«Ныне я получил свободу, увидев Спасителя моего! Он – рожденный от Девы, Он – от Бога Бог Слово, воплотившийся нас ради и спасший человека!», – так передает одна из стихир праздника Сретения Господня чувства праведного старца Симеона Богоприимца, сподобившегося принять на свои руки Младенца Христа, Спасителя мира.
Мы знаем, что богослужение Православной Церкви делает нас участниками священных событий, которые не просто произошли в далеком прошлом, но совершаются «днесь» – здесь и сейчас. Любой церковный праздник имеет богатый символический смысл, применимый к жизни каждого человека. Вот почему в преддверии Сретения Господня – дня встречи человека и Бога – мы решили поговорить с митрополитом Симбирским и Новоспасским Лонгином, как происходит эта встреча сегодня.
– 15 февраля – Сретение Господне. В чем смысл этого торжества?
– Как и все двунадесятые праздники, Сретение является воспоминанием события евангельской истории – встречи Родившегося Спасителя в Иерусалимском храме двумя ветхозаветными праведниками: старцем Симеоном Богоприимцем и пророчицей Анной, вдовой преклонных лет, которая почти всю свою жизнь провела в этом храме. Именно им, «служившим Богу день и ночь» (ср.: Лк. 2, 37), Господь предоставил такую возможность – встретить и взять на руки принесенного в храм Младенца Христа. Есть предание о том, что старец Симеон был одним из семидесяти толковников, которые переводили на греческий язык Священное Писание Ветхого Завета. И когда он дошел до слов пророчества Исаии о том, что «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14), он решил, что это ошибка, и исправил слово «Дева» на «молодую женщину». Тогда ему было явление Ангела, который подтвердил правоту этого пророчества. И Господь даровал ему одновременно испытание и награду, пообещав, что он не вкусит смерти, пока не увидит Младенца, Родившегося от Девы. Когда Матерь Божия принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, праведный старец Симеон был извещен Духом, что это именно Тот, о Ком идет речь в Писании. Поэтому взяв Младенца на руки, он обратился к Богу с благодарением. Текст этого благодарения находится в Евангелии от Луки и повторяется на каждом вечернем богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля» («Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля») (Лк. 2, 29-32).Праздник Сретения Господня очень символичен и глубок, он является связующим звеном между Ветхим и Новым Заветами.
– А как сегодня у человека происходит встреча с Богом, как люди обретают веру?
– Сегодня – так же, как и во все времена. Сколько людей – столько и путей к Богу. Господь стучится в сердце каждого человека. Кто-то приходит в результате долгих рассуждений. Есть такое понятие – «проклятые вопросы», то есть вопросы о смысле жизни: зачем я пришел на эту землю, какова цель моего пребывания здесь, что такое мир вокруг меня? Эти вопросы обычно возникают у человека в период взросления – это нормально, так и должно быть. Кто-то увлекается примером веры другого человека, кого-то привели в храм родители, и он проникся богослужением. Кого-то Господь приводит к Себе через испытания, скорбь – это зависит от человека.
Приход к Богу никогда не был и не может быть чем-то массовым, он всегда индивидуален. Бог – Личность, и Он говорит с каждым человеком теми словами, испытаниями, обстоятельствами, которые нужны именно этому человеку. У святителя Амвросия Медиоланского в его молитве есть очень хорошее обращение к Богу: он просит Господа отъять у него каменное сердце и вложить новое, из плоти. Для того, чтобы размягчить каменное человеческое сердце и сделать его плотяным, Богу иногда приходится прилагать очень большие усилия. Но если человек отвечает Богу, тогда он Его находит.
– Владыка, нам пришел на почту вопрос на близкую тему: «В книгах говорится, что у каждого человека есть возможность узнать Бога, уверовать. Но по своему жизненному опыту вижу, что разные люди родились и живут в разных условиях, и у многих из них нет возможности услышать о Боге. Говорю даже не о людях из племени тумба-юмба, а о своих близких. У меня сложилось ощущение, что вера – пригласительный билет от Бога, Он Сам призывает, Сам выбирает как будто. Получается, что у кого-то нет шансов? Этот вопрос меня мучает сейчас. Светлана»
– Сейчас на земле практически не осталось мест, где нельзя было бы услышать о Христе. Евангелие проповедано по всей земле, даже в отдаленных уголках земного шара. В самых экзотических местах, где только живут люди, за последние столетия побывали миссионеры, которые говорили о Боге, создавали переводы Евангелия, распространяли книги и так далее. Мы знаем из Священного Писания, что даже люди, которые не знают Бога, скажем так, по объективным причинам, могут Бога услышать. Ведь по слову Апостола, совесть – это и есть слово Бога в человеческом сердце (см.: Деян. 10, 35; Рим. 2, 15). И люди, которые живут по совести, будут угодны Богу. Это древняя вера Церкви.
А что касается тех, кто живет вокруг нас, – автор этого вопроса и права, и неправа. Она права в том, что вера – это дар Бога человеку. Это совершенно верно, потому что Бог Сам обращается к человеку и призывает его. Но автор неправа в том, что Бог при этом кого-то выбирает. Это люди выбирают – отвечать ли на призыв Божий или промолчать, пройти мимо, сделать вид, что ничего не слышал. Голос Бога не один раз звучал в жизни каждого человека, но часто люди ему изо всех сил сопротивляются. Дело в том, что ответить Богу на Его призыв – очень сложно, очень чувствительно. Потому что человеку нужно будет принять новую систему координат, перевернуть все в своей жизни, встать с головы на ноги. Это больно: меняется система ценностей, рвется очень много связей. Человек инстинктивно подозревает, что, если он ответит Богу на Его призыв, ему придется менять всю свою жизнь. Поэтому он предпочитает не отвечать.
– Сегодня люди часто приходят в храм уже будучи взрослыми. Чему нужно научиться в храме в первую очередь, что бы Вы посоветовали?
– Наверное, прежде всего, нужно научиться молитве – обращаться к Богу как к Тому, Кто находится рядом, перед тобой. Нужно молиться о своих близких, о самом себе, благодарить Бога. Мы часто приходим к Богу, чтобы чего-то попросить у Него. Но надо очень внимательно оглянуться вокруг себя. Ведь даже человек, который привык жаловаться, что у него все плохо, ничего не получается, что у него ничего нет – если будет с собой честным, найдет массу причин для благодарности Богу, Который привел его в этот мир.
Молиться можно везде – и дома, и на улице. На самом деле, цель молитвы – это память о Боге, о том, что Он есть, что Он заботится обо мне, промышляет обо мне, говоря церковным языком. Это главное, а потом уже придут и другие навыки. Человек поймет, что такое церковная, совместная молитва. Господь незримо присутствует в храме во время богослужения и слышит каждого человека. Надо это понять, и постепенно придет живое чувство любви к храму, потребность приходить в церковь.
Кстати, пророчица Анна из евангельского повествования о Сретении – это человек, который день и ночь находился при храме. И мне в своей жизни приходилось встречать людей, которые ежедневно и утром, и вечером приходили в храм. Это была их жизнь. Их не просто тянуло туда, потому что им было скучно сидеть дома. Они именно жили храмовым богослужением, молитвой. Собственно говоря, монашество – это тоже реализация желания постоянно быть с Богом. Но об этом сложно говорить. Надо войти в эту жизнь с Богом, начать ее постигать на практике,– и тогда многое станет понятным.
Подготовила Наталья Горенок
Видеоверсию интервью смотрите на сайте ulpravda.ru
Газета “Православный Симбирск” № 3 (539) 10 февраля 2021 г.