Преображение Господне – это день, в который мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным – во всей Божественной, вечной славе.
Евангелие о Преображении
О событиях Преображения Господа пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Евангельские чтения на утрене и литургии, а также песнопения богослужения праздника дают полное представление о произошедшем.
Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Впереди – торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на Кресте и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Спаситель впервые прямо спросил Своих учеников, за кого они Его считают. Петр ответил твердо и без колебаний: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Христос никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу. Это делалось ради того, чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Его как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.
Тогда же Господь, начиная готовить апостолов к предстоящим событиям, сказал, что Ему нужно идти в Иерусалим и «много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16, 21).
По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка – Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (см. Лк. 9, 31).
Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9, 5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5). Когда же они услышали слова, обращенные к ним: «встаньте и не бойтесь» (Мф. 17, 7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель – уже не сияющий ослепительным светом. После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы.
Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9, 9).
Так Спаситель открыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.
Как появился праздник?
Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке, как это видно из многих поучений преподобного Ефрема Сирина и святителя Иоанна Златоуста. В это время равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. Некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия торжество получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
С VII века сохранилось Слово на Преображение Господне преподобного Андрея Критского, в котором Преображение рассматривается не только с догматической точки зрения, но и в смысле широко празднуемого церковного торжества. В VIII веке преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили стихиры и каноны праздника, которыми Православная Церковь и сегодня прославляет это славное событие.
У праздника есть один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства (с 20 по 26-е). Отдание праздника совершают в храмах 26 августа.
Считается, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, однако отмечается оно в августе, а не в феврале, – иначе празднование приходилось бы на время Великого Поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы Страсти и Его страдание на Кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник, воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “…да егда Тя узрят распинаема”».
Богословское толкование
Преображение Господне – это явление Лиц Святой Троицы во едином Божестве. Оно показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества – Божественное и человеческое. Во время Преображения Божественная природа Христа не менялась, но была явлена в Его человеческой природе. По словам святителя Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Символичным является и явление пророков Моисея и Илии. По выражению святителя Иоанна, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать: «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».
Выдающийся византийский богослов и один из величайших святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете – одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении основан исихазм – восточно-христианская практика умной молитвы. Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. В дальнейшем оппонент святителя принял католичество.
Богослужение
В стихирах на праздник Преображения Господня описываются события, свидетелями которых стали ближайшие ученики Христа, а также содержатся пророчества о них и толкование совершившегося. В текстах праздничной службы раскрывается смысл праздника. Иисус Христос преобразился для того, чтобы уверить апостолов в Своем Божестве и тем самым приготовить их к Его будущим страданиям, а также научить тому, что люди, «облиставшие высотою добродетелей, сподобятся Божественной славы». В каноне говорится о том, что Преображение Господне как бы озарило души избранных духовным светом, раскрыло им Божество Спасителя, соединившееся в Нем с человечеством, и утвердило их в вере обетованиям Господа. В Преображении свет Божественного естества воссиял под покровом человеческой плоти, которая сама по себе, как непричастная греху, была и явилась совершенной. В Апостольском чтении (см. 2 Пет. 1, 10-19) дополняется мысль канона, что Фаворское явление славы Господа – это доказательство Его Божественного величия. В Евангелии праздника (см. Мф. 17, 1-9) показана история события.
Паремии праздника
В начале вечерней службы читаются паремии – отрывки из ветхозаветных книг. В первой (см. Исх. 24, 12-18) мы слышим о восхождении пророка Моисея на гору Синай, чтобы получить заповеди Божии. Поднимаясь, тот увидел облако – знак Божественного присутствия. Этот отрывок читается на службе потому, что в день Преображения Господь вновь является святому Моисею в облаке. Как на Синае пророк получил Скрижали Завета, так и теперь ученики и пророки слышат повеление Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Святой Моисей является очевидцем Преображения Господня, свидетельствуя тем самым, что Ветхий Завет пришел к концу, наступает Новый. Как пророк Моисей принес народу Израильскому Заповеди, так теперь апостолы понесут Евангелие всем людям мира.
Во второй паремии (см. Исх. 33, 11-23; 34, 4-6, 8) вновь мы слышим о святом Моисее. Пророк говорит с Господом и просит Его показать славу Божию, он хочет видеть Бога лицом к лицу. В ответ праведник слышит, что увидеть Господа лицом к лицу невозможно никому из смертных. Безопаснее ему укрыться в расщелине скал, и Бог покроет его, чтобы Его лучи не повредили немощному человеку. Этот текст читается на праздничной службе именно потому, что во время Преображения, спустя столетия после смерти, пророк беседует с Господом лицом к лицу. Он получил исполнение прошения через века. Теперь не надо прятаться в щель, теперь в лице Бога Слова святой Моисей видит подтверждение обещанной милости и щедрости.
Третья паремия (см. 3 Цар. 19, 3-9; 11-13, 15-16) повествует о пророке Илии, также представшему Христу во время Преображения. Стараясь восстановить истинное богопочитание в Израиле, святой Илия мучается оттого, что его усилия почти не дают результата. Он даже просит у Бога смерти. Однако ему является Ангел Господень, дает хлеб и воду, которые велит вкусить. После этого пророк отправляется к горе Хорив. Через сорок дней и ночей, достигнув ее, он слышит голос Божий: «Зачем ты здесь, Илия?» Праведник отвечает: алтари разрушены, пророки Божии убиты, остался он один, и его ищут, чтобы убить. Правда, он уже не просит себе смерти, но горечь одиночества отравляет ему жизнь. В ответ Господь велит ему на следующий день выйти из пещеры и встать на открытом месте. Он услышит бурю, от которой горы будут трескаться и падать камни. Бурю сменит землетрясение. Пронесется огонь. Все это – знамения приближения Господа, как было и на Синае. Но присутствие Божие не в этих мощных и устрашающих явлениях. Господь открылся в тихих звуках набежавшего ветерка. И вот, когда святой Илия ощутил присутствие Божие, пророк снова должен был ответить на вопрос: зачем он здесь? Праведник повторил то же самое, но уже без жалобы и смятения. Теперь святой исповедует Богу свою вину: малодушие и страх. Господь повелел ему возвратиться туда, откуда он бежал, и продолжить свое служение.
Почему пророк Илия представлен в праздник Преображения воспоминаниями не лучших своих дней? Может быть, это для того, чтобы никто никогда не считал, что может без Господа чего-то достичь, понять, усвоить. Святой Илия был ревностен и решителен, пока Бог давал ему мужество и силы. Он же пережил усталость и малодушие, когда Отец Небесный дал ему понять: все творит Бог, а человек силен и смел только тогда, когда с ним Господь. Пример пророка Илии, ощутившего Господа в легком дыхании ветра и исповедавшего Ему свою немощь и страх, будет всем верным указанием пути: к сиянию славы Божией на Фаворе шли великие избранники Божии путем трудным, скорбным и самоотверженным. И пророк Илия, и пророк Моисей для Новозаветной Церкви явили связь времен и исполнение повелений Господних, для которых нет преград, нет изменения, нет прошлого. Все Божие живо и пребывает всегда.
Об освящении яблок и прочих плодов
Главной особенностью праздника Преображения Господня является древняя традиция освящения плодов. Утвержденный Божественной заповедью обычай посвящать Богу первый урожай, вместе с другими знаменательными обычаями Ветхого Завета, перешел в состав священнодействий новозаветного богослужения.
Из Апостольских и Соборных постановлений, а также святоотеческих писаний видно, что этот обычай издревле соблюдался в Церкви. Принесение в храм новых колосьев и виноградных гроздьев предписано третьим Апостольским правилом, 25-м правилом Трулльского, 7-м и 8-м Гангрского, 46-м Карфагенского Соборов. «Справедливо и свято, – говорит святитель Григорий Богослов, – чтобы истинные чадолюбцы приносили в дар Богу, от Которого и мы сами и все наше, начатки и гумна, и точила, чтобы часть, принесенная усердно в дар, привела в безопасность и остальное». 28-е правило VI Вселенского Собора определяет: «Приношение винограда священники да приемлют, яко начатки, и, благословляя оный особо, да преподают приносящим в благодарение Подателю плодов, коими, по определению Божиему, тела наши возращаются и питаются».
Освящение плодов имеет и символическое значение: в событии Преображения Господу благоугодно было показать новое, обновленное состояние, к которому уже приобщено человеческое естество в Воскресении Господа и далее будет приобщаться в общем воскресении верующих. Но поскольку вся природа после грехопадения Адама и Евы пришла в расстройство, то теперь и она вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. В этой надежде верующие утверждаются, в том числе и церковным благословением плодов.
В некоторой степени, которую, впрочем, нельзя преувеличивать, праздник Преображения Господня связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная связь подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю еще в Ветхом Завете по Закону Моисееву: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23, 19); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (Лев. 23, 10); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3, 9).
По сложившейся в Русской Церкви традиции, в тех местах нашей страны, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящают яблоки.
Чин освящения плодов
После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник совершает каждение плодов. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «Во причащении гроздия»: «Благослови, Господи, плод сей лозный новый…» Далее снова следует возглас диакона, после которого священник произносит молитву «О приносящих начатки овощей». Церковь молит Господа, чтобы Он даровал вкушающим плоды освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, и чтобы сами эти плоды умножал. После молитвы, при пении тропаря, священник окропляет плоды святой водой, троекратно произнося: «Освящаются плод сей лозный и плоды сия, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Оканчивается чин песнопением «Буди Имя Господне» и отпустом праздника.
Освящение плодов является выражением дара Богу от благословленной Им природы. Освящать в этот день можно любые плоды – главное, не забыть поблагодарить за них Того, Кто, как сказал святитель Иоанн Златоуст, преобразился на горе Фавор, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с Ангелами».
Преподобный Иоанн Дамаскин
«Нынешний день на Фаворе очами человеческими было видено невиданное: видено было тело земное, сияющее Божественным светом, – тело смертное, источающее славу Божества. Ныне слухом человеческим слышано было неслыханное: поелику Тот, Кто являет Себя человеком, объявляется от Небесного Отца Сыном Божиим, единородным, возлюбленным, единосущным. Ныне Творец и Господь всего, из снисхождения к рабам облекшийся во образ раба и ставший по естеству и по образу человеком, – ныне именно являет в сем образе красоту Свою. Приидите же, поревнуем и мы послушанию апостолов, последуем с готовностью на голос Христов, исповедаем непостыдно “Сына Бога живаго”, взойдем на гору добродетелей – и мы узрим славу и услышим неизреченные тайны: ибо воистину “блаженны очи, которые видят, и уши, которые слышат… то, что многие пророки и цари желали видеть и слышать”, но не получили желаемого (Мф. 13, 16-17)».
Святитель Феофан Затворник
«В Преображение глас с неба не другое что изрек, как “Его слушайте” (Мф. 17, 5). Отчего так? Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных – богородными, из бренных – вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом небесным, и Оба к нему приходят и обитель у него творят. Вот и свет Преображения!»
Преподобный Иустин Челийский
«По неизмеримому человеколюбию Своему Бог Творец, взяв на Себя образ раба, спасает при преображении Своем этот образ от древней помраченности, просияв лицом и явив свет Божества в теле Своем. Будучи светом мира, Господь чудесным образом всегда присущ в мире светом Своим, но на Фаворе Он показал в изобилии этот Свой свет, которым Он спасает мир от греха. Желая изменить естество человеческое из дурного в доброе, из несвятого в святое, из помраченного в светлое, Господь Христос взошел на Фавор и показал ученикам Свое Божество, коим Он и спасает естество человеческое.
Преображение Спасителя есть источник неиссякающей преображающей силы, которая преображает всю тварь и все существа, почему мы и поем чудесному Спасителю: “Преображается тварь ясно Твоим преображением, Христе”».
Газета “Православный Симбирск” № 15 (575) 10 августа 2022 г.