Многие современные библеисты считают, что святой Марк написал свое Евангелие раньше остальных, а апостолы Матфей и Лука воспользовались его текстом.
Среди различных аргументов, которые приводят в пользу этой версии, есть один, указывающий на интересную особенность. Рассказ Марка, например, «менее благоговеен» при описании апостолов, которых он изображает такими, какими те были, со своими недостатками. Ученики не понимают, что говорит их Учитель, спорят о первенстве. У других евангелистов этот момент уже не так ярко выражен.
Хотя святой Марк в начале называет свою книгу Евангелием Иисуса Христа, Сына Божия, однако «Сыном Божиим» Спасителя называют не люди, а Бог Отец и демоны, чувствующие приближение конца своей власти. В рассказе апостола Марка только один человек исповедует Иисуса Сыном Божиим – это язычник, римский сотник Лонгин, стоявший у Креста.
Апостол Марк редко пользуется наименованиями «Христос», «Сын Давидов», «Пророк», «Господь». Сам Спаситель обычно называет Себя «Сыном Человеческим», указывая на предстоящие Ему страдания.
В Евангелии от Марка Христос хранит молчание о Своем мессианском служении. Он запрещает говорить о Себе, как о Мессии. Чудеса Сын Божий совершает вдали от народа. Такое поведение Спасителя, будто бы скрывающего, Кто Он есть, ярче всего выражено апостолом Марком и получило название «тайна Мессии».
Этот термин предложил в начале XX века либеральный немецкий библеист Вильям Вреде. Он считал, что Господь осознавал Себя лишь Пророком, а святой Марк в своем Евангелии выразил веру ранней Церкви в мессианское достоинство Плотника из Назарета. Эта теория является иллюстрацией того, в какой дремучий лес может завести человека чтение Евангелия в отрыве от Предания Церкви. Несмотря на ошибочность теории Вреде, понятие «тайна Мессии» осталось. Сам Спаситель совершенно ясно осознает Себя Мессией, но не таким, какого ожидали люди той эпохи. Он не политический вождь, строящий рай на земле. А Мессия страдающий. Его Царство не от мира сего. Господь пришел победить грех и смерть, а не римлян, завладевших Палестиной. Скрывая Свое мессианское достоинство, Иисус Христос мудро ограждает Себя от ошибочных политизированных ожиданий соотечественников.
Святой Марк пишет просто и живо. Стиль изложения евангелиста напоминает скорее образную устную речь, а не письменную.
Апостол часто приводит подробности, которые отсутствуют в параллельных местах у других евангелистов. Например, он упоминает о сне Спасителя на корме лодки во время бури на озере, говорит о числе свиного стада, которое утонуло, о постепенном возвращении зрения слепому в Вифсаиде и так далее.
Интересно, что не сохранилось ни одного древнего полного комментария на Евангелие от Марка, в отличие от других Евангелий, которые объяснялись стих за стихом. Есть труд пресвитера Виктора Антиохийского, однако он представляет собой собрание из комментариев Оригена, святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и других авторов на параллельные места в Евангелии от Матфея.
Митрополит Сурожский Антоний (Блум), будучи еще молодым человеком, решил раз и навсегда покончить с «религиозными предрассудками». Для этого он взял самое короткое Евангелие – от Марка, и стал читать, чтобы опровергнуть для себя христианство. Но произошло совершенно обратное – он реально ощутил присутствие живого Христа рядом с собой.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 8 (568) 27 апреля 2022 г.