Главная / Газета «Православный Симбирск» 2021 год / Училище благочестия и молитвы

    Училище благочестия и молитвы

    Самая известная и читаемая книга Ветхого Завета – это Псалтирь. Свое название она берет от греческого слова «psallo» – «пою», ведь содержащиеся в ней псалмы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов. Псалтирь состоит из 150 псалмов, которые объединены в 20 групп – кафизм. Предлагаем нашим читателям прикоснуться к удивительному миру этой книги, ее поэзии, прообразов и пророчеств.

    Как Псалтирь вошла в состав богослужения?

    Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к ветхозаветному храмовому богослужению. Несмотря на то, что в его основе было жертвоприношение, далеко не последние позиции занимали музыкальная и певческая составляющие. Пение, кстати, считалось особой жертвой. Именно поэтому в 140-м псалме мы видим слова: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя…» Изначально пророк Моисей постановил сопровождать музыкой только приношение праздничных и особенно торжественных жертв, но со временем музыка стала составляющей утренней и вечерней жертвы. Постепенно сложился особый чин богослужебного пения и музыки. Представим: у жертвенника стоял хор левитов с музыкальными инструментами и два священника c трубами. Как только жертвенное животное было положено на дрова, хор начинал пение псалма под аккомпанемент. При ежедневном жертвоприношении на каждый день был свой псалом: в субботу – 91, в воскресенье – 23, понедельник – 47, вторник – 81, среду – 93, четверг – 80, пятницу – 92. Выбор их не случаен, за этим стоит богословие дней недели.

    Евреи всегда отличались особой музыкальностью среди ближневосточных народов. У них не существовало не духовной музыки – все песнопения были посвящены Богу. Но когда евреи оказались в плену, и вавилоняне приходили к ним с просьбой спеть «от ваших песней», то они отказывались. Потому что в еврейском сознании псалмы были богослужебными, петь их можно только дома: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс. 136, 4). Псалтирь была фоном ветхозаветного богослужения, но ее употребление не прекратилось и в Новом Завете.

    Сохранились ли свидетельства о том, что Псалтирь осталась важной молитвенной составляющей во времена Нового Завета?

    Словами псалмов молился Сам Христос. Например, после Тайной Вечери. «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26,30), – пишет евангелист. «Воспеть» можно было только псалом. Эта традиция до сих пор сохраняется у евреев: исполнять определенные благодарственные гимны – «халлелы» – во время пасхальной трапезы  и по ее окончании.

    Даже на Кресте Христос молился словами Псалтири: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (Пс. 21,2). Связь Писания с молитвой отражена и в Его последних словах: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46). Это отсылка на слова Псалтири «в Твою руку предаю дух мой» (Пс. 30, 6).

    В Соборном послании апостола Иакова есть такие слова: «весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5, 13). Апостол Павел говорит: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5, 18-19). Из этого можно сделать вывод, что ученики Христа использовали псалмы для молитв, назидания, вводя их в молитвенную жизнь нового Израиля.

    Во времена Ветхого Завета действовал закон «око за око, зуб за зуб». Поэтому в текстах часто встречаются призывы к Богу покарать врагов, наказать их, истребить. Как христианство могло принять такие жестокие тексты молитвословий?

    Христиане переосмыслили тексты псалмов, уйдя от буквального восприятия. Под врагами, которые так часто упоминаются в Псалтири, аллегорически стали понимать грехи, страсти, бесовское воздействие. Если во времена пророка Давида злоба была«направлена» на людей, то после пришествия Христа мы понимаем, что человеком зачастую управляют грехи и страсти, и именно их нужно ненавидеть, а не ближнего.

    Как складывалась структура книги?

    Деление на кафизмы и «Славы» (части, оканчиваемые словами: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» – прим.ред.) – это традиция палестинских монастырей. Псалтирь для богослужебного использования была разделена на 20 кафизм, каждая из которых состоит из трех «Слав». Количество псалмов в кафизмах различается: самое большое количество псалмов – 10 – содержится в 18-й кафисме, а 17-я содержит только один. Самый маленький псалом – 116-й, содержит два стиха, а самый большой – 118-й – 176 стихов.

    Можно ли псалмы поделить на группы?

    Да. Есть псалмы поучительные, например, 36-й: «Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие, зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут». Или 72-й: «Коль благ Бог Израилев, правым сердцем, мои же вмале не подвижастеся нозе». Можно увидеть покаянные, например, 6-й: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене». Или псалом 50-й, который мы слышим за каждой Божественной литургией. Существуют и благодарственные псалмы, например, 17-й, которым Давид возблагодарил Господа за избавление от руки Саула, или 33-й псалом Давида: «Благословлю Господа на всякое время». Есть хвалебные псалмы. Последняя группа ­– просительные, например 101-й псалом: «Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет».

    Царь Давид

    Сейчас Псалтирь используется на каждом богослужении?

    Да, это основная молитвенная книга Церкви. Из нее берутся неизменяемые части для богослужения, содержащиеся в Часослове: шестопсалмие на утрене, 103-й предначинательный псалом «Благослови душе моя, Господа», «Господи, воззвах» (140-й псалом). Первый, третий, шестой, девятый часы содержат по три псалма. Великое повечерие практически полностью состоит из псалмов. Помимо этого, на утрене и вечерне, по Уставу, должны ежедневно прочитываться от одной до трех кафизм. Таким образом, если богослужение совершается по Уставу, в течение седмицы Псалтирь в храме прочитывается полностью, а Великим постом – дважды за неделю. Почему? Чтобы напомнить человеку о его призвании, предназначении.

    Как правильно читать Псалтирь дома?

    Благодаря Оптинским старцам распространилась традиция – помимо утренних и вечерних молитв ежедневно читать одну главу Евангелия, две главы Апостола и одну кафизму Псалтири с поминанием на первой «Славе» живых, а на второй – усопших. Существует хорошая традиция прочитывать всю Псалтирь за пост.

    На некоторых приходах собираются прихожане по 20 человек и читают каждый день, каждый по своей кафизме, поминая живых и усопших. В течение дня вся Псалтирь вычитывается. Предварительно берется благословение у священника, служится молебен перед началом благого дела. В Духосошественском приходе Ульяновска эта традиция сохраняется, когда умирает кто-то из прихожан. За 40 дней Псалтирь прочитывается 40 раз.

    Когда появилась традиция читать Псалтирь по усопшим?

    Еще в древности. И евреи, и первые христиане воспевали псалмы над усопшими. Сейчас у нас читают Псалтирь и при гробе, и после погребения. В первом случае сначала читается канон о единоумершем, затем кафизмы. Тропари и молитвы после кафизм обычно опускаются. На каждой «Славе» поминается усопший. При чтении после погребения Псалтирь читается в обычном порядке: с молитвами и тропарями перед и после кафизм, но с добавлением молитвы о упокоении души усопшего после каждой «Славы».

    В день памяти почившего можно прочитать 17-ю кафизму с каноном за единоумершего. Но никогда домашнее чтение Псалтири не может заменить участие в богослужении. Чтением Псалтири не заменить сорокадневного поминовения на Божественной литургии. Домашняя молитва – это лишь дополнение к церковной.

    Зачастую можно увидеть рекомендации (даже в молитвослове), какие псалмы в каких нуждах читать. Можно ли их соблюдать?

    Эти советы почерпнуты из творений святых отцов: святителей Иоанна Златоуста и Афанасия Великого, которые занимались толкованием псалмов. Интересен опыт осмысления Псалтири великими современными подвижниками – преподобными Арсением Каппадокийским и Паисием Святогорцем. В издании «Псалтирь с поучениями преподобного Паисия Святогорца» содержатся указания, в каких житейских обстоятельствах, даже самых обыденных, какой псалом читать. Это попытка верующего человека в современном мире воцерковить все вокруг себя. Единственное, нельзя сводить это к магизму, как это случилось в нашей стране с 90-м псалмом. Его нужно читать, а не носить на себе как оберег на ремнях, поясах. Ничего никогда не работает само по себе!

     Есть много примеров, когда в Великую Отечественную войну жены или матери зашивали в военные формы мужьям, сыновьям текст этой молитвы. Но одно дело, когда ты хочешь, чтобы с твоим родным человеком были хотя бы строки из Писания, при отсутствии креста, и ты молишься за него каждый день, другое – когда зашиваешь этот текст, потому что соседка посоветовала. Спасает вера. Но не в псалом, а в Бога!

    Почему именно Псалтирь была популярна у русского народа?

    А была ли еще какая-то книга, которая имела столько влияния на образование и жизнь русского человека? Именно Псалтирь использовалась не только как богослужебная книга, но и как учебная, назидательная для домашнего чтения, даже спасительная в некоторых особых случаях жизни. Псалтирь была следующей книгой после азбуки у детей. Псалтирь читали над больными и умирающими.

    Кстати, в советское время в доме моей бабушки из священных книг была только Псалтирь.  Причем лежала она всегда завернутая в чистое полотенце – такое отношение было к духовной литературе. В детстве мне всегда было интересно, что же лежит в полотенце? Однажды я схватил ее и получил от бабушки нагоняй – за то, что взял Псалтирь немытыми руками.

    И по сей день, приходя домой к людям, часто можно наблюдать, что единственной книгой Священного Писания в доме является именно Псалтирь. Мое собственное знакомство с молитвой началось именно с этой книги, которую я начал читать после смерти матери.

    Можно ли читать Псалтирь в современном русском переводе?

    Для того, чтобы ознакомиться с текстом, попытаться понять его, вполне. Но молиться лучше на церковнославянском. Если регулярно читать Псалтирь, на богослужениях будет проще – многие тексты будут знакомыми. Часть понравившихся псалмов можно заучить наизусть. Святитель Феофан Затворник советовал выписывать тронувшие тебя строки из Псалтири, чаще ими молиться. Это древнехристианский подход. В золотой век христианства Псалтирь была обязательной к заучиванию. Монахом или священником мог стать только тот, кто знал эту книгу наизусть. Блаженный Августин, взяв отдельные слова и фразы из каждого псалма, составил для болящей матери, праведной Моники, так называемую «Карманную Псалтирь».

    Что такое Богородичная Псалтирь?

    Это духовные канты святителя Димитрия Ростовского. Книга построена по принципу Псалтири – с делением на кафизмы, схожим ритмом текста, но ее никак нельзя назвать Псалтирью в подлинном смысле этого слова. Заменять ей молитвенное правило нельзя. Это просто назидательное чтение.

    Откуда появилась традиция чтения Неусыпаемой Псалтири?

    Это древняя монашеская традиция. Согласно преданию, ее родоначальником считается преподобный Александр, основатель обителей «Неусыпающих» недалеко от реки Евфрат и в Константинополе. Святой решил устроить  такой распорядок, чтобы славословие Господу не прекращалось ни днем, ни ночью. Он разделил иноков на 24 молитвенные стражи, которые сменялись каждый час.

    Неусыпаемая псалтирь

    В некоторых изданиях Псалтири можно встретить «Чин пения 12 псалмов». Когда его можно читать?

    Чин пения 12 псалмов – молитвенное последование, основу которого составляют псалмы (26, 31, 56, 33, 38, 40, 69, 70, 76, 101), молитва Манассии, вседневное славословие и молитва святого Евстратия. Раньше был чин, который включал в себя 12 дневных и 12 вечерних псалмов. Они заменяли суточный круг келейных молитвословий, использовались в монашеских общинах, где не было священников. Преподобный Кассиан Римлянин, от которого мы узнаем об этой традиции, перенял ее у египетских монахов. Преподобный Серафим Саровский ввел это последование в келейное правило Дивеевских сестер, святой праведный Алексий Бортсурманский его использовал как молитвенное правило, а монахи Предтеченского скита Оптиной пустыни заменяли им чтение вечерни и утрени.

    В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?

    Псалтирь – это Ветхий Завет в миниатюре. Писание, которое всегда с тобой. Человек, регулярно читающий Псалтирь, знает о том, как был сотворен мир, как Моисей выводил свой народ из Египта, какие есть пророчества о Христе и Богородице. Псалтирь – это училище благочестия и молитвы. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Скорее солнце остановится на небе, чем прекратится чтение псалмов». Читая эту книгу, человек понимает, насколько он далек от правильного восприятия мира.

     

    Иерей Владимир Маняков

    № 6 (542) 24 марта 2021 г.