Есть расхожее мнение, что пост – это наша жертва Богу. Что телесное воздержание помогает нам бороться со страстями и грехами. Но для чего постился безгрешный Христос? Зачем Его человеческая природа подвергалась искушениям в пустыне? В каких контекстах пост рассматривается в Четвероевангелии? На эти и другие вопросы ответил клирик архиерейского подворья-храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона города Ульяновска иеромонах Савва (Марков).
– Отец Савва, когда у человека возникла потребность в посте?
– С момента основания Церкви. Важнейшим событием в жизни каждой общины было принятие в ее состав новых братьев и сестер, то есть совершение над ними таинства Крещения. Святой мученик Иустин Философ, писатель II века, свидетельствует: «Те, кто убежден в истинности нашего учения, призываются к молитве, посту и покаянию в прошлых грехах; мы молимся и постимся с ними. Потом мы ведем их к месту, где есть вода, и так они рождаются свыше, как мы тоже родились свыше; то есть они принимают омовение водой во имя Бога, Отца и Правителя всего, и нашего Искупителя Иисуса Христа, и Святого Духа». Крещение совершалось в Великую Субботу – непосредственно перед важнейшим для христиан днем – Пасхой. Вместе с готовящимися к Крещению постилась вся Церковь. Длился этот пост, по примеру поста Христа, 40 дней. Так, с самых первых лет существования Церкви, сложилась традиция соблюдения Великого поста.
– Что мы знаем о посте Господа Иисуса Христа? Почему был именно такой «набор» искушений?
– В пустыне Спаситель 40 дней и ночей совсем ничего не ел и не пил. Апостол Иоанн описывает все зло этого мира так: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16). Как раз с этими искушениями и сталкивается Христос. Диавол, не понимая, Кто есть Иисус, предлагает Ему принять от нечистого духа материальное изобилие, сверхъестественные способности и земную власть.
– Чем завершается пост Господа?
– Христос приходит туда, откуда и ушел, – на берег Иордана, где крестился у Иоанна Предтечи. Тот указывает на Иисуса своим ученикам со словами: «Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34). Двое из учеников – Андрей и Иоанн, а также знакомые им Петр, Филипп и Нафанаил, следуют за Спасителем в Галилею. Так начинается земное служение Христа, Его проповедь. Об этом рассказывает евангелист Иоанн (см. Ин. 1, 29-39).
– Зачем Бог постился?
– Христос говорит пророку Иоанну: «Надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). В Христе не было никакого греха, но Он добровольно разделил с людьми все последствия грехопадения. Поскольку каждому человеку для правильной духовной жизни необходим пост, то и Господь уединяется в пустыне перед тем, как выйти на проповедь.
– Что Писание говорит о духовном смысле поста?
– Из книги Деяний святых апостолов мы узнаем, что первые христиане постились перед важными духовными событиями. Так мы видим, что верующие Антиохии соблюдали пост перед тем, как поставить Варнаву и Савла (то есть будущего апостола Павла) на апостольское служение (см. Деян. 13, 1-3). Постились и христиане провинции Писидии, когда апостол Павел рукоположил для них епископов и пресвитеров (см. Деян. 14, 23). Следует обратить внимание на то, что в этих случаях соблюдали пост не только те, с кем непосредственно происходило нечто особенное, а вся христианская община.
– Как правильно поститься в современном мире?
– Главное – с рассуждением. Церковный устав предусматривает несколько режимов питания, определяя для каждого свои дни в церковном году. Приняв во внимание состояние здоровья и характер нагрузок, посоветовавшись с духовником, православный христианин устанавливает для себя меру поста.
– Допустимы ли послабления и в каких случаях? Что об этом говорит церковное предание?
– О всяком отступлении от общепринятых в Церкви норм апостольские правила говорят так: «разве, когда будет некоторая причина благословная, сие творить понуждающая…и сие не по своему произволу, но по суду многих…и по сильнейшему убеждению». То есть человек, во-первых, должен быть твердо убежден, что ему действительно нужно послабление, и, во-вторых, получить благословение священника.
– В Евангелии от Матфея есть такие слова: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». Как их следует понимать?
– Предостерегая Своих последователей от пагубного тщеславия, Иисус Христос заповедал делать добрые дела и молиться, но не напоказ. Еще Он заповедал поститься так, чтобы окружающие этого не замечали. Излишество в пище и питье обременяет желудок, помрачает ум и ослабляет волю. Такие последствия неумеренного употребления испытал, вероятно, каждый из нас. Следовательно, для подчинения тела духу иногда требуется воздержание от еды и напитков. Особенно это необходимо для лучшего осознания своих грехов и покаяния, для борьбы с искушениями. Воздержание от пищи и питья может быть полное и неполное, разное по продолжительности, зависит от сил постящегося и от силы того искушения, с которым приходится бороться. Во всяком случае, человек должен поститься для торжества духа над телом, а не для того, чтобы казаться постящимся. Цель нашей земной жизни – достичь вечного блаженства в Царстве Небесном. Поэтому мы должны заботиться только о том, что ведет нас к ней: самоотверженная любовь к ближним, совершение добрых дел, покаяние, пост и молитва. Это те сокровища, которые необходимы для вступления в Небесное Царство.
Беседовала Ксения Висарова
№ 7 (543) 14 апреля 2021 г.