Главная / Слово Архипастыря 2022 год / Доклад Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина на ежегодном Епархиальном собрании духовенства Симбирской епархии. 2021 г.

    Доклад Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина на ежегодном Епархиальном собрании духовенства Симбирской епархии. 2021 г.

    28 декабря 2021 года в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе Ульяновска состоялось Епархиальное собрание Симбирской епархии. На собрании выступил с докладом правящий архиерей епархии Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин. Доклад публикуется в сокращении

    Дорогие отцы и братия! Подходит к концу еще один год нашей жизни и служения. В Новолетие обычно подводят итоги прошедшего периода.  И, прежде всего, мы призваны от всей души поблагодарить Господа за Его милости, которые были явлены нам в этом году.

    Важно при этом вынести для себя и необходимые уроки на будущее, увидеть в себе то, что необходимо исправить. Обо всем этом я и хотел бы сказать в своем докладе о нашей епархиальной жизни.

    По традиции, в начале своего доклада я приведу статистику и отмечу изменения в епархиальном управлении.

    Статистика

    В настоящее время в Симбирской епархии — 123 действующих прихода, в том числе 5 архиерейских и 1 монастырское подворье.

    Действуют 2 женских монастыря. Из общего числа приходов юридическую регистрацию имеют 101 приход, в т.ч. монастыри.

    Незарегистрированных приходов – 27, из них 3 больничных, 3 при учебных заведениях, 3 тюремных (+ 1 в стадии строительства).

    Из общего числа приходов: военных – 2; больничных – 7; тюремных – 3; при кладбище – 2. Кроме того, на территории епархии 23 часовни, 4 молельные комнаты и 2 молельных дома.

    Правящим Архиереем Симбирской епархии совершено в 2021 году 313 богослужений, в том числе 183 Литургии.

    В 2021 году мною совершено 8 поездок за пределы Симбирской епархии, в том числе 5 посещений епархий Симбирской митрополии: Мелекесской – 2; Барышской – 3, посещений епархий за пределами Симбирской митрополии – 3: Казанской – 1, Пензенской – 1, Костромской – 1.

    В Симбирской епархии совершают свое служение 137 священнослужителей, из них 122 священника и 15 диаконов.

    В 2021 году совершены 6 диаконских и 5 иерейских хиротоний.

    Распоряжением № 64 от 07 декабря 2021 года был утвержден новый состав Ставленнической комиссии, задачей которой является аттестация кандидатов на рукоположение в священный сан; председатель – Митрополит Симбирский и Новоспасский ЛОНГИН, секретарь комиссии – иерей Стахий ТАЛЛЕРОВ, члены комиссии – архимандрит ЕВФИМИЙ (Митрюков), иерей Роман СОЛОДКО, протоиерей Андрей КОРШУНОВ.

    Распоряжением № 54 от 19 октября 2021 года утвержден новый состав Ревизионной комиссии Симбирской епархии: протоиерей Илия КУЗНЕЦОВ – председатель комиссии, протоиерей Святослав ЕРЕНКОВ, Наталья Александровна СОЛОДКО и Татьяна Юрьевна ШОКИНА – члены комиссии.

    Распоряжением № 59 от 17 ноября 2021 года епархиальный отдел по культуре переименован в культурно-просветительский отдел Симбирской епархии.

    Распоряжением № 60 от 17 ноября 2021 года епархиальный отдел по связям с учреждениями здравоохранения переименован в епархиальный отдел по взаимодействию с министерством здравоохранения и медицинскими учреждениями Ульяновской области.

    Указом № 61 от 07.06.2021 года была образована под председательством митрополита Симбирского и Новоспасского ЛОНГИНА Коллегия по религиозному образованию и культуре Симбирской епархии.

    Указом №62 от 07.06.2021 года образована под председательством митрополита Симбирского и Новоспасского ЛОНГИНА Коллегия по социальному служению Симбирской епархии.

    Указом №119 от 17 ноября 2021 года руководителем культурно-просветительского отдела Симбирской епархии назначен иерей Николай ГЕНСИЦКИЙ.

    Указом №121 от 17 ноября 2021 года руководителем миссионерского отдела Симбирской епархии назначен иерей Владимир МАНЯКОВ.

    В течение истекшего 2021 года имело место запрещение в священнослужении:

    – Протоиерей Виталий КЛИКИНОВ, заштатный клирик Симбирской епархии, – был запрещен в священнослужении сроком на один год, на основании 17 правила Трулльского собора, в связи с тем, что в трехмесячный срок не устроился на служение в другую епархию Русской Православной Церкви и не обратился с письменным прошением о продлении срока пребывания за штатом Симбирской епархии (Указ №6 8 от 09.07.2021 г.).

    Перешли в другие епархии Русской Православной Церкви 2 священнослужителя:

    – иеромонах Арсений (КУРДЮМОВ) – в Биробиджанскую епархию Русской Православной Церкви (отпускная грамота № 230 от 18.05.2021 г.);

    – протоиерей Николай КОСЫХ – в Сергиево-Посадскую епархию Русской Православной Церкви (отпускная грамота № 471 от 09.11.2021 г.).

    Почислен за штат, согласно поданному прошению, с правом перехода в другую епархию, 1 священнослужитель:

    – иеромонах ИОАНН (Шарапов) – выведен из запрещения и, согласно поданному прошению, почислен за штат Симбирской епархии с правом перехода в другую епархию Русской Православной Церкви (Указ № 105 от 19.10.2021 г.).

    Приняты в штат из других епархий:

    – иерей Иоанн ФОМИН – из Саратовской епархии (Указ № 21 от 16.03.2021 г.);

    – иерей Сергий ЧАМЫШЕВ – из Саратовской епархии (Указ №76 от 30.07.2021 г.).

    18 октября 2021 года отошел ко Господу клирик Симбирской епархии диакон Андрей ЛЮБАВИН. Вечная ему память!

    В Симбирской епархии в настоящее время насчитывается 11 благочиний. В 2021 году были образованы новые благочиннические округа (Указ № 41 от 10.05.2021 г. и Указы № 134 и132 от 23.12.2021 г.).

    Таким образом, с 23 декабря 2021 года в Симбирской и Новоспасской епархии действуют следующие благочиннические округа:

    – 1-е Симбирское городское благочиние в границах Ленинского района г. Ульяновска – благочинный протоиерей Николай АРХАНГЕЛЬСКИЙ;

    2-е Симбирское городское благочиние в границах Засвияжского и Железнодорожного районов г. Ульяновска – благочинный иеромонах ГЕОРГИЙ (Карпов);

    – 3-е Симбирское городское благочиние в границах Заволжского района г. Ульяновска – благочинный иерей Роман СОЛОДКО;

    – Новоульяновское благочиние в границах Ульяновского района – благочинный иерей Николай ГЕНСИЦКИЙ;

    – Цильнинское благочиние в границах Цильнинского района – благочинный иерей Владимир МАНЯКОВ;

    – Вешкаймское благочиние в границах Вешкаймского района – благочинный протоиерей Анатолий КАПРАНОВ;

    – Майнское благочиние в границах Майнского района – благочинный протоиерей Николай АРХАНГЕЛЬСКИЙ;

    – Карсунское благочиние в границах Карсунского района – благочинный протоиерей Геннадий БОБРОВ;

    – Сурское благочиние в границах Сурского района – благочинный протоиерей Димитрий ПОНОМАРЕВ;

    – Новоспасское благочиние в границах Новоспасского района – иеромонах ПЕТР (Иванов);

    – Кузоватовское благочиние в границах Кузоватовского района – протоиерей Сергий АРИСТОВ.

    В Симбирской епархии действуют 2 женских монастыря:

    – Спасский женский монастырь г. Ульяновска;

    – Михаило-Архангельский женский монастырь с. Комаровка Ульяновского района Ульяновской области.

    1 монастырское подворье:

    – Свято-Владимирское подворье в г. Ульяновске Михаило-Архангельского женского монастыря; старшая сестра – монахиня ЗОСИМА.

    Образован также Свято-Троицкий скит того же монастыря в селе Аксаково.

    Из общего числа священнослужителей монашествующих – 18 человек, в том числе: архимандритов – 1, игуменов – 4; иеромонахов – 12; иеродиаконов – 1.

    Насельниц женских монастырей – 62, в том числе: 4 схимонахини, 28 мантийных монахинь, 15 рясофорных, 15 послушниц.

    В истекшем году в епархии было совершено 2 монашеских и 2 иноческих пострига.

    22 апреля 2021 года клирик Симбирской епархии протоиерей Роман Карпов мною был пострижен в монашество с именем Георгий (в честь великомученика Георгия Победоносца).

    7 апреля мною были совершены иноческие постриги послушниц Спасского женского монастыря: Светланы Николаевны Никитиной с именем Феврония (в честь св.блг. кн. Февронии Муромской) и Раисы Николаевны Седовой с именем Матрона (в честь св. мц. Матроны Солунской).

    По моему благословению, 20 ноября 2021 года иеромонахом Серафимом (Кузьминовым) в Спасском женском монастыре пострижена в монашество Тамара Ивановна Белова с именем Селафиила (в честь Архангела Селафиила).

    27 декабря 2021 года, по моему благословению,  духовником Спасского женского монастыря игуменом ПАНТЕЛЕИМОНОМ (Василенко), насельником Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатырь, пострижены в монашество инокиня ФЕВРОНИЯ (Никитина) с именем СИНКЛИТИКИЯ (в честь прп. Синклитикии), инокиня ИЛЛАРИЯ (Морякова) с именем КСЕНИЯ (в честь блж. Ксении Петербургской), инокиня МАТРОНА (Седова) с именем МАТРОНЫ (в честь блж. Матроны Московской).

     

    О служении Церкви в услових пандемии

    Если говорить об общей ситуации в стране и мире, то мы по-прежнему живем в условиях эпидемии коронавирусной инфекции. Наши ожидания, что эпидемия вот-вот закончится, к сожалению, не оправдались. И существуют разные мнения о том, закончится ли она в принципе. С одной стороны, можно сказать, что мы уже начинаем приспосабливаться к условиям ограничений. С другой стороны, эта ситуация во многом изменила всю нашу жизнь. Это касается и бытия Церкви.

    Прежде всего, надо признать, что за последние два года в храмы стало ходить меньше людей, чем раньше. В предшествующие десятилетия мы радовались тому, что в наших храмах из года в год прибавляется количество не только крещеных, но и по-настоящему воцерковленных прихожан. Этот процесс поступательного движения прервался с началом пандемии. Многие наши прихожане пожилого возраста скончались от этой болезни. Появилось даже такое понятие — «избыточная смертность», и она очень значительна. Кто-то не восстановился после болезни, и потерял возможность вести  активный образ жизни. А есть люди, которые теперь просто боятся ходить в храмы, и они резко снизили или вообще прекратили посещение церкви. А кто-то просто отвык от регулярного посещения храма. Поэтому мы наблюдаем сокращение количества прихожан: примерно на треть от того количества, которое было в 2019-м, последнем допандемийном году, что особенно заметно в малых селах и городах.

    С этим связано много проблем, и это существенно усложнило миссию Церкви. Храм для православного человека всегда был и остается основной школой благочестия, куда человек приходит для того, чтобы почерпнуть знания о Боге, о Церкви, получить благодатные Дары Святого Духа, которые преподаются ему в таинствах. Как долго продлится пандемия — сказать пока невозможно. Нам необходимо приготовить себя ко всем возможным вариантам и продолжать наше служение, несмотря на усложняющиеся внешние обстоятельства нашей жизни.

    22 декабря состоялось ежегодное итоговое Епархиальное собрание г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ходе нашего собрания я буду обращаться к его докладу. В частности, Святейший ответил на важные вопросы, которые сейчас часто звучат в среде духовенства и верующих, — в отношении вакцинации и QR-кодов.

    Он подчеркнул, что наличие-отсутствие прививки или кода не должно быть поводом для разделений: «Вакцинироваться или нет — это вовсе не вероучительный вопрос. Это вопрос сугубо медицинский, дело личного выбора и ответственности человека, его жизненного опыта». По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, «даже если весь мир станет ареной сегрегации по иммунному признаку, Церковь должна оставаться свободной от такой сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей». Совершенно недопустимым, по мнению Его Святейшества,  является злоупотребление пастырской властью по этому и подобным вопросам: «Вакцинацию никак нельзя рассматривать как признак апостасии».

    «Конечно, было бы совершенно немыслимо, чтобы для входа в храм от прихожанина требовалось предъявление QR-кода или какого-либо иного гражданского разрешительного документа», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Церкви напомнил, что по итогам первого чтения законопроекта, касающегося использования в общественных местах QR-кодов, было предложено сделать исключение для посещения храмов.

    «При этом должен сказать, что неуместными и греховными являются рассуждения о вакцинации или о присвоении в связи с ней QR-кода как о будто бы “печати антихриста”. Такие рассуждения уводят людей от понимания того, что порабощение антихристу состоит в отказе от верности Господу в своих делах, словах, в отказе от пребывания в Церкви», — заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.

    Напомню, что пока сохраняется повышенная угроза передачи  инфекции, в храмах должны соблюдаться рекомендованные меры безопасности.

    ***

    Я нахожусь на кафедре второй год и стараюсь как можно глубже познакомиться с церковной жизнью Симбирской епархии. Как правящий архиерей, я объезжаю приходы (и на большинстве из них был уже не по одному разу), совершаю богослужения, общаюсь с духовенством, и стараюсь сразу же высказывать свои впечатления, свои недоумения или просьбы.

    И, прежде всего, я хотел бы, конечно, всех вас поблагодарить — за то, что, несмотря на сложные условия сегодняшнего дня, вы с ответственностью и терпением совершаете свое служение.

     

    Строительство, реставрация, благоукрашение храмов

    Великое освящение новых храмов — всегда радостное событие для всей епархии, потому что любое строительство сегодня совершается с большим трудом. В 2021 году мною были освящены два храма.

    11 июля у нас состоялось Великое освящение храма Рождества Христова в селе Усть-Урень Карсунского района.

    21 ноября — Великое освящение храма Архангела Михаила в селе Вязовка Майнского района.

    Оба храма были построены усердием местных жителей, на освящении мы поблагодарили наших благотворителей и вручили им церковные награды.

    Основная часть строительных работ в Вязовке была выполнена, когда настоятелем был иеромонах Лаврентий (Шапиро). Нынешний настоятель священник Вадим Муругов подготовил храм к освящению (а это отдельная большая работа), и подготовил очень хорошо. Меня очень порадовало, что, когда я начал объяснять отцу Вадиму, что и как нужно сделать, я не услышал обычных уже отговорок, что «это не получится, это дорого, это некому делать, это не надо», и прочее. Он просто взял и сделал всё согласно моим советам, несмотря на то, что село это небогатое, и благотворители храма — обычные фермеры.

    Поэтому, воздавая должное отцу Лаврентию, я хотел бы особо поблагодарить за попечение об этом храме отца Вадима. Он очень активно трудится и в своем основном приходе Владимирской иконы Божией Матери села Поповка, замечательно занимается храмом Иоанна Златоуста в с. Анненково-Лесное. А самое главное — что к нему тянутся люди. Он открытый, доброжелательный человек, и на всех приходах, где он служил, о нем очень хорошая память.

    В текущем году началось строительство храма святого благоверного князя Александра Невского в Засвияжском районе Ульяновска. Это один из самых крупных и долгожданных епархиальных проектов. На прошлом  собрании я рассказывал о том, что освящал место под строительство этого храма, а потом узнал, что такое освящение было проведено уже в третий раз, но строительство храма все откладывалось и откладывалось. И вот, наконец, 6 декабря мы совершили чин основания. К этому моменту уже был закончен фундамент, выстроен цокольный этаж и началась кирпичная кладка стен.

    Я хотел бы поблагодарить протоиерея Сергия Ефремова, который, будучи настоятелем уже построенного крупного городского храма, казалось, мог бы заслужено почивать на лаврах. Но он откликнулся на мое предложение помочь епархии, и сейчас использует свой опыт в полной мере для того, чтобы построить новый Александро-Невский храм. Наше общение не всегда проходит гладко: мы спорим, доказываем каждый свою точку зрения — он, я, архитектор. Но это живая работа, которая послужит, я думаю, к пользе дела. Надеюсь, что и дальше Господь будет посылать нам помощников и средства на строительство. У нас есть амбициозные планы: в наступающем году закончить общестроительные работы и приступить к отделке храма.

    Большую помощь оказывают нам Губернатор Алексей Юрьевич Русских, а также прежний Губернатор Сергей Иванович Морозов, Сергей Вадимович Степашин, Сергей Николаевич Рябухин и многие другие предприниматели, промышленники, многие горожане.

    Я уже говорил, что в строительной сфере епархии вижу большие проблемы. Часто это отсутствие не только проекта, архитектурного контроля, но и какого-то цельного замысла в начале строительства. Многие объекты строились по принципу «как Бог на душу положит» — без участия архитектора, без подготовки проектной документации.

    Я пытаюсь переломить эту тенденцию. Уже около года в епархии работает архитектурно-реставрационный отдел. При участии специалистов отдела были проведены ремонтные работы фасадов Воскресенско-Германовского храма Ульяновска, храма святителя Никиты, епископа Новгородского, на Северном кладбище Ульяновска, проводятся ремонтные работы в храме Святой Троицы Новоульяновска, храме святого апостола Андрея Первозванного, в храме Всех святых Ульяновска и зданиях на территории Спасо-Вознесенского собора.

    Продолжается возведение Спасского собора женского монастыря. Специалисты отдела разработали проект напольного покрытия и куполов с крестами, которые были освящены и установлены 28 июля.

    Оказана помощь в подготовке проектной документации строящегося Александро-Невского храма, а также храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, начало строительства которого запланировано в новом сезоне. Проведено обследование храма Преображения Господня р.п. Новоспасское, идет подготовка проекта по переустройству завершения колокольни.

    За активное сотрудничество с отделом хотелось бы поблагодарить протоиерея Сергия Ефремова, протоиерея Илию Кузнецова, иерея Захария Боброва, иерея Николая Генсицкого, иерея Максима Пичугина, иерея Вадима Муругова.

    Вновь приходится говорить и о недолжном внутреннем убранстве храмов. Я не просто прошу — я требую не производить никаких  иконописных работ без согласования со мной.

    В этом году, как я уже сказал, был освящен храм в честь Рождества Христова в Усть-Урене. Мне пришлось вмешаться на завершающем этапе, когда заканчивалось внутреннее убранство. Пришлось понудить тех, кто строил храм, выбросить все сделанные раньше «художественные» подмалевки, и заменить их, пусть фотографиями, но, по крайней мере, сделанными с нормальных канонических иконописных образов.

    Еще раз прошу вас не звать никаких «дешевых» иконописцев. Они и «дешевые»-то только в кавычках, а то, что они выдают на горá из под своей кисти, нельзя назвать иконами, как, например, росписи храма в Больших Ключищах, которые делали много лет, но смотреть на них без содрогания просто невозможно.

    Поэтому я очень прошу советоваться заранее, чтобы потом не приходилось вмешиваться, заставлять переделывать. Будет обидно и настоятелю, и благотворителю, который дал средства на работы. Везде, где есть дешевая мазня под видом иконописи, нужно ее менять. Пусть это будет фотография с хороших образцов, пусть это будет шелкография — но икона должна быть иконой, а не карикатурой на нее. Потому что иначе это — апофеоз лжи под видом церковного искусства.

    Если говорить о других предметах внутреннего убранства, о церковной утвари, —  я знаю о тех нареканиях, которые высказывают к продукции Софринского завода. Эта продукция действительно дороговата, порой есть претензии к качеству. Но даже при тех недостатках, которые у нее есть, она на несколько порядков выше того, что предлагает алиэкспресс и интернет-магазины церковной утвари. Те вещи, что я вижу в храмах, зачастую производят впечатление чужеродных для церкви, они никак не вписываются в стиль церковного храмоздательства. Есть у нас в храмах паникадила и семисвечники, которые стоили дешевле софринских, — но они чудовищны по своему художественному решению и исполнению. Такое впечатление, что эта утварь сделана в послевоенные годы из снарядных гильз или еще чего-то в этом роде. Поэтому я хотел бы призвать всех настоятелей, особенно тех, кто занимается благоукрашением храма, активно работать с заводом Софрино. У нас есть церковное производство, которого нет нигде больше в мире, ни в одной Поместной Православной Церкви. При  всех отмеченных недостатках, Софрино производит продукцию достаточно высокого качества. Ну, и кроме того, это завод, который принадлежит Церкви, и потраченные там средства остаются в Церкви, а не идут на развитие бизнеса частных лиц.

     

    Общеепархиальные мероприятия и работа епархиальных отделов

    В последние два года, в период пандемии, существенно сократилась внешняя деятельность Церкви и проведение церковно-общественных мероприятий. Тем не менее, в текущем году состоялось несколько заметных событий, организованных усилиями епархиальных отделов.

    Прежде всего, назову празднование 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, которое проводилось в 2021 году на общероссийском уровне. Как я уже сказал, главным событием этого года для нашей епархии можно считать основание храма в Ульяновске. 12 сентября, в день памяти святого, в храм Александра Невского была передана частица его святых мощей, которая будет пребывать здесь постоянно — сначала во временном храме, а затем, как мы надеемся, в новопостроенной церкви.

    Во всех молодежных клубах и воскресных школах на приходах епархии прошли олимпиады, тематические вечера, творческие конкурсы, кинопоказы, посвященные юбилейной дате и изучению жития святого. В Ульяновской области было проведено около тысячи просветительских мероприятий, организованных правительством области и администрацией Ульяновска. Духовенство епархии совместно с министерством образования и науки активно участвовало в проведении классных часов, во встречах с учащимися средних и старших классов школ. Благодарю всех, кто потрудился в этом году в организации мероприятий празднования. Хотелось бы пожелать, чтобы оно не было какой-то временной кампанией, о которой забудут спустя недолгое время. Но чтобы память об этом святом, «солнце земли Русской», вошла в нашу современную жизнь и принесла в ней плод.

    Отмечу также проведение в Ульяновске межрегионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» и регионального этапа ХХХ Международных Рождественских чтений. В организации секций чтений, которые в этом году прошли на достаточно высоком уровне, приняли участие все епархиальные отделы, за что я сердечно благодарю их руководителей.

    В этом году у нас были созданы две коллегии: по религиозному образованию и культуре, и по социальному служению Симбирской епархии. Целью их создания стала координация деятельности различных епархиальных отделов и подразделений.

    К сожалению, в организационном отношении Симбирская епархия пока сохраняет элементы некоторой раздробленности. Так сложилось, что зачастую разные люди и разные епархиальные структуры занимаются одними и теми же направлениями. Помимо неудобств и рассогласованности, это просто приводит в недоумение светские органы власти, с которыми ведется сотрудничество.

    Например, мне пришлось провести несколько организационных собраний, на которых я собирал всех, кто занимается вопросами религиозного образования: это профильный епархиальный отдел, Архангельский монастырь села Комаровка, Спасский монастырь в Ульяновске, храмы в Арском, и так далее. Пока общение происходит с трудом. Но постепенно координация налаживается, и я надеюсь, что со временем мы сможем работать согласованно, вместе.

    Не устаю говорить, что сфера христианского просвещения остается нашим важнейшим приоритетом.

    Мы старались и стараемся оказать помощь школам в преподавании предмета «Основы православной культуры», который сегодня является одним из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В начале нового учебного года епархия передала школам города и области более 1000 учебных пособий по ОПК, а также содействовала проведению курсов повышения квалификации для преподавателей предмета.

    Модуль, который будут изучать дети, выбирают их родители на родительских собраниях. У нас в Ульяновской области, к сожалению, ОПК выбирают чуть более 32 %. В районах, которые находятся на территории Симбирской епархии – 34,5 %. Духовенство должно участвовать в родительских собраниях и объяснять родителям, что изучается на уроках ОПК, и чем изучение этого предмета может помочь детям и семье в целом.

    Хорошим примером для всей епархии может послужить открытие первого в области кабинета для преподавания ОПК в школе села Большие Ключищи. Класс был открыт по инициативе благочинного Новоульяновского округа, настоятеля Троицкого храма Новоульяновска иерея Николая Генсицкого и настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Большие Ключищи иерея Максима Пичугина при поддержке главы администрации МО «Ульяновский район» Сергея Горячева.

    В целом, у нас активно работает отдел религиозного образования и катехизации, которым руководит иерей Даниил Гасников. И я могу отметить и поблагодарить его, как и в прошлом году.

    С начала пандемии на некоторых приходах закрылись воскресные школы (лектории) для взрослых. Хотелось бы, чтобы они возобновили свою работу. Такие школы должны функционировать во всех многоштатных приходах. И это должны быть не просто разговоры за чаем, но достаточно вдумчивое изучение основ православного мировоззрения, вероучительных истин о Боге, о творении мира, о человеке и Промысле Божием. Кроме того, необходимо рассматривать вопросы о вере и Церкви, о смысле и цели жизни человека, о христианской жизни и спасении, о значении скорбей, болезней, страданий и зла в этом мире. За программами преподавания можно обратиться в епархиальный отдел образования.

    Детские воскресные школы хотел бы призвать активнее участвовать в общеепархиальных мероприятиях, таких как олимпиада воскресных школ, епархиальный конкурс церковных чтецов.

    Я предлагаю активнее привлекать для помощи в преподавании в воскресных школах для взрослых и детей, а также для огласительных бесед перед крещением и венчанием, выпускников епархиальных катехизаторских курсов. Списки выпускников с телефонами будут разосланы настоятелям приходов.

    При содействии ОРОК этим летом прошли детские православные смены в оздоровительных лагерях «Итиль», «Огонек», лагере имени Деева. В этом году они работали с условием 50% загрузки. В православных отрядах отдохнуло 180 детей из воскресных школ и детских домов. В пришкольных летних  лагерях, работающих по программе «Истоки» (их вели вожатые, которые отучились на курсах, инициированных и оплаченных епархией) — порядка 8000 детей.

    Напомню также, что в Ульяновском государственном педагогическом университете ведется подготовка бакалавров по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» и двум образовательным программам: «Практическая теология православной конфессии» (с 2011 года) и «Культура Православия» (с 2021 года). Прошу священников рассказывать потенциальным абитуриентам о возможности получить высшее образование по этому профилю. В начале следующего года будут подготовлены информационные плакаты и раздаточные материалы, которые будут переданы настоятелям приходов для распространения.

    Еще одним важным для епархии событием стало подписание 13 декабря соглашения о сотрудничестве между министерством здравоохранения Ульяновской области и Симбирской епархией. Я надеюсь, оно позволит активизировать нашу совместную работу, особенно в то время, когда множество людей болеет и нуждается в духовной помощи.

    За время пандемии мы неоднократно встречались и выражали свою благодарность врачам и персоналу ковидных стационаров. Духовенство по запросам посещало коронавирусных больных для причащения Святых Христовых Таин в стационарах и на дому.

    Отмечу служение иерея Вадима Миронычева, протоиерея Сергия Гордополова, которые помогают в реабилитации людей с наркотической и алкогольной зависимостью.

    Руководитель отдела по взаимодействию с министерством здравоохранения и медицинскими учреждениями отец Димитрий Субботин окормляет также Симбирское сестричество милосердия во имя святого блаженного Андрея Симбирского (так называемый старший корпус). В их активе — беседы в женских консультациях, посещение одиноких пожилых людей, адресная  помощь нуждающимся, участие в работе гуманитарных складов.

    В марте этого года епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, совместно с профильным Синодальным отделом, провели благотворительную акцию. На средства в размере 100 тысяч рублей, направленные из Синодального отдела, сотрудники епархии сформировали продуктовые наборы. Они были распределены между приходами Ульяновска, и с 25 по 30  марта переданы малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам, людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

    При храме Иоанна Предтечи создается центр гуманитарной помощи, для него приобретено и установлено оборудование.

    При этом же храме начал работу православно-инклюзивный центр «Солнечный круг», где проходят адаптацию 13 детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Силами центра социальной поддержки «Доверие» и Спасского монастыря, нескольких приходов города в Ульяновске организовано питание для малоимущих и людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Раздача обедов проходит три раза в неделю на территории храма «Неупиваемая Чаша» и один раз в неделю у храма великомученика Георгия Победоносца. В новом городе около ресторана «Самовар» производится раздача горячих обедов волонтерами из храма Николая Чудотворца. Готовится и раздается около 200 обедов в неделю. Наша задача — поддерживать и развивать это служение, системную поддержку малоимущих.

    Я еще раз подчеркну, что к социальному служению призван, по возможности, каждый приход Русской Православной Церкви. И многие из наших приходов оказывают посильную поддержку нуждающимся. Сердечно благодарю вас за это.

    В епархии стабильно работают отделы по взаимодействию с вооруженными силами, правоохранительными органами, тюремному служению.

    Замечу, что очень важно продолжать церковное служение в учреждениях исполнения наказаний. Оно должно быть направлено как на осужденных, так и на сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые нуждаются в духовном окормлении. В этом году были опубликованы свидетельства о пытках в колониях нескольких регионов, и это вызвало большой общественный резонанс. Много упреков было высказано и в адрес Церкви, как это она допустила такое беззаконие.  Мы отдаем себе отчет, что не имеем возможности реально, напрямую влиять каким-то образом на ситуацию в тюрьмах — ни на администрацию, ни на заключенных. Но надо искать такие формы взаимодействия с УФСИН, чтобы действительно приносить пользу, и чтобы не было ощущения, что мы своим присутствием узакониваем беззаконие.

    Во взаимодействии с армией, правоохранительными органами, казачеством роль духовенства не может заключаться в том, чтобы подменить собою службу политруков. Для военного священника неправильно ставить перед собой чисто утилитарные задачи — патриотического, интернационального воспитания, и так далее. Наша главная задача — донести слово Божие хотя бы до нескольких человек, которые готовы будут его воспринять, и достигается эта цель в 99 процентов случаев в результате личного общения с военнослужащими. Не перед строем, не в официальном обращении с трибуны, и окроплении оружия, а именно личном. Если так будет, тогда наша деятельность будет иметь смысл.

    Как и в прошлом году, могу поблагодарить за активную работу молодежный отдел епархии. Молодежь не просто встречается для общения в молодежных клубах при храмах. Новым направлением стало участие православной молодежи в качестве певчих, чтецов и алтарников в богослужениях на приписных приходах. Совершены несколько трудовых поездок в помощь сельским храмам. Образовано так называемое младшее крыло движения «Симбирская православная молодежь», в которое входят подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Благодарю также духовенство, которое посвящает свое время встречам и общению с молодыми людьми.

    Успешно выполняет свои функции отдел по взаимоотношениям с обществом и СМИ. Ведется сотрудничество с большинством региональных изданий, которые вовремя получают информацию о епархиальной жизни, и она востребована. Благодарю духовенство, которое по просьбе сотрудников отдела участвует в подготовке материалов для светских изданий. Налажена работа епархиальной телегруппы. Сюжеты о самых важных событиях выходят, кроме епархиальных интернет-площадок, на телеканале «Союз», в программах ГТРК «Волга» и телеканала Улправда. Вышли в свет фотоальбом «Спасо-Вознесенский кафедральный собор Симбирска», календарь «Храмы Симбирской митрополии», готовится к печати еще несколько изданий. Отметила 25-летие газета «Православный Симбирск». Мы стараемся, чтобы наши прихожане могли получить доброкачественные знания о вероучении в доступной форме. Прошу вас использовать газету и епархиальные интернет-ресурсы в своей пастырской работе, рекомендовать их прихожанам, чтобы они могли найти ответы на свои вопросы.

    Недавно вступил в должность новый глава миссионерского отдела священник Владимир Маняков. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить его за устроение приходской жизни в храме Сошествия Святого Духа, где он является настоятелем, и за его деятельность благочинного. Надеюсь, что он так же добросовестно и неформально отнесется к своим новым обязанностям.

    Епархиальный отдел по культуре переименован в культурно-просветительский отдел Симбирской епархии, на должность руководителя назначен иерей Николай Генсицкий. Пока деятельность отдела несколько заморожена из-за пандемии. Но я надеюсь, что он начнет полноценную работу, как только будут сняты ограничения.

    Продолжала свою работу юридическая служба, прежде всего — по надлежащему оформлению собственности, которая принадлежит приходам и епархии.

    В Управлении Росреестра по Ульяновской области в 2021 году было зарегистрировано право собственности Симбирской епархии, а также ее канонических подразделений, на 20 объектов недвижимости, право безвозмездного пользования на 4 объекта недвижимости.

    До настоящего времени не оформлены более половины объектов недвижимости (здания храмов, земельные участки, вспомогательные строения и др.): это 98 объектов из 154.

    Одним из важных вопросов в 2021 году стал возврат имущества религиозного назначения из собственности физических лиц. Сейчас в частной собственности находятся около 10 религиозных объектов.

    Симбирской епархией инициировано оформление права муниципальной собственности, с последующей передачей в собственность Симбирской епархии на 5 объектов недвижимости.

    В 2021 году проводилась работа с органами исполнительной власти и собственниками относительно возврата имущества религиозного назначения (в рамках Федерального закона 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»). Речь идет о возвращении Церкви здания бывшего Симбирского духовного училища, построенного в 1891-1893 гг., где сейчас располагается медицинский факультет УлГУ, и дома причта Всехсвятской церкви, 1896 года постройки, расположенного по адресу: ул. Крымова, д. 67А.

    Ведется работа с Управлением по охране памятников истории и культуры Ульяновской области по вопросам переоформления охранных обязательств на объекты религиозного назначения, которые имеют статус объекта культурного наследия. Проводится уточнение предметов охраны объектов культурного наследия религиозного назначения, принадлежащих Симбирской епархии, а также разработка охранных зон вокруг них.

    С 2018 года действуют курсы повышения квалификации для духовенства Симбирской мирополии. Напомню, что согласно «Положению о курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви», утвержденному решением Священного Синода от 27 декабря 2016 года, клирики Русской Православной Церкви проходят обучение на курсах раз в 7 лет. Целью курсов является повышение квалификации и образовательного уровня духовенства в области православного богословия и современных особенностей церковной жизни. В текущем году на курсах прошли обучение две группы духовенства из Барышской и Мелекесской епархии. В марте 2022 года планируется организовать занятия для группы духовенства Симбирской епархии.

     

    О проблемах пастырского служения

    На прошедшем епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх вновь говорил о том, каким должно быть служение священника, каким требованиям он должен соответствовать. Его слово можно отнести не только к московским, но и ко всем пастырям Русской Православной Церкви.

    Сейчас все мы — и паства, и духовенство, вместе со своей страной, переживаем трудности пандемии. «В связи с этим мы должны в полной мере осознать, что такая ситуация накладывает на каждого из нас тем большую пастырскую ответственность за каждого приходящего в храм. В упомянутых условиях пастыри призваны быть особенно внимательны к себе и своему облику, должны опасаться оттолкнуть брата или сестру во Христе равнодушием, надменностью и невнимательным отношением к порученному делу и к приходящим в церковное собрание людям», — подчеркнул Святейший.

    Он напомнил: «Священник призван соблюдать присущее сану достоинство как в храме и в быту, так и в Интернете, должен быть в буквальном смысле слова безупречным — образцом для верных в слове, в образе жизни, в вере, в чистоте (ср.: 1 Тим. 4:12)».

    Обязательными составляющими служения должны быть «содержательные, тщательно подготовленные проповеди,… готовность приумножать свои знания, благоговейное совершение богослужений, стремление делать все для облегчения понимания службы Божией людьми».

    Какие средства для этого можно использовать? Они, как правило, хорошо известны и практикуются на многих приходах: это организация дежурств катехизаторов-консультантов в храмах, распространение просветительских листовок на самые востребованные темы (к примеру, о крещении, отпевании; о значении святой воды и тому подобные), раздача текстов праздничных канонов или полных праздничных служб с параллельным переводом на русский язык, использование аудиооборудования в храмах. Необходимо также обращать усиленное внимание на четкость произношения богослужебных текстов клириками и чтецами, на внятное и благозвучное пение церковных хоров.

    К сожалению, вынужден отметить, что во многих храмах епархии, несмотря на мои замечания и решения епархиального совета, сохраняется небрежное отношение в самому главному делу священника — богослужению.

    По всем приходам епархии был разослан циркуляр о необходимости служения в дни наиболее почитаемых святых и икон Божией Матери, но он не всегда исполняется. Я вижу, что по какой-то неведомой причине в епархии нет должного отношения к престольным праздникам храмов, к местным святым и святыням. А если духовенство не считает эти праздники заслуживающими внимания — то и прихожане ничего о них не знают и не относятся к ним как церковному торжеству. <…>

    В этом году, начиная с Великого поста, мы начали отправлять священников из городских храмов для совершения богослужений на некоторые сельские приходы, где священник является настоятелем по совместительству, с той целью, чтобы дать возможность людям принять участие в богослужении  в самые важные дни церковного года.

    При этом выяснилось, что некоторые батюшки приучили своих сельских прихожан ходить в храм сугубо в определенные дни, когда удобно самому батюшке. И тем самым — отучили от нормального, осознанного следования за церковным календарем, каждый период которого имеет глубокий христианский смысл.

    К примеру, мы отправляем священников в села на Вербное воскресенье. Во всей Русской Церкви это один из самых любимых праздников, когда в храмах собирается годовой максимум прихожан.

    Один из наших священников был направлен на этот праздник послужить на сельский приход. И когда он позвонил настоятелю по вопросу подготовки к службе, тот ему ответил: «Да Вы не приезжайте, все равно никто не придет». И действительно, священник с певчим приехали к закрытому на замок храму, с трудом нашли какую-то женщину, которая вновь заявила: «Вы там идите, служите, а народу сегодня не будет — у нас службы нет в этот день»… Это же надо было суметь приучить прихожан к тому, что на Вербное воскресенье службы не бывает, и быть не должно?…

    Должен отметить, что были и другие примеры, показавшие, что эта практика полезна и востребованна. Например, иерей Сергий Долгунов, протоиерей Сергий Аристов всегда готовят к службе храм, в котором не смогут на праздник послужить сами, и помогают назначенным туда батюшкам: собирают певчих, пономарей, организуют уборку, готовят просфоры и все, что нужно для богослужения.

    Я сердечно благодарю всех священнослужителей, который с добрым сердечным расположением совершали богослужения в эти праздничные дни на отдаленных, порой даже на необустроенных приходах, тем самым давая возможность верующим людям принять участие в торжествах и приобщиться Святых Христовых Таин.

    Совершенно неправильно приезжать на приписные приходы только с какими-то требами: освятить вербу, куличи, собрать записки.  Спрашиваю в одном из таких храмов: «Батюшка бывает?» — «Да, бывает». — «Когда в последний раз?» — «Да вот в том месяце» — «А что делал?» — «Проводил причастие»… Выясняю, что священник не служит ни литургии, ни обедницы, — а просто причащает тех, кто пришел.

    Еще раз напоминаю: поездки священника в приписные храмы должны совершаться не для того, чтобы продать там свечки и собрать записки. Надо по возможности совершить литургию или обедницу, обязательно говорить с людьми о Христе, о Церкви, ответить на их вопросы, помолиться вместе с ними, помянуть их усопших родственников, помочь им подготовиться к Причастию. Это должна быть настоящая пастырская работа.

    Мне приходится говорить, в сущности, о прописных вещах, но ситуация такова, что я вижу в этом необходимость. Священник — это человек, который служит Богу, которому доверено высокое и спасительное дело совершения церковных Таинств. Мирянин, верующий во Христа, спасается благочестивой жизнью, проводимой им в соответствии с заповедями Евангелия. Но священник удостоился в Таинстве хиротонии особой благодати. Перед рукоположением он перед Крестом и Евангелием произнес слова присяги, согласно которой вся его жизнь принадлежит уже не ему и не его семье, но Богу, Церкви и людям. И спасается он именно через свое служение.

    Священник предстоит перед престолом в алтаре, молится сам о вверенной ему пастве и учит молиться людей. Если он любит и понимает богослужение, то испытывает особую нужду в молитве и в храме, и дома. Тогда молитва становится для него радостью и утешением, а служение — счастьем. Если он служит достойно, то примет от Бога великую награду и в настоящем, и в будущем веке. Если же он не любит богослужение, то оно всегда будет оставаться для него тяжкой повинностью, скучным, тягостным, второстепенным занятием. Но вся жизнь человека в таком случае превращается в мучение. И какой ответ даст он потом на Суде Божием? Об этом надо почаще вспоминать.

    К сожалению, сохраняются некоторые проблемы с исполнительской дисциплиной.

    На прошлом собрании я говорил о том, что благочинные исполняют свои обязанности во многом формально, объяснял, каковы обязанности благочинных. Они изложены самым подробным образом в Уставе Русской Православной Церкви. К сожалению, мои призывы, как и в ряде других случаев, остались не услышанными и не исполненными. Я не буду еще раз напоминать вам эти обязанности — повторю, они находятся в Уставе. Но могу сказать одно: там, где благочинные не исполняют своих обязанностей, — будет производиться замена.

    То же самое могу сказать в отношении настоятелей храмов. Настоятель — это не просто человек, которому посчастливилось стать «хозяином» того или иного храма. У настоятеля есть множество ответственных обязанностей, в том числе, перед гражданскими инстанциями. Таких же, как у любого человека, возглавляющего юридическое лицо, — неважно, коммерческая это организация или некоммерческая. Настоятель должен постоянно заниматься своим храмом во всех отношениях, и прежде всего — в духовном. Я уже неоднократно говорил о богослужении — о том, как оно должно совершаться, и как часто. Говорил о необходимости следить за материально-техническим состоянием храма, за правильностью ведения в нем бухгалтерского учета, юридической и кадровой документации. Но и спустя полтора года сталкиваюсь с тем, что на многих приходах этого нет.

    В этом году ревизионной комиссией епархии было проведено несколько проверок. К сожалению, впечатление от них печальное. И вы наверное, заметили, что по результатам ревизий одни настоятели снимаются с должности, другим объявляются выговоры, которые по сути являются последним предупреждением.

    В течение года уделялось особое внимание вопросу об организации и ведении бухгалтерского учета на приходах. Приход (монастырь, подворье) является зарегистрированным юридическим лицом. Согласно законодательству РФ, он обязан вести бухгалтерский учет, платить налоги и сдавать отчетность.

    Епархией были организованы и проведены однодневные епархиальные курсы для бухгалтеров и настоятелей приходов. Однако после этого лишь 3-4 бухгалтера обратились в епархию за дополнительной информацией и показали проделанную работу. Остальные не изменили своего подхода, что подтвердили результаты ревизионных проверок. <…>

    В 2021 году Управлением министерства юстиции РФ по Ульяновской области была проведена документарная проверка 2 приходов. Настоятелям было указано на необходимость кадрового оформления на приходах их самих и штатных священнослужителей. За несвоевременное оформление на организацию возлагается штраф до 100 000 рублей, а на должностное лицо до 50 000 рублей.

    В епархию регулярно обращается Пенсионный Фонд подтвердить стаж из-за некорректного отражения сведений в трудовой книжке, или сами священнослужители обращаются в епархию с тем же вопросом, когда подходит время для начисления пенсии. Но получается, что стажа у них нет, потому что они не были оформлены на приходе.

    И очень важная проблема: большинство сельских и районных храмов открываются только на богослужение. Остальное время храм закрыт. Это неправильно. Во всех районных центрах храмы должны быть открыты ежедневно хотя бы с 8 до 14, если нет богослужения. В дни богослужений время работы храма увеличивается. Хотелось бы видеть открытыми в течение дня храмы в селах Ундоры, Карлинское, Игнатовка, Большое Нагаткино, Богдашкино, Большие Ключищи, Ишеевка, Зеленая Роща, Лаишевка, Белый Ключ, Луговое.

    Даже городские храмы бывают закрыты днем, это никуда не годится. Так, на закрытых дверях храма Рождества Христова в Ульяновске наши сотрудники обнаружили записку: «При закрытом храме можно обращаться в трапезную или звонить по телефону….».

    Продолжалась в этом году работа по ликвидации лавочной торговли. Я уже говорил, что одним из моих самых ярких и неприятных первых впечатлений было чудовищное количество церковных лавок в магазинах Ульяновска. <…>

    В лавках, которые принадлежали Богоявленскому храму с. Арское, шла самая настоящая пропаганда. Людям говорили, что тот, кто хочет спастись, обязательно должен ехать в Арское, что ни в какие другие храмы ходить нельзя — там все неправильно, что исповедь совершается только в Арском, и так далее. Так нельзя делать. Тем более, нельзя никогда зазывать людей к себе, оговаривая при этом другие храмы и священников. Кстати, скажу о совершенно неоправданной практике так называемых общих исповедей в Богоявленском храме с. Арское. Можно было понять святого Иоанна Кронштадтского, который проводил общую исповедь в Андреевском соборе Кронштадта, где собиралось от трех до пяти тысяч человек, — потому что даже десяток священников не мог бы поисповедовать такое количество народа. Или вспомнить общую исповедь в советские годы, когда один-два священника сбивались с ног, исповедуя на Страстной неделе тысячи людей, собиравшихся в единственный храм города. Но эта практика осталась далеко в прошлом. Зачем проводить «общую исповедь» там, где собралось тридцать-пятьдесят человек и при этом длить ее полтора-два часа? Это совершенно неоправданно.

    Я прошу вас, уважаемые отцы, исправить ошибки, о которых я сегодня сказал. Это нормальная рабочая дисциплина, которая существует и в миру — но тем более она должна быть и в Церкви, потому что мы призваны к совместному служению. Главой епархии является архиерей, он несет за нее ответственность, и духовенство несет свое служение под его руководством. И только в единстве мы сможем полноценно служить, созидать нашу жизнь и решать возникающие проблемы.

    Да, мы переживаем непростые времена, когда к обычным трудностям человеческой жизни добавились угрозы пандемии. С каждым годом людям все труднее в прямом смысле поднять глаза к Небу. В этих условиях нужно с особым старанием и ответственностью подходить к своему служению, со всем вниманием относиться к собственной духовной жизни и жизни своих прихожан, чтобы сохранить и передать другим людям веру во Христа ― тот драгоценный дар, без которого жизнь человеческая теряет смысл и полноту.

    Завершу свой доклад словами Святейшего Патриарха из его доклада на Епархиальном собрании города Москвы: «Сегодня многие люди испытывают смятение и тревогу за будущее. Но у нас, священнослужителей и монашествующих, нет никакой неопределенности. Мы совершенно точно знаем, что именно каждый из нас может и должен делать. У каждого из нас есть то, что остается неизменным и непреложным в любых условиях: это наше служение. Для монашествующих в монастырях — это усиленная личная молитва и — весьма желательно — ежедневное участие в богослужении, и совершение добрых дел. Для диаконов — это благоговейное призывание людей на общую молитву, забота об алтаре Господнем и помощь настоятелю в трудах по организации приходской жизни. А для всех нас, дорогие архипастыри и пастыри, — это то, что так прекрасно и исчерпывающе сформулировано в молитве на пресвитерскую хиротонию, которая когда-то была прочтена над нами. А именно: что бы ни происходило в мире, мы должны с неизменной ревностью предстоять жертвеннику Великого Бога, возвещать Евангелие Царствия Его, священнодействовать слово истины Его, приносить Ему дары и жертвы духовные, обновлять людей Божиих через купель пакирождения».

    Завершая этот год, еще один период нашей жизни, будем вместе благодарить за него Бога, просить, чтобы Он принял наше служение и наши труды, простил наши ошибки и помог их исправить. И я от всего сердца благодарю вас, дорогие отцы и братия, за служение и доброе соработничество. От души желаю вам душевной и телесной крепости, семейным батюшкам — счастья, взаимопонимания и благополучия.

    Но, что важнее всего, всем вам я желаю подлинной жизни с Богом. Желаю не терять ревности, благоговения и горения сердца, которое не только поддерживает самого священника, но и обязательно передается прихожанам, сподвигает их к глубокой духовной, церковной жизни.

    Еще раз поздравляю вас с Новолетием и приближающимся Рождеством Христовым! Бог мира, Отец щедрот да дарует нам Свою всесильную помощь, радость, утешение и мудрость.

    Бог да благословит всех вас!