Как войти в Царствие Божие?

    «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 1-4).

    В Евангелии от Матфея эпизод с ребенком следует после рассказа об уплате подати на Иерусалимский храм. Если мы обратимся к параллельным местам в повествованиях евангелистов Марка и Луки, то узнаем, что по дороге в Капернаум – город, где собиратели податей обратились к апостолу Петру, – ученики рассуждали между собой о том, кто из них будет главнее (см.: Мк. 9, 32-34; Лк. 9, 46).

    Проблема первенства, видимо, сильно занимала умы апостолов. Мы и далее встречаем эту тему в Евангелиях. Так, например, когда апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы обратятся к Спасителю с просьбой получить в Его Царстве самые почетные места, другие ученики исполнятся негодования, а Господь укажет на то, что Он входит в славу Царства через страдания на кресте (см.: Мк. 10, 35-37). В Капернауме же, согласно евангелистам Марку и Луке, Христос Сам спрашивает учеников о причине их спора, а в Евангелии от Матфея вопрос о первенстве задают апостолы.

    Этот вопрос показывает, что апостолы пока еще имеют слабое представление о Царстве Небесном. В их сознании укоренилась мысль о возможности получить какие-либо привилегии в связи с воцарением своего Учителя. Апостолы, видимо, не сомневались, что все займут высокое положение в Царстве Христа, но будет ли из них там кто-то главнее?

    Причины возникновения спора из-за первенства недостаточно ясны. Возможно, его появлению способствовала зависть к апостолу Петру. Святой Иероним Стридонский говорит: «Так как они видели, что за Петра и Господа отдана одинаковая подать, то вследствие равенства платы подумали, что Петр превознесен над всеми апостолами, так как при взносе подати он сравнен с Господом. Поэтому они и спрашивают: кто – больший в Царстве Небесном? И Иисус, видя помышления их и понимая причину их заблуждения, имеет намерение исцелить желание ими славы, возбудив в них ревность к смирению».

    Спаситель разными способами стремится разрушить ошибочные взгляды апостолов на природу Царства Небесного. Он неоднократно предсказывает Свою крестную смерть, призывает их к взаимной любви, приводит яркие примеры или совершает действия, призванные запечатлеть в сознании учеников мысль о необходимости служения друг другу и смирения для вхождения в Царство. Так, на Тайной Вечере Христос омывает ноги ученикам, научая их смирению и показывая пример служения Большего меньшим.

    Здесь же Христос говорит, что для того, чтобы быть большим в Его Царстве нужно уподобиться малому ребенку! Существует предание о том, что чадом, которого Спаситель призвал, был священномученик Игнатий Антиохийский, прозванный «богоносцем», потому что Христос посадил его Себе на колени. Этот яркий и простой пример резко контрастирует с ожиданиями апостолов. В детях еще нет величия и способностей, которые необходимы для важных управленческих должностей.

    Чтобы войти в Царствие, Спаситель призывает Своих учеников обратиться и стать, как дети. Глагол «обращаться» означает поворачивать в обратную сторону. Христос фактически просит апостолов оставить прежние мысли и стремления, связанные с честолюбием и самовозвышением, сменив их на противоположные. Он призывает их к покаянию. Рассуждая о первенстве, апостолы идут в неверном направлении, удаляясь от Царствия Небесного.

    В чем взрослый человек должен уподобиться ребенку? Что ему нужно делать? В параллельном месте, в Евангелии от Марка, Христос дает прямую инструкцию: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Христианин должен уклоняться от желания власти и самовозвышения себя перед своими собратьями. Идея Нового Завета заключается не в господстве над людьми, а в служении им. В Царстве Христа действуют другие законы: то, что высоко у людей, – низко у Бога. Чем больше ты смиряешься и помогаешь другим, тем выше ты в Царствии. Оно не от мира сего. Наряду с идеей любви к врагам это другая специфически христианская мысль, которую утверждал Спаситель. Главная «иллюстрация» этого принципа была дана Самим Богом, Который воплотился ради спасения Своего падшего творения, пострадал и умер на Кресте.

    Хотя Спаситель указывает на одну отдельную черту детского характера – смирение, мы призваны подражать всем хорошим качествам, которые есть у детей, ведь все мы дети Небесного Отца.

    Во-первых, ребенок скромен. Он не стремится выступить вперед, занять выдающееся положение. Скорее, он хочет остаться в неизвестности. Когда же ребенок подрастает и сталкивается с мирской борьбой за первенство, уважение, материальные блага, то его природная скромность уходит.

    Во-вторых, он полностью зависим от взрослого. Чтобы жить, ребенку нужна помощь, совет, забота, любовь отца и матери. В таком же отношении взрослый человек находится к Господу, Который управляет его жизнью, защищает и любит. Беда гордого человека в том, что он отгораживается от Бога. Он самостоятельный! Ему не нужны правила, заповеди. Он сам знает, что, когда и как делать.

    В-третьих, ребенок доверчив. Чувствуя свою зависимость, он инстинктивно доверяет родителям, которые удовлетворяют все его потребности. Маленькие дети сами не могут купить себе ни еды, ни одежды, но они стремятся домой, где их ждет пища, тепло и уют. Одна из важных составляющих веры в Бога – это живое доверие Ему.

    Уже в ветхозаветные времена люди осознавали, что помощь Божия надежнее помощи человеческой: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения… Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущым. Господь решит окованныя: Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники. Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит» (Пс. 145.3, 5-9).

    Отвечал иерей Димитрий Трофимов.

    № 6 (542) 24 марта 2021 г.