Необыкновенный улов

Для чего Христос велел взять деньги из рыбы?

Отвечает иерей Димитрий Трофимов:

«Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел oн в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф. 17, 24-27).

Существовало установление, согласно которому все израильские мужчины старше 20 лет должны были платить ежегодный налог на Иерусалимский храм в половину сикля.

Храм представлял собой огромный комплекс, для содержания которого требовались большие средства. Налог, о котором идет речь, ежегодно приносил ему более двух миллионов дидрахм (половина сикля соответствовало одному дидрахму. Статир был равен двум дидрахмам).

Сборщики подати обращаются к Петру с вопросом: согласен ли ваш Учитель платить налог? В том, как вопрос сформулирован, комментаторы видят либо очередную уловку, которая бы удалась в случае отказа Спасителя, либо знак почтения к Иисусу как известному чудотворцу. Петр отвечает, что Он заплатит. После чего сообщает Христу о случившемся.

Спаситель задает Петру вопрос о подати с царских сынов. Дети земных царей свободны от налогов. Смысл вопроса и сравнения заключается в том, что Иисус Христос – это Сын Божий и Наследник всего, а храм – дом Его Отца. Согласно логике ответа апостола Петра, Христос свободен от уплаты дидрахм, но Он их все-таки платит.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Видишь ли, как Он и от подати не отказывается и, между тем, не просто повелевает отдать ее? Показав наперед, что Он не подлежит подати, потом дает ее; первое делает для того, чтобы не соблазнились ученики; последнее – чтобы не соблазнились сборщики податей. Дает пошлину не как обязанный к тому, но из снисхождения к их слабости».

В Новом Завете глагол «соблазнять» и существительное «соблазн» всегда употребляются в особом смысле. Этот глагол никогда не значит «оскорбить» или «унизить», а имеет значение «побудить кого-либо сойти с пути истинного и пасть».

Почему Христос не заплатил из имевшихся в общине денег (ведь Иуда носил ящик для пожертвований)? Святитель Иоанн Златоуст отвечает: «чтобы и в этом случае показать, что Он есть Бог над всем, и что море в Его власти. Эту власть Он показал и тогда уже, когда запретил морю, и тому же самому Петру позволил ходить по волнам». Необыкновенный улов должен был укрепить веру апостола Петра. Хотя чудо, о котором здесь говорится, не идет в сравнение с воскрешением мертвых, укрощением бури или исцелением больных, оно свидетельствует о всеведении Спасителя. Он точно знал, где быстро можно достать две дидрахмы.

Иисус исполнял иудейские предписания, но выступал против искажений Закона Божия и показной обрядности. Он предсказывал, что скоро наступит время, когда Иерусалимский храм будет разрушен, а истинные верующие будут поклоняться Отцу в духе и истине на всяком месте. И сейчас христианские церкви распространены по всему миру. Но главным храмом, в котором благоволит почивать Бог, является сердце человека.

№ 5 (541) 10 марта 2021 г.