Главная / Слово Архипастыря 2021 год / Узнать и полюбить богослужение

    Узнать и полюбить богослужение

    Любой человек, даже мало знакомый с православным богослужением, приходя в храм во время Великого поста, понимает, что богослужение Церкви в этот период значительно отличается от службы в любое другое время года. И дело не только в том, что изменился цвет облачения священнослужителей, что храм не освещен ничем, кроме свечей и лампад, что в церкви больше читают, чем поют, и сами распевы сменились на более строгие. Изменились и внешний строй, и внутреннее настроение богослужения.

    Что происходит Великим постом в жизни Церкви в целом и в жизни каждого человека? Что может сказать постовое богослужение молящемуся человеку о нем самом? С этими вопросами мы обратились к митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Лонгину.

    Постная Триодь – основная богослужебная книга Великого поста. Каковы ее основные мотивы?

    – Пост – время покаяния. И, конечно же, главные темы Постной Триоди – покаяние и сокрушение, тот самый радостотворный плач, о котором говорят святые отцы и который является залогом не только спасения и очищения души, но и, прежде всего, размягчения человеческого сердца.

    Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который читается в храмах в первые дни поста, является стилистическим и смысловым введением в Великий пост. Он совершенно изменяет самосознание человека, поставляет его перед другой реальностью, задает необыкновенно высокий тон всему посту, научая тому, как строго должен относиться человек к своей душе. Этому же посвящена практически вся Постная Триодь. Тексты из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, которые читаются в это время за богослужением, придают еще большую наглядность всем этим призывам к покаянию, исправлению и очищению своей совести.

    – Можно ли сказать, что первые недели Великого поста преимущественно посвящены тому, чтобы дать человеку верное представление о себе?

    – Скорее, они призваны научить человека получать верное представление о себе. Мы привыкли сравнивать других с собою, себя самих считать «мерой всех вещей». А тут  перед нашим мысленным взором проходят примеры праведников Ветхого Завета и других угодников Божиих, при  сравнении себя с  которыми даже мы – гордые, самоуверенные, тщеславные, ничего доброго в себе не имеющие – начинаем понимать, насколько нам далеко до подлинного идеала христианской жизни.

    – Какова роль книг Ветхого Завета в постовом богослужении?

    – Постная Триодь – древний пласт нашей богослужебной поэзии, и она в гораздо большей степени обращена к Ветхому Завету, чем другие наши книги. Постом в храме ветхозаветные книги читаются целиком, по частям: книга Бытия, книга Иова, Притчи Соломоновы. В древней Церкви Священное Писание читалось за каждым богослужением и прочитывалось целиком в течение всего года. Остатки этого богослужебного устава сохранились в Триоди.

    И, конечно же, как не раз уже приходилось говорить – без знания ветхозаветных текстов, которые, к сожалению, для нас сегодня в меньшей степени актуальны, чем тогда, когда создавалась Триодь, нельзя понять образный строй и смысл Великого покаянного канона, большинства его тропарей. Постовое богослужение – это, в том числе, и возможность соприкоснуться с миром Ветхого Завета, узнать его, чтобы, повторю, научиться видеть себя таким, какой ты есть.

    – По воскресеньям во многих храмах служится акафист Страстям Христовым. Однако, как правило, в период поста в церковной прессе можно встретить немало материалов дискуссионного характера, в которых говорится, что не к месту исполнять «до срока» песнопения Страстной седмицы…

    – Когда я жил в монастыре, то тоже не был сторонником этого последования. Служба неуставная, песнопения Великой Пятницы… Но когда я стал настоятелем Подворья лавры в Москве, а храм у нас был приходским, – через некоторое время я понял, почему этот акафист нужен. Споры вокруг него, кстати, из того же ряда, что и вопросы: можно ли произносить во время воскресной службы заупокойную ектенью, делать земные поклоны – по Уставу-то нельзя? Но наши сегодняшние прихожане, в абсолютном своем большинстве, могут ходить в церковь только по воскресеньям! Да, если ты ходишь в храм каждый день, то все хорошо: в будни – клади поклоны, в субботу – молись за усопших, в воскресенье – только радуйся о Христе воскресшем. А если ты только в воскресенье можешь прийти в церковь, что делать? Значит, и об усопших не молиться? Или вот сердце просит, хочешь на колени встать – а Устав не разрешает? Но ведь сказано: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27). Вот так и здесь.

    А на Пассии, в воскресный вечер, посмотрите – полные храмы! И это зачастую единственная возможность для многих соприкоснуться с постовым богослужением. Ведь если человек приходит Великим постом только на воскресную службу – в субботу вечером и в воскресенье утром – что он видит? Такую же службу, как и весь год. То есть если ты не ходишь на богослужение в будни, ты можешь даже не заметить поста. А Пассия – это некая квинтэссенция не только великопостных текстов, но и великопостного настроения, что дает возможность человеку, живущему в миру, работающему и обремененному семьей, хоть ненадолго окунуться в атмосферу Великого поста.

    – Как правило, мы желаем друг другу провести время поста с духовной пользой. А может ли человек сам судить о том, провел ли он пост с пользой для своей души? В чем она может выражаться?

    – Если человек живет внимательной жизнью, то со временем у него вырабатывается некий навык самопроверки и самоконтроля. Причем этот навык нужно в себе развивать не только во время поста. Хорошо бы каждый день проверять себя, по образцу исповедания грехов, которым завершается вечернее правило. Надо просто подумать и вспомнить, что я делал в этот день и за что действительно нужно просить у Бога прощения. Можно рассмотреть и весь пост: к чему он меня привел? Стал ли я, допустим, больше раздражаться, обижаться или обижать кого-то… Или, наоборот, я стал терпимее, внимательнее к себе и к другим, больше молился. Такие вещи человек может отметить в себе. Ну и, конечно, показательно отношение к богослужению — есть в сердце отклик или стоишь, как деревяшка, только думаешь: «Ну сколько можно, скорее бы все кончилось». Это тоже может стать критерием – была польза или нет.

    – Дайте, пожалуйста, совет нашим читателям: как провести пост, на что обратить особое внимание.

    – Быть внимательным к себе, больше молиться, по возможности чаще бывать на службе, обязательно постараться полюбить богослужение. А чтобы полюбить его, надо его понять.

    Я одной своей знакомой как-то подарил Триодь, и она мне потом много раз говорила: «Сижу, читаю Триодь, не могу оторваться». Если бы наши прихожане взяли на себя труд за пост прочитать Постную Триодь! Октоих не менее интересен, возьмите каноны ежедневные по гласу – удивительная глубина, простые, краткие, емкие, пронзительные по своей силе воздействия на человеческую душу слова и образы! В результате человек поймет, что такое богослужение и сможет оценить его глубину, яркость, и поэтическую красоту. Богослужебные тексты – это очень интересно, очень красиво и очень душеполезно, потому что наше богослужение дидактично и назидательно. Поэтому узнать и полюбить богослужение – это главное, что я могу пожелать от всей души нашим читателям.

    Беседовала Наталья Горенок

    № 6 (542) 24 марта 2021 г.