Благовещение Пресвятой Богородицы – центральное событие всей Священной истории. Оно находится ровно посередине между Ветхим и Новым Заветом.
Праздник, посвященный этому событию, всегда отмечается 7 апреля, и отстоит от праздника Рождества Христова ровно на девять месяцев.
В Евангелии
Из всех евангелистов только Лука повествует об этом событии (см. Лк. 1, 26-38). Согласно его рассказу, в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой пророка Иоанна Предтечи к Пресвятой Деве в дом праведного Иосифа Обручника в Назарете был послан Богом Архангел Гавриил. Он поведал Ей радостную весть о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Пречистой, Ангел сказал: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Приснодева смутилась такого приветствия и «и размышляла, что бы это было за приветствие». Вестник сказал: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Дева в недоумении спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Пречистая с полным смирением и преданностью воле Божией сказала: «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему». Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Царицы Небесной, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией.
В предании
Событие Благовещения нашло отражение и в апокрифических текстах, которые признаются Церковью. Например, в «Протоевангелии Иакова», приписываемом апостолу Иакову, брату Господню. В нем можно найти некоторые детали, которые легли в иконографию этого праздника. По преданию, Приснодеве Марии выпал жребий соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского Храма. «И сказал первосвященник: бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец, и настоящий пурпур. И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их, она вернулась в свой дом… и стала прясть».
Когда Пресвятая Дева отправилась набрать воды, у колодца Она услышала архангельское благовестие, но «испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его». Тогда перед ней и предстал вестник.
Символика
Прядение в момент Благовещения пряжи для завесы, приобретает дополнительный смысл в толкованиях: нить является аллегорией плоти Христовой, символом того, что Матерь Божия избирается одеть Спасителя мира багряницей Своей плоти. В Великом каноне преподобного Андрея Критского находим: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть изткася: тем же Богородицу воистину Тя почитаем» (Богородичен, песнь восьмая). Перевод митрополита Никодима (Ротова, +1978): «Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница – плоть Эммануила во чреве Твоем соткалась, поэтому Тебя, как Богородицу, воистину почитаем».
Устюжская икона
Иллюстрацией этих слов может послужить икона «Устюжское Благовещение», которую вы видите на странице. Эта икона датируется первой третью XII века. Название связано с преданием о ее происхождении из Великого Устюга, согласно которому перед ней молился праведный Прокопий Устюжский в 1290 году об избавлении города от «тучи каменной», как сказано в его житии. Иконографической особенностью здесь является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери.
История праздника
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается Церковью предположительно с IV века. Возможно, он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Его установлению способствовало открытие равноапостольной царицей Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Пречистой Деве Архангела Гавриила.
Богослужение
Праздник Благовещения в этом году выпадает на четверг пятой седмицы – в этот день будет совершаться литургия святителя Иоанна Златоуста. Богослужебные стихиры и канон праздника посвящены объяснению архангельского приветствия Пресвятой Богородице и Ее ответа на благовестие. Хочется отметить уникальную особенность канона праздника – он составлен святителем Феофаном, митрополитом Никейским, в форме диалога Архангела и Приснодевы.
Характерной чертой богослужений благовещенского цикла можно назвать наличие в песнопениях воззваний, раскрывающих содержание архангельского приветствия «Радуйся, благодатная!» Красной нитью по всем гимнографическим текстам проходит чувство радости: «Днесь вся тварь радуется» (седален по третьей кафизме), «Да веселятся небеса и радуется земля» (славник на литии), «Днесь радость Благовещения, девственное торжество, нижняя с высшими совокупляется» (славник на стиховне) и другие.
В праздник Благовещения, обратившись с трепетом к Богоматери, вспомним, что в лице Царицы Небесной мы обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за нас перед Христом Спасителем. Молитвами Пречистой Божией Матери да утвердит Господь «дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки».
Анна Фролова
№ 6 (566) 23 марта 2022 г.