Как помочь усопшим?

    Практика церковной молитвы о почивших исходит из сознания того, что у Бога все живы. Усопшие не уходят в небытие, а продолжают существовать в иной форме, чем на земле.

    Они ожидают дня всеобщего воскресения и последнего суда. В зависимости от того, как человек прожил земную жизнь, он находится в преддверии либо райского блаженства, либо адских мук. Полнота этого состояния будет достигнута после того, когда души умерших соединятся со своими воскресшими телами.

     Святитель Феофан Затворник говорит, что «усопшие живы, только другою жизнью, живут сознательно, пребывают в общении между собою по тамошним условиям и порядкам и на нас посматривают, и к нам приходят слышать наши молитвы о них, и о нас молятся, и делают нам внушения, все по тамошним законам и порядкам, а не как вздумается, – это должно считать положительно верным».

    Наше общение выражается, прежде всего, во взаимной молитвенной помощи. Есть большое количество усопших праведников, которые не прославлены земной Церковью в лике святых – мы молимся за них, а они за нас. Однако все наши усопшие братья и сестры нуждаются в молитве о прощении им грехов.

    Отпущение грехов грешникам, которые умерли не в сознательном нераскаянном служении греху, может быть даровано как в настоящей жизни, так и после смерти. Священное Писание говорит нам, что Господь Иисус Христос «имеет ключи ада и смерти» (Откр. 1, 18), а значит, способен отверзать затворы адовы по молитвам Церкви и в силу бескровной Евхаристической жертвы, приносимой за усопших.

    Большое значение Церковь придает поминовению усопших на Евхаристии. Все древние литургии, как восточные, так и западные, содержат в своем чине ходатайства об умерших христианах. О важности этого поминовения свидетельствуют отцы и учителя Церкви.

    Частицы, которые вынимаются из просфор на проскомидии перед Литургией, а затем погружаются в Чашу с Кровью Христовой, во время священнодействия символически представляют тех самых людей, за кого приносятся. Святитель Симеон Солунский говорит: «Частицы, о святых приносимые, служат им в славу, честь, в преумножение достоинства и в большее принятие Божественного Света; о верных же приносимые, усопшим ходатайствуют избавление от грехов и приобщение Божественной благодати, живым же, ежели только в покаянии жизнь свою препровождают, дают защиту от несчастий, служат ходатайством об оставлении грехов».

    Другой общепризнанный способ помочь усопшим – это милостыня и другие добрые дела в их память. Так святитель Иоанн Златоуст учит: «Есть еще, поистине, возможность, если хотим облегчить наказание усопшего грешника. Если будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и не достоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других (Деян. 28, 15-25) и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?»

    В период Великого поста меняется ритм богослужебной жизни. Прежде всего, это выражается в том, что полная Божественная литургия совершается только по субботам и воскресным дням. Церковь в великопостный период определила три особых дня, посвященных молитвенному поминовению усопших – это родительские субботы второй, третьей и четвертой недель поста. Святитель Афанасий (Сахаров) объясняет логику этого решения так: «усиленные заупокойные моления в субботы Великого поста установлены как бы в возмещение не могущего быть в будничные дни поста литургического поминовения».

    В 2021 году в период Великого поста родительские субботы выпадают на 27 марта, 3 и 10 апреля. В отличие от Вселенских родительских суббот, когда поминаются все преждепочившие, в эти три дня совершается преимущественно поминовение наших усопших сродников. Молитва за усопших – это выражение любви, поэтому каждый христианин старается участвовать в этих богослужениях, а также совершать дела милосердия: помочь ближнему словом, делом или материально, поддержать храм, прихожанином которого он является.

    В другие великопостные субботы, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в воскресные дни, когда совершается таинство Евхаристии, возможно литургическое поминовение усопших, но обычным порядком, в соответствии с чином литургии, ведь в центре внимания этих дней находится не заупокойная тема.

    На первой седмице Великого поста, в его будние дни, на Страстной и Светлой седмицах панихиды в храме не совершаются. Если в седмичные дни Великого поста случится третий или девятый день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Литургист и богослов Гермоген Шиманский отмечает, что «только в 40-й день (по смерти), на который день он выпадает, совершается панихида в храме». Отпевания не совершаются в сам день Святой Пасхи.

    Богослужебный Устав назначает совершать во дни Великого поста краткие заупокойные литии после первого часа, которые отменяются в субботы, воскресенья и праздничные дни. В период Страстной седмицы, начиная с Великого Четверга, и всю Пасхальную седмицу Устав отменяет в храме поминовения усопших, кроме тайного поминовения на проскомидии и на литургии после освящения Даров.

    В домашней молитве разрешается молиться за своих усопших близких, когда этого просит сердце.

    Следует помнить, что главное поминовение усопших в православной традиции – молитвенное, прежде всего, литургическое. Именно оно приносит пользу душе умершего. Поминальная трапеза по сравнению с ним имеет второстепенное значение. Изначально она представляла собой акт милосердия по отношению к нищим, которые нуждались в еде. Со временем эта трапеза превратилась в домашнее застолье, организуемое в память почившего. Неправильно, если на поминальной трапезе стоит алкоголь, который явно не способствует трезвой молитве, а наоборот высвобождает скрывающиеся в человеке страсти.

    Устраивая поминки, следует сообразовываться с церковными уставами о пище. Если трапеза приходится на период поста, то пища должна быть постной. Следует учитывать и смысловую нагрузку богослужебных дней года. Так поминки, устроенные на Пасху или в день двунадесятого праздника, например, Благовещения или Рождества Христова, не соответствовали бы радостному настроению этих дней. Равно и Страстная седмица, когда все внимание приковано к событиям последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, не очень подходит для организации поминок. Их логичнее было бы перенести на период после Светлой седмицы.

     

    Иерей Димитрий Трофимов. № 6 (542) 24 марта 2021 г.