Где родился Христос?

    «Дом хлеба» – так с еврейского переводится значение слова «Вифлеем». Когда-то плодородные поля города на горе приносили обильный урожай зерновых культур. Но главное предназначение этого места – стать родиной Того, Кто в Евангелии назван «Хлебом жизни».

    Вифлеем – один из древнейших городов на земле, основан в XVII-XVI веках до Рождества Христова. Он расположен в девяти километрах к юго-западу от Иерусалима.

    В Вифлееме родился Давид – царь, пророк и псалмопевец. Поэтому еще одно название этого места – «город Давидов». В книге Бытия город фигурирует также под именем Ефрафа, вблизи которого была погребена Рахиль (младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова, мать патриарха Иосифа). Пророк Иеремия, изображая бедствия и пленение иудеев, представляет Рахиль как праматерь израильтян, осиротевшей и безутешно плачущей о сынах своих, ибо их не стало (см. Иер. 31, 15). Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ другого – избиения Иродом младенцев – повторяет слова пророка, применяя их к современной ему истории. Вифлеемские дети принадлежали к потомству Рахили, и она, как их мать, безутешно плачет, потому что их больше нет (см. Мф. 2, 18).

    На вифлеемских полях Руфь собирала колосья. Эта библейская праведница, праматерь царя Давида, потеряв мужа, осталась ухаживать за своей свекровью.

    Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 2, 5).

    Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, потребовал от знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему привели неточную цитату из книги пророка Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф. 2, 5-6).

    Пресвятая Дева Мария жила в Назарете, но из-за римской переписи она должна была отправиться в Вифлеем, потому как происходила из дома и потомства Давида.

    Со времени рождения Спасителя Вифлеем стал священным городом для всего христианского мира: тысячи паломников стекаются сюда отовсюду. Вифлеем пережил трудную и длинную историю, не раз был разрушен до основания, и ко времени захвата Палестины османами (в XV веке) пришел в полный упадок, от которого оправился только в начале XX столетия.

    Базилика Рождества

    Современная базилика Рождества Христова – единственный христианский храм в Палестине, который сохранился в целости (хотя и с рядом перестроек) с домусульманского периода. Богослужения в нем совершаются практически непрерывно с ранневизантийской эпохи. Первый храм Рождества над пещерой, которой поклонялись как месту рождения Иисуса Христа, был построен императором Константином Великим и его матерью Еленой. Он упоминается уже в 333 году, но освятили его 31 мая 339 года. Как отмечает ряд церковных авторов, храм строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для Пещеры Рождества.

    Первая базилика Рождества (верхняя церковь) была полностью разрушена в 529 году в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вскоре, по просьбе преподобного Саввы Освященного и по приказу императора Юстиниана I ее полностью отстроили. Несмотря на древнее происхождение, современный вид Пещеры Рождества сложился примерно к XII веку.

    В 1717 году место Рождения Спасителя было обозначено 14-конечной звездой, освещаемой множеством лампад, пожертвованных представителями разных конфессий. Вокруг звезды – латинская надпись, которая гласит: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Над этим местом устроен мраморный навес, верхняя доска которого служит престолом для православных и армян.

    К пещере ведут два входа с севера и юга; чтобы попасть туда, нужно спуститься по ступеням. Большая часть пещеры – природная, остальная – рукотворная. Пол и стены покрыты мрамором.

    С 1229 года храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.

    С 1347 года Римско-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь с 1244 года имеет права на главный алтарь верхнего храма.

    В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви. Ключи от входа в святыню находятся у представителей Греческой Православной Церкви.

      Начиная с христианской эпохи, Вифлеем постоянно упоминается и описывается паломниками. Из описания путешествия по Святой Земле Сильвии Аквитанки (IV век) видно, что накануне праздника Рождества Христова из Иерусалима в Вифлеем приходил патриарх со своим клиром. Сюда же стекалось множество палестинских отшельников. С вечера и до глубокой ночи совершалось богослужение, а после него патриарх и многие из народа возвращались в Иерусалим. Приписанные же к вифлеемским святым местам клир и монашествующие оставались в храме до рассвета, пели духовные песни и антифоны.

    Рядом с южным входом в базилику находится лестница, ведущая в Пещеру младенцев. Она наполнена останками детей, убитых по приказу царя Ирода. Правитель был в гневе от поступка мудрецов, которые обманули его и не вернулись, чтобы сообщить, где находится Иисус.

    В IV веке царица Елена прислала Вифлеемскому раввину вышитое золотом одеяние, которое он мог бы получить в награду, если покажет место захоронения младенцев. Раввин принял предложение, и царица построила гробницу.

    Около базилики Рождества есть Молочный грот, принадлежащий католикам. Согласно традиции, когда святое семейство убегало в Египет, Дева Мария остановилась здесь и кормила Своего Сына. Во время кормления капля молока упала на пол пещеры и тотчас скала стала белой, как мел.

    Ксения Манякова

    № 24 (560) 22 декабря 2021 г.