История пути к Богу – одна из самых любимых тем не только читателей, но и редакционного состава «Православного Симбирска». Эти пути многообразны, но объединяет их одно – чувство возвращения домой, обретение смысла происходящего.
Нашу сегодняшнюю гостью многие знают только как доктора культурологии, профессора, заведующую кафедрой философии и культурологии Ульяновского государственного педагогического университета. Нам же хочется показать ее и с другой стороны. В интервью Анна Тихонова (на фото в первом ряду в центре) откроет личное – историю прихода к вере и расскажет о работе со студентами.
– Анна Юрьевна, как Вы пришли к вере?
– Я городской ребенок, выросший в атеистической семье. Верующими были бабушка и ее сестра Елизавета Ивановна Елизарова, которая пела в церковном хоре. Баба Лиза давала мне много житейских советов.
О вере захотелось узнать больше после рождения детей. У любой матери возникает желание защитить их, уберечь от невзгод. Для этого хочется искать помощи, а у кого, как не у Бога?
Мы крестили детей в 80-е годы, втайне от всех. Таинство совершилось в Воскресенском храме на Старом кладбище. Про деток я думала, а про себя – нет. И была ли крещеной, точно не знала.
Однажды я попала в больницу. Мой муж, верующий человек, очень волновался и дал обет, что сам договорится о крещении и отвезет в храм. Обещание он выполнил. После больницы мне уже самой захотелось посещать богослужения и молиться.
– Расскажите несколько слов о своей семье.
– Мой дедушка по отцовской линии – Алексей Васильевич Волков – был учителем русского языка и литературы. Дедушка по маминой линии был учителем географии. Он погиб на фронте.
Родители тоже преподаватели, оба кандидаты географических наук, много лет проработали в нашем университете. Папа, Юрий Алексеевич, заведующий кафедрой географии. Мама, Полина Ивановна, – не только ученый, но и методист. В свое время она работала в школе с трудными подростками. Держать дисциплину, заинтересовывать, чтобы любое занятие становилось увлекательным – это был ее конек, это то, чему она меня научила.
– Чем Вы увлекаетесь? Есть ли у Вас хобби?
– Я стараюсь быть интересной для внуков. Мы с ними не просто гуляем, а совершаем исследования. Для этого нужен особый творческий подход. Развожу множество сортов фиалок. Когда приезжаю в разные города, обязательно захожу в храм. После того, как помолюсь, обязательно приобретаю что-нибудь на память в иконной лавке. Нельзя сказать, что это увлечение, но у меня много красивых икон из разных городов России.
Мне всегда было интересно краеведение. История нашего города очень многообразна, и каждый человек, исследуя ее, может найти свое направление. Сначала меня интересовали архитектура и известные люди Симбирска-Ульяновска, но однажды я познакомилась с дневником школьницы XIX века. Среди прочего, в нем оказалось много описаний православных праздников – ребенок знал их и искренне радовался каждому. Меня поразило то, что игры, песни, разговоры – все так или иначе оказалось связано с верой.
– На Ваш взгляд, насколько важна вера для педагога?
– Думаю, вера важна для любого человека, потому что это опора и помощь. Она дает спокойствие и помогает перенести трудности, которых в работе педагога достаточно много.
– Какие трудности возникают в работе со студентами-теологами?
– Работая со студентами-теологами, я поняла: к процессу воспитания в духовном аспекте нужно подходить с высокой долей ответственности. Абитуриенты в большинстве своем не воцерковлены. Вера является личным делом каждого, поэтому важно постепенно, с учетом особенностей каждого, ласково и нежно повернуть молодых людей в ее сторону. В этой сложной деятельности нас всесторонне поддерживает Симбирская епархия. Занятия проводят ведущие специалисты епархии, класс для теологов находится в здании православного молодежного центра рядом со Спасо-Вознесенским собором. Студенты могут обратиться к священнику с возникшими вопросами, зайти в храм из любопытства или по просьбе родственников, а затем проявить живой интерес к вере.
– Вас часто можно увидеть на круглых столах и конференциях, которые проводит Симбирская епархия. Какие темы на них обсуждаются?
– Будучи экспертом, могу утверждать: учителя хотят нести детям свет веры, но не всегда и не все у них получается. Многие педагоги готовы учиться, узнавать разные формы донесения Слова Божия. Существуют методические материалы, но их иногда недостаточно для практической работы в школе и детском саду. Поэтому на семинарах, круглых столах мы обсуждаем, как сделать процесс приобщения к вере лучше, эффективнее. Считаю, что необходимо создание сообщества учителей, преподающих основы православной культуры. Нужен обмен опытом, причем не разовый, а постоянный. Важно делиться текстами, конспектами. Здесь я хочу поблагодарить сестер Спасского монастыря, которые издают сборники конспектов, проводят конференции вместе с Союзом православных женщин. Считаю, что православной молодежной организации и учителям нужно больше взаимодействовать друг с другом. Сейчас получается так, что православные организации – это одно, а образование – другое. Нужно попытаться исправить эту ситуацию.
– Каковы перспективы самореализации у студентов-теологов?
– Перспективы хорошие, за что хочется поблагодарить Митрополита Лонгина: он очень серьезно относится к этому вопросу. Если ребята завершают обучение по направлению «Теология», у них появляется возможность, при желании, экстерном учиться в Саратовской духовной семинарии. Кроме того, наши выпускники могут работать в школе и вести уроки по основам православной культуры, или работать в любых учреждениях специалистами по связям с конфессиями. Поэтому возможностей самореализации много. Но самое главное – каждый будущий теолог поймет истинное предназначение человека, узнает, что значит жить духовной жизнью.
– Какие проблемы Вы видите в современной культуре? Какие пути решения необходимо прорабатывать?
– Я бы сказала, в первую очередь, о педагогической культурологии, потому что знакомство с культурой и желание ее сохранять должно быть обязательным. Если бы воспитание культурного человека было практикоориентированным, возможно, у нас бы не уничтожались многие памятники истории и культуры. Наш город когда-то был богат деревянным зодчеством, а сейчас с использованием современных строительных материалов, мы теряем эту красоту. Есть тесная связь этих проблем с верой. Если человек знает православные каноны, он будет беречь и сохранять, а не разрушать и уничтожать. Проблемы воспитания подрастающего поколения на традициях православной культуры во многом зависят от семьи, но это уже отдельная сложная тема для отдельного разговора.
Беседовал Сергей Николаев
№ 13 (549) 14 июля 2021 г.