Нам сложно представить, но в первые века христианства верующие люди не знали праздника Рождества Христова. Почему же такой знаменательный для верующих день, который сейчас мы ждем 40 дней и готовимся к нему постом и молитвой, не был значим для первых христиан?
Для ответа на этот вопрос нужно понять ту культурную и историческую среду, в которой родился и жил Спаситель. Отношение к дню рождения у иудеев и язычников разнилось: если первые вовсе не отмечали этот праздник, то вторые обязательно устраивали богатый пир. В Библии всего трижды встречается упоминание о праздновании дня рождения: египетским фараоном, Антиохом – жестоким правителем Сирии, и, наконец, Иродом Антипой – сыном царя Ирода Великого. Все они вошли в историю как символы тирании и человеконенавистничества. Празднование Иродом дня своего рождения неразрывно связано с пролитием крови величайшего праведника – пророка Иоанна Крестителя.
Несмотря на то, что израильский народ напряженно ждал обещанного Богом Мессию, его религиозное сознание было основано на мысли о врожденной греховности человека, на представлении о земной жизни как юдоли скорбей. Псалмопевец Давид восклицал: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). Ту же мысль высказывал праведный Иов: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов. 14, 4). По этой логике, странным было почитать день, который положил начало земным страданиям.
Конечно, Пресвятая Богородица не могла не помнить дату рождения Своего Сына. Знал ее и праведный Иосиф, и другие родственники Христа по плоти. Но за пределы семьи сведения о дне рождения Спасителя не выходили. Даже евангелист Лука, упоминающий в своем повествовании многие хронологические данные, связанные с этим событием (благовещение Девы Марии в шестой месяц после зачатия Иоанна Предтечи, Ее пребывание у праведной Елисаветы около трех месяцев, обрезание Христа в восьмой день по рождении), даты рождения Мессии не упоминает.
В центре праздника – молитвенное переживание
Многие из дат церковного календаря, по своей сути, – условные. Важна не хронология и точное соответствие календарному дню, а сам факт молитвенного воспоминания и переживания того или иного события, связанного с жизнью Спасителя, Богородицы или святых.
Христианам первых двух веков достаточно было только факта Рождения в мир Мессии. Не было потребности посвящать этому событию отдельный праздник. Как основа веры переживалось Воскресение Спасителя.
Вспомним знаменитые слова апостола Павла о смысле и цели проповеди и веры: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… и если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15, 14;19). Проповедовали апостолы, в первую очередь, не о Рождестве, а о Воскресении Спасителя.
Противостояние ересям
Одним из поводов к установлению праздника стали внешние обстоятельства. В III веке начали распространятся разнообразные гностические течения, искажавшие восприятие Крещения Господня. Гностики – бывшие язычники – считали, что не обязаны с принятием новой веры оставлять свои прежние теории. По их мнению, лишь в момент Крещения с человеком Иисусом соединился Логос, тогда как до этого Сын Девы Марии был обычным грешным человеком.
В полемике с еретиками был установлен праздник, который знаменовал явление Бога во плоти: Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание Рождества. Так, в IV веке по всему Востоку эти два события отмечались в один день – 6 января (ст.ст.) под общим именем Богоявления. Основанием для празднования Рождества Спасителя 6 января (как и Крещения) служило вовсе не историческое соответствие этой даты дню рождения Господа Иисуса Христа, который и ранее в точности не был известен. А таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос, по созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который был сотворен и умер первый Адам, – в шестой первого месяца года.
По словам блаженного Иеронима Стридонского, «в рождении Своем Сын Божий явился миру сокровенно, а в Крещении совершенно». Действительно, только после Крещения, в возрасте 30-ти лет, Христос начинает Свое общественное служение.
Свидетельством древнего соединения праздников Рождества и Богоявления в Православной Церкви доныне служит сходство в совершении праздничных богослужений. Тому и другому предшествует сочельник. Чин богослужений в навечериях и в сами дни праздников также совершенно одинаков. Между ними нет поста – они будто остались соединены в церковном сознании невидимой нитью.
Миссионерские мотивы
Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Перенесением праздника на 25 декабря (ст.ст.) Церковь стремилась создать противовес языческому культу солнца и уберечь верующих от участия в нем.
В дни зимнего солнцестояния римляне совершали празднества в честь бога Сатурна («день рождения солнца непобедимого»). В те же дни по всей империи широко отмечалось рождение солнечного бога Митры. Истоки этих праздников понятны: солнце начинало расти, а день прибавляться.
После того, как в начале IV века император Константин Великий прекратил гонения на христиан, Церковь воспользовалась этими празднествами для утверждения веры в Богочеловека. Прения с языческими культами солнца слышны в песнопениях Рождества Христова, где о Спасителе говорится как об «Истинном Солнце», «Солнце правды», озарившем Своим рождением затянувшуюся «зиму» язычества.
В Восточной Церкви празднование Рождества 25 декабря было введено позже, чем в Западной – во второй половине IV века. Раздельное празднование Рождества и Крещения было введено в Константинопольской Церкви примерно в 377 году по указанию императора Аркадия, а также благодаря силе красноречия святителя Иоанна Златоуста. Из Константинополя традиция праздновать Рождество 25 декабря распространилась по всему православному Востоку.
По мысли святителя Григория Нисского, как с этого дня начинает уменьшаться тьма и увеличивается время солнечного света и таким образом происходит поворот в природе, так и с Рождением Спасителя произошел поворот в мировой жизни.
Торжество исповедания веры
Вот так, в попытках искоренить языческое сознание и утвердить догматы о воплощении Сына Божия родился праздник Рождества Христова. Введенный на Востоке в IV веке, в последующие столетия он сохранял за собой значение праздника торжества исповедания православной веры, помогая в борьбе с несколькими ересями.
Это значение праздника отразил в конце V века преподобный Роман Сладкопевец в кондаке «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Из 25-ти строф в современном богослужении сохранилось только две – кондак и икос. Они раскрывают православное учение о Спасителе как о совершенном Боге и совершенном Человеке. Кроме преподобного Романа, авторами песнопений Рождества Христова стали преподобные Ефрем Сирин и Иоанн Дамаскин, святитель Косма Маиумский, монахиня Кассия. Лишь к X веку сложилась та рождественская служба, которую мы слышим в храмах сегодня.
Нам чужд культ солнца, мы не ведаем единого праздника Боговоплощения, но из года в год с трепетом в сердце ждем того дня, когда сможем вместе с хором пропеть: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсиямирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»
Ксения Манякова
№ 24 (560) 22 декабря 2021 г.