Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Продолжается ли брак в вечности?

Продолжается ли брак в вечности?

Отвечает иерей Димитрий Трофимов:

 

«Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22, 29-30).

В начале 22 главы Евангелия от Матфея Спаситель произносит притчу «о злых виноградарях», в которых религиозная элита того времени узнает себя. Это в очередной раз вызывает ее ненависть к Иисусу. Следующая часть главы посвящена вопросам, через которые фарисеи и саддукеи пытались поставить Иисуса в тупик – «уловить в словах».

Во времена Спасителя в Израиле существовала партия саддукеев. Она состояла из высшего священства и аристократии, и поэтому была очень влиятельна. Из партии избирался первосвященник. Саддукеи, в отличие от фарисеев, признавали авторитет только Писания, преимущественно Пятикнижия Моисея, отвергали всевозможные предания и толкования, которыми обросли эти тексты, не признавали воскресения мертвых, существования бесплотных духов. Проповедь Спасителя мешала и им.

Чтобы показать абсурдность представления о воскресении мертвых, саддукеи сочиняют историю о женщине, которая по закону левирата (см.: Втор. 25, 5-6) была замужем семь раз, но так и умерла бездетной. Если у жены муж скончался, не оставив сына, то она должна была выйти замуж за его брата, и сын от их брака считался сыном ее первого мужа. Согласно представлениям саддукеев, этот закон в Пятикнижии Моисея не совместим с воскресением мертвых. Они спрашивают Спасителя: «Которого из семи будет она женой в воскресении?» Ведь она же не может быть женой одновременно семерым – Закон Моисеев это запрещал!

Однако вместо того, чтобы высмеять Спасителя и веру в воскресение, саддукеи обнаружили лишь свое ошибочное понимание Торы. Христос напоминает им, что в Исходе – одной из книг Пятикнижия, которое саддукеи так почитали – Сам Бог, обращаясь к Моисею, называет Себя «Богом Авраама, Исаака и Иакова» (Исх. 3, 6), то есть тех, кто уже давно умер. Иисус объясняет, что Бог не есть Бог мертвых, но живых.

Спаситель приоткрывает нам тайну жизни людей в Царствии Небесном: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах. В параллельном месте евангелист Лука добавляет, что в воскресении люди «умереть уже не могут» (Лк. 20, 36). Иными словами, мы не можем на реальность, которая наступит в воскресении, переносить знакомые нам категории падшего мира. Это касается и представлений о браке. Жизнь в вечности будет иной – преображенной и одухотворенной.

Святитель Григорий Нисский  учит, что дар воскресения «не иное что обещает нам, как восстановление падших в первоначальное состояние, ибо эта ожидаемая благодать есть возвращение к первоначальной жизни, вводящее изгнанного из рая снова в него».

Святые отцы отмечают, что изначально, до грехопадения, брака в современном виде не существовало. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Первозданный жил в раю, а о браке и речи не было. Понадобился ему помощник – и он явился; и при этом брак еще не представлялся необходимым. Его не было бы и доселе, и люди оставались бы без него, живя в раю, как на Небе, и наслаждаясь беседой с Богом; плотская похоть, зачатие, болезни чадородия и всякая тленность не имели бы доступа к их душе». В своих беседах на Книгу Бытия святитель Иоанн отмечает, что Адам и Ева «жили в раю подобно ангелам, ни воспламеняясь похотью, ни подвергаясь досаждению других страстей».

Преподобный Иоанн Дамаскин, составивший в VIII веке своеобразную богословскую энциклопедию – «Точное изложение православной веры», пишет, что «Бог, ведующий все прежде, нежели оно придет в бытие, зная по Своему предведению, что люди преступят Его заповедь и будут осуждены на смерть, предварительно сотворил мужа и жену, и повелел раститися и множитися». Евфимий Зигабен, византийский богослов, пишет: «брак существует по причине смерти, чтобы вместо умерших рождались другие, а где нет смерти, там нет и брака». Важно, что здесь имеется в виду брак в состоянии после грехопадения, со всеми его психологическими и био-логическими аспектами. Интересно, что святые отцы видят в детях символ воскресения.

Однако не следует воспринимать брак как нечто утилитарное. Даже если детей нет, он все равно является полноценным союзом любви двух личностей. Православная Церковь очень высоко ставит брак. 51-е правило святых апостолов предупреждает: не следует гнушаться браком как чем-то скверным, хуля создание Божие, а разрешает не вступать в брак по причине упражнения в подвиге воздержания.

Брак как союз любви двух личностей не упразднится в Царствии Небесном, но достигнет своей полноты в Боге. После воскресения все будут в Господе, и Он – во всех, и все будут во взаимной любви, за исключением тех, кто закрылся от Творца в эгоизме и гордости. На земле все начинается и стремится продолжиться в вечности. Любовь, пронизывающая вечную жизнь, – это любовь, не обусловленная ничем естественным, ибо в Царстве все будет преображено. Это и есть собственно христианская любовь, сверхъестественная, – та, которой Бог любит сотворенный Им мир – грешников и праведников, Своих палачей и Своих апостолов.

№ 12 (548) 23 июня 2021 г.