Праздник Успения Богородицы появился приблизительно во второй половине VI века, а в VII веке уже торжественно отмечался по всему Востоку. Успение Божией Матери, как и Воскресение Христа, символизировало попрание смерти и воскрешение к преображенной жизни будущего века.
Этот смысл стремится передать икона праздника. Окончательное оформление композиции знакомой нам иконы Успения относится к IX веку. К этому времени Церковь преодолела эпоху иконоборчества, отстояла основные догматы православной веры, в том числе приснодевство Марии, Матери Иисуса Христа, и почитание Ее как Богородицы. Особое внимание стали уделять иконографии и выработке иконописных норм.
Композиция иконы Успения Божией Матери содержит все основные фигуры и детали рассказа о Ее преставлении. Сведения об Успении известны нам только из церковного предания, в Евангелии мы их не найдем. Древнейшее описание кончины Богородицы принадлежит так называемому Псевдо-Дионисию Ареопагиту, автору, жившему в IV-V веках. В VI веке святой Григорий Турский составил более подробный рассказ. К VII веку относится древнейшая проповедь на праздник Успения. Важную роль в богословском осмыслении праздника играют Слова на Успение Богоматери преподобного Иоанна Дамаскина.
Чтобы понять иконографию Успения, нужно иметь представление об изображаемом событии. Накануне Своего отшествия в мир горний Богоматерь жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова. Во время молитвы Ей явился Архангел Гавриил, который возвестил Пречистой, что через три дня Она преставится, и вручил финиковую ветвь.
Вечером накануне дня кончины Богородицы в дом Иоанна Богослова чудесным образом ангелы перенесли из различных мест святых апостолов, кроме Фомы. Здесь они узнали о предстоящем Божией Матери Успении. Когда утром следующего дня Богородица лежала на одре, кровля дома как бы раскрылась и явился Господь Иисус Христос в сопровождении ангельских ликов. Комната наполнилась чудесным ароматом. Христос принял душу Своей почившей Матери, лицо Которой выражало спокойствие. Затем, когда Господь удалился вместе с душой Богоматери, апостолы совершили необходимые обряды, подготовив тело Девы Марии к погребению. Процессия, воспев псалмы, торжественно понесла тело Богородицы в Гефсиманию, где Ее погребли рядом с могилами родителей.
Во время погребального шествия иудейский священник по имени Афония попытался перевернуть одр с телом Божией Матери, но ангел отсек ему кисти рук, лишь только он дотронулся до носилок. Афония, однако, тут же раскаялся и исцелился. Он присоединился к участникам погребения, а впоследствии стал христианином. На третий день после погребения в Иерусалим прибыл апостол Фома. Узнав о случившемся, он сильно сокрушался, что не попрощался с Богородицей. Апостолы открыли Фоме гробницу, но тела Божией Матери там не было: лежали лишь погребальные пелены и пояс. Вечером во время трапезы апостолы увидели Пресвятую Богородицу во славе в окружении ангелов. Она приветствовала собравшихся ободряющими словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».
Ранние иконы Успения отличаются малым числом изображенных на них персонажей. Впоследствии, если позволяло пространство иконы, добавлялись новые детали. Однако «схема» иконы не менялась. В центре композиции находится ложе, на котором покоится пречистое тело Богородицы. Багряный цвет ткани, которой иногда покрыт одр, – это символ императорской власти. Богородица является Царицей Небесной. Пурпурные сандалии, изображенные на Ее ногах, могли носить только императоры Византии. В Европе Деву Марию иногда изображали в венце и со скипетром.
Справа и слева от одра стоят апостолы, их вид печален. На заднем плане помещена фигура Спасителя, Который держит в руках душу Своей Пресвятой Матери. Душа изображена в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены (это символ рождения человека в вечную жизнь). Над Христом и Богородицей парят ангелы.
Помимо апостолов могут появиться фигуры преподобных и святителей, изображенных в характерной для этих чинов святости иконописной традиции. Преподобные – это гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, написавшие каноны на праздник Успения. А святители – это участники события, которыми, по преданию, были Иаков Иерусалимский, Дионисий Ареопагит, Иерофей Афинский и Тимофей Эдесский. Иногда в верхнем пространстве иконы Успения изображают фигуры людей, выглядывающих из облаков. Так иконописцы пытались передать сюжет чудесного перемещения апостолов в Иерусалим.
На иконе Успения мы видим различные постройки: арки, колонны, портики, в которых виднеется натянутая ткань. Эти детали указывают на то, что действие происходит в комнате и на улицах Иерусалима. Если иконописец хотел показать, что событие совершается на природе, он изображал силуэты гор.
Между нижней и верхней частями иконы Успения виден эмоциональный контраст – внизу царит печаль и скорбь земного бытия, а вверху – радость и торжество горнего мира.
Иконография Успения перекликается с иконографией Христа, преподающего Евхаристию апостолам. Одр с телом Богоматери подобен Престолу. Центром композиции является Спаситель. Апостолы расположены по правую и левую сторону от одра в благоговейных позах. В своем Третьем слове на Успение Иоанн Дамаскин отмечает, что гроб Богородицы «драгоценнее древней Скинии, ибо он принял… живоносную трапезу, хранившую не хлебы предложения, но хлеб небесный…». Ведь Дева Мария послужила рождению Того, Кто говорил: Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51).
Праздник Успения Божией Матери на Руси всегда был очень любим – он возвещает победу Жизни над смертью, а также то, что у рода христианского есть милостивая Ходатаица и Заступница.
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»