Главная / Главная Новость / Вопрос Архиерею. Новые ответы

    Вопрос Архиерею. Новые ответы

    На вопросы читателей епархиальных СМИ отвечает Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин.

     

    • Как выбрать духовника в то время, когда происходит такое «движение» духовенства? Хотелось бы, чтоб духовник находился поближе, но вдруг куда переведут служить в другой приход… Как быть? Галина

    Уважаемая Галина! Действительно, бывает, что духовенство переходит с одного прихода на другой — по собственной воле или по решению епархиального архиерея. И прихожанам, которые привыкли к своему священнику, приходится непросто. Слава Богу, как правило, священники обычно переводятся в границах одного города или района — не так, например, как в армии, когда человек, служащий в Москве, завтра может оказаться на Сахалине, послезавтра на таджикско-афганской границе, а потом где-нибудь в Костроме… Все-таки переводы духовенства происходят, как правило, в пределах одной епархии.

    Как в таком случае быть прихожанам? Во-первых, принимать случившееся как волю Божию. Во-вторых, по возможности сохранять связь с тем священником, который был им полезен на протяжении многих лет. Сегодня это можно сделать самыми разными способами — прежде всего, с помощью электронных средств связи. А если есть возможность посещать своего батюшку на новом месте служения, то и это можно делать.

    Если священник служит в храме, который находится, что называется, в шаговой доступности от Вашего дома, а завтра будет служить на приходе, который расположен достаточно далеко, то придется, конечно, потратить немного больше усилий для того, чтобы до  него добраться. Но такое было и раньше, есть и сейчас: я знаю много случаев, когда люди ездят к своим духовникам в храмы и монастыри других городов или областей.

     

    • Почему не организуют паломничество 30 июня и 1 июля к Боголюбской в Старую Майну, как при Митрополите Прокле? На автобусе верующих бесплатно возили. Юлия

    Уважаемая Юлия! К сожалению, я об этом не знал. Информацию о прежде существовавших в епархии традициях нам приходится собирать заново. Время от времени кто-то из прихожан пишет мне в социальных сетях или говорит лично при встрече, после богослужения: «Владыка, а вот раньше у нас было то-то и то-то»… Я говорю: «Хорошо, давайте сделаем». Ваш вопрос я получил в ночь накануне 1 июля, поэтому, конечно, никаких автобусов организовать мы уже не могли. Но если, Бог благословит, и мы доживем до следующего года, то такое паломничество мы организуем.

    Я поставил перед епархиальными службами задачу составить календарь событий, которые считались важными для митрополии: это могут быть крестные ходы, празднование в честь наиболее чтимых местных святынь, и так далее. Надеюсь, что со временем мы постараемся восстановить те добрые старые традиции, которые здесь были. Может быть, получится завести и новые.

     

    • Я не раз читала в письмах и поучениях старцев, например, архимандрита Никона (Воробьева), отца Иоанна Крестьянкина и других, что надо любить людей, не дожидаясь их любви к тебе, не требуя ее, не обижаясь, если ее нет. Кто-то из них, помню, писал: «Есть заповедь — возлюби, но нет такой заповеди, чтоб тебя возлюбили». То есть получается — человек, если он христианин,  должен без любви других людей к нему обходиться, смиряться с ее отсутствием. Но разве это возможно? Ведь человек нуждается в любви. Человек, которого не любят, очень несчастен. Ребенок несчастен, если он недолюблен, и в большинстве случаев такие дети вырастают неблагополучными, больными людьми. И нет такого человека, который в любви бы не нуждался и не страдал бы, если ее нет. Как цветок в солнце нуждается, так любой человек в любви. Как же нам без нее обходиться? Или, может быть, это грех — желать, ждать любви к себе, страдать от ее отсутствия? Елена

    Уважаемая Елена! Я должен Вас огорчить: то, что пишут и игумен Никон (Воробьев), и архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — что надо любить людей, не дожидаясь любви к себе, — это правда. Это и есть чистейшей воды христианское учение. Да, действительно, мы хотим, чтобы нас любили, и от этого происходят все наши проблемы и все нестроения в отношениях с окружающими нас людьми. Мы ждем от других любви, мы от них этой любви требуем. Когда нам ее оказывают, мы придираемся, считаем, что ее мало, что она недостаточно сильна, что нам ее дали не в той мере, в какой мы заслуживаем. Отсюда непонимание, обиды, ссоры и прочее…

    Да, желать любви естественно, так же, как естественно для человека проголодаться, если он долго не ел, как естественны другие человеческие потребности — и физические, и духовные, и душевные. Но все же требовать любви от других и ставить свое собственное отношение к людям в зависимость от того, любят тебя или нет, ни в коем случае нельзя.

     

    • Уважаемый Владыка, сейчас страшно популярными стали психология, психоанализ и тому подобные вещи. Психолог чуть ли не самая востребованная профессия. И, что меня беспокоит, увлечение психологией проникло и в православную среду. Психологи — любимые собеседники журналистов православных изданий; зайдите в любой православный книжный магазин — там целые стеллажи книг, написанных именно психологами. Многие священники считают для себя необходимым получить еще и психологическое образование — дескать, это поможет работать с людьми. Но почему же отцу Иоанну (Крестьянкину) или отцу Алексию Мечеву никакая психология в помощь не требовалась? Не от лукавого ли все это, не подмена ли это святоотеческого учения о человеке и его душе? Не потому ли все пошли за ответами к психологам и психоаналитикам, что «оскуде преподобный»? Интересно было бы знать Ваше мнение. Игорь Федорович Иванов

    Уважаемый Игорь Федорович! Я абсолютно с Вами согласен. И для меня тоже очень странен и неприятен перекос в отношении к психологии в современной православной среде. То, что психология сегодня популярна в миру, вполне понятно. Вообще, психология — это неоднородное понятие: сегодня есть множество психологических «школ» и практик, которые противоречат друг другу. Но в общем и в целом их задача — примирить человека с самим собой в том состоянии, в котором он находится, любыми путями сделать его жизнь комфортной. Это не просто подмена святоотеческого учения — это полная ему противоположность.

    К сожалению, сегодня психологией чрезмерно увлекаются и многие священнослужители. Я не хотел бы давать какие-то личные оценки. Но думаю, что, если священник больше доверяет абсолютно светским вещам, чем церковному учению, это достаточно полно говорит о его внутреннем устроении. У очень немногих глубоко верующих людей получается органично совместить и использовать веру и психологические познания.

    Понимаете ли, в чем дело — у психологии есть один очень привлекательный момент: некоторые ее практики при регулярном, системном применении дают какой-то результат. Как сейчас модно говорить, «это работает».

    Человек, который пытается вести духовную жизнь, часто может сравнить себя с Сизифом — героем древнегреческой мифологии, который всю свою жизнь толкает наверх, на гору, тяжелый камень, а он постоянно скатывается вниз. Человеку трудно бороться с самим собой, со своими недостатками, грехами, страстями —  это сложно, тяжело, больно, и не всегда дает сиюминутный результат. Но эта борьба дает человеку трезвое видение самого себя, и Господь Сам помогает ему в этой борьбе посредством церковных таинств. Поэтому мы говорим, что христианство — это свобода. Это свободное и ответственное общение человека и Бога.

    Наверное, важен еще такой момент. Современное общество — это общество цифровое, для которого нужны и важны технологии. Это привычно и понятно. Еще Василий Великий в своих трудах «Против Евномия», среди прочих обвинений, выдвигал своему оппоненту следующее: что он превратил теологию в технологию  (здесь игра греческих слов) — то есть слово о Боге в некое техническое рассуждение о Божестве. К сожалению, сегодня это характерно для очень многих людей — они не живут духовной, церковной жизнью, а только рассуждают о ней. Естественно, это не приносит плодов — и из этого делается вывод, что духовная жизнь «не работает». Это характерная черта нашего времени.

     

    • Доброго дня. Нужен совет по чтению Псалтыри. 1) Молитву перед началом читать каждый раз, как читаешь книгу, или только один раз перед чтением псалмов, кафизм?
      2) Например, я не читаю Псалтырь, но хочется сегодня прочитать псалом 90. Мне так же эту молитву перед началом читать?
      3) Молитва, читаемая в конце. Её как читать? Также каждый день, как перед началом, или только в конце книги?

    Чтение Псалтири дома мирянами имеет свои традиции, но жесткой регламентации тут нет. Можно сказать, что какие-то вещи остаются на усмотрение читающего, делаются им «по усердию».

    Если Вы читаете Псалтирь постоянно, каждый день, по одной кафизме, то «Молитвы перед началом чтения Псалтири» можно прочитать перед первой кафизмой, а в остальных случаях начинать чтение с обычных предначинательных молитв (с Трисвятого по Отче наш, затем Приидите, поклонимся…). Но по усердию с «Молитв перед началом чтения Псалтири» можно начинать чтение любой кафизмы.

    Если Вы хотите прочитать какой-то один псалом, на Ваш выбор, и если Вы читаете его отдельно от утреннего и вечернего правила, лучше начать с предначинательных молитв. Ведь если мы вежливые люди, то любой свой разговор с другим человеком мы начинаем с какого-то приветствия. Так же и с началом молитвы — обращения к Богу.

    Молитвы, размещенные в конце Псалтири, читаются, как там указано, «по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири». Если Вы читаете одну кафизму, следует прочитать молитвы  по окончании этой кафизмы.