17 июля – день памяти святых царственных страстотерпцев. Царская семья – пример любви и верности Богу и друг другу. Чему еще можно научиться у этих святых, рассказал настоятель храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского города Ульяновска протоиерей Виктор Висаров.
В 2000-м году последний российский император Николай II и его семья были канонизированы в лике страстотерпцев. Эта семья вела высоконравственную жизнь. Они были глубоко верующими людьми и совершали дела милосердия. Царскую семью канонизировали не просто за то, что они были зверски убиты. А потому, что эти святые приняли муку по-христиански. Они могли бы воспользоваться предложением о бегстве за границу, но сознательно не захотели этого.
Отношение последнего императора к свалившейся на него трагедии и смиренное преклонение перед промыслом Божиим большинством наших современников оценивается как слабость. Эмоциональная, душевная и политическая. А ведь государь оказался в тяжелом положении – его предали некоторые родственники и генералитет, его не поддержала армия. Фактически Николай II был поставлен в положение, в котором в свое время оказался Господь наш Иисус Христос. Ведь Его обвиняли в сопротивлении кесарю и в нарушении законов Ветхого Завета. Христа покинули все, даже его ученики.
Помимо нравственного подвига царской семьи – свойственным им молитве, служению ближним и Отечеству – мы находим в их жизни урок смирения перед промыслом Божиим. В жизни каждого христианина наступает время его личной, пусть и малой, Голгофы – время печали, скорби, одиночества. В этот момент подвиг самоотречения императора и его семьи может стать духовным ориентиром.
Для каждого человека, желающего жить по заповедям Божиим, остро встает проблема борьбы со страстями, которая находит выход в негативных эмоциях. Умение сдерживать себя и контролировать эмоции – важная составляющая работы над собой. И здесь примером снова служит Николай II. Последний российский император был образцом сдержанности и хладнокровия в обращении с подчиненными. Министр А.Н. Шварц писал: «Не сердился он, как будто, никогда. Ни сам я гнева его никогда не видел и от других о проявлениях его никогда не слышал». Министр А.Ф. Редигер считал, что «несмотря на выпавшие на его долю тяжелые дни, он никогда не терял самообладания, всегда оставался ровным и приветливым, одинаково усердным работником».
Генерал В.И. Гурко отмечал поразительное самообладание императора: «Многие вопросы он принимал очень близко к сердцу, а некоторые явления вызывали в нем сильнейший гнев, который он тем не менее умел всецело скрывать под маской спокойствия и даже равнодушия». Даже свою отставку государь принял с ледяным спокойствием. Царь заплакал при посторонних только один раз – когда говорил с бароном Фредериксом о неизлечимой болезни своего сына Алексея.
Николай II служит и примером отказа от борьбы за власть во имя благополучия своего народа. Государь, передавая власть брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию подчиненных.
Неповторимое величие царской семьи заключается в том, как они приняли смерть: с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они последовали на Голгофу своей судьбы.
№ 13 (549) 14 июля 2021 г.