называет нас друзьями (см.: Ин. 15, 15). И мы должны найти эту дружбу. Почему нам нужно стать друзьями? Образно говоря, потому что Друг всегда пустит Своего друга в Дом, и их общение будет преисполнено радостью, ведь они имеют общее увлечение. В противном случае, человеку будет скучно, и он не захочет долго находиться в этом Доме, потому что будет смущаться и чувствовать себя чужим. Он захочет уйти. По Своему милосердию Бог сотворил такое место, где Его нет. Оно именуется адом.

Каждый из нас вправе выбирать свое будущее, которое напрямую зависит от настоящего. Но мы не должны забывать слова Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Господь обращается к каждому из нас без исключения. Необходимо лишь честно признаться себе: слышу ли я голос Спасителя и открываю ли Ему дверь моего сердца, или нахожу тысячу оправданий и рациональных убеждений, чтобы этого не делать? Тот человек, который хоть раз впустил в свое сердце Христа, уже никогда не сможет доказать себе, что Его нет, потому что тот, кто видел Христа – видел и рай.

Иеромонах Иларион (Хроль)

№ 5 (541) 10 марта 2021 г.