В сороковой день после Рождения Богомладенец Иисус был принесен родителями в Иерусалимский храм.
Каждый год 15 февраля, в праздник Сретения Господня, мы не просто вспоминаем события того дня, но и становимся свидетелями символической встречи двух Заветов – Ветхого и Нового.
Традиция
Рождение ребенка в Израиле, особенно мальчика, было связано с исполнением обрядов, предписанных Законом Моисея. Так, женщина 40 дней считалась нечистой после рождения сына. По истечении этого срока необходимо было принести в Иерусалимском храме благодарственную и очистительную жертвы, а также заплатить за первенца выкуп – пять сиклей серебра.
Исполняя закон
Стоит отметить, что Божия Матерь не имела нужды в очищении, ведь Она родила Своего Сына в девстве. Однако Пречистая смиренно подчиняется предписанию Закона. Ведь и Сам Господь позднее говорит о Своем исполнении Закона: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). Это исполнение начинается с самых первых дней земной жизни Спасителя. Святитель Григорий Палама пишет об этом так: «Он принимает Обрезание по закону, приводится по закону, представляем бывает по написанному в законе Господнем, приносится жертвоприношение согласно реченному в законе Господнем».
В ожидании Мессии
В Иерусалимском храме произошла встреча святого семейства с праведным старцем Симеоном и пророчицей Анной – благочестивыми людьми, которые ждали пришествия Спасителя.
Старец был уважаемым человеком, одним из 72 ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Когда праведник переводил книгу пророка Исайи, он увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14). Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена». Но ему явился ангел, который запретил это сделать. Он сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится в истинности пророчества.
Вот что евангелист Лука рассказывает о праведной Анне: «дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». (Лк. 2, 36-38). За свою строгую воздержанную жизнь она удостоилась от Господа дара пророчества.
Радость встречи
Старец Симеон взял Богомладенца на руки, благословил Бога и произнес слова, которые звучат теперь за каждым вечерним богослужением: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». В этих словах – радость встречи со Спасителем, пророческое прозрение того, что Свет Христов распространится на все народы, готовность принять долгожданную праведным Симеоном смерть, освобождающую душу от уз старческого тела. Поклонившись Спасителю, Анна вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля.
Два пророчества
Из Евангелия от Луки мы знаем, что праведный СимеонБогоприимец в Иерусалимском храме произнес два пророчества: одно о Младенце Иисусе, другое о Пречистой Деве: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35). Эти слова означают, что Иисус Христос – воплотившийся Бог, Его проповедь вызовет у людей различную реакцию, которая откроет тайные помышления человеческих сердец. Одни будут верить во Христа, другие – нет. Спасителя распнут и, видя смерть Сына, Матерь Божия испытает страшную боль от неблагодарности людей к Своему возлюбленному Чаду.
Завершающий цикл
Праздник Сретения Господня появился в Иерусалимской Церкви в IV веке. В IV-V веках он отмечался там как местночтимый и назывался не Сретением, а сороковым днем после Богоявления. Этот день являлся своеобразным отданием, завершающим богослужебный цикл праздников, связанных с пришествием в мир Сына Божия.
В VI веке праздник Сретения Господня появился в Константинополе и распространился по всему Востоку. После Пятого Вселенского Собора император Юстиниан I Великий перенес празднование Сретения Господня на 2 февраля и перевел этот праздник в разряд великих Господских. Изменение даты произошло и в Иерусалимской Церкви. Это было сделано для того, чтобы провести границу между православными и монофизитами – последние праздновали Сретение Господне 14 февраля.
Две линии праздника
В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак и икос – это древнейшие песнопения в современной службе праздника Сретения Господня. Основной объем песнопений возник в VIII веке и был создан известными греческими гимнографами: преподобным Космой Маиумским, святителем Германом, Патриархом Константинопольским, преподобными Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным. Эти авторы, на основе евангельской истории Сретения Господня, раскрывают учение о Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери.
В гимнографии праздника доминируют две линии. Первая посвящена Боговоплощению. Это напоминает нам о том, что Сретение завершало круг рождественских праздников. Вторая линия основана на самом евангельском событии встречи Младенца Христа с праведными Симеоном и Анной. Две эти линии часто переплетаются в праздничных стихирах и тропарях.
В день Сретения Господня вспомним о том, что все мы, подобно благочестивому Симеону призваны стать богоносцами – всегда в душе носить и бережно хранить Спасителя Мира, принятого в животворящем таинстве Евхаристии.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 3 (563) 9 февраля 2022 г.