Время для исправления

    Два случая побуждают Спасителя напомнить слушателям о важности покаяния: смерть галилеян, убитых по приказу Понтия Пилата, а также гибель восемнадцати человек, на которых обрушилась Силоамская башня.

    Подробности этих событий мы не знаем. Но точно знаем, что смерть подстерегает каждого. Если не покаетесь, все так же погибнете, – предупреждает Спаситель.

    Господь говорит, что эти внезапные смерти произошли не в наказание за грехи, но они – грозное предостережение тем, кто не приносит должные плоды покаяния. Далее эта мысль иллюстрируется притчей о смоковнице. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк. 13, 6-9).

    В древности смоковницы часто сажали в виноградниках, но не ради плодов. Прежде всего, за ее ствол цеплялся виноград, то есть она поддерживала лозу, и, кроме того, смоковница давала приятную легкую тень. Это были ее основные функции в винограднике. Поэтому и не очень понятно, чем провинилась смоковница из притчи. Но притча есть притча! Виноградарь обещает хозяину позаботиться о бесплодном растении, чтобы оно начало приносить плоды, – окопать его и подкормить удобрениями. Виноградарь заступается перед хозяином за смоковницу и продлевает ей жизнь еще на один год.

    Согласно традиционному толкованию этой притчи, хозяин виноградника – это Бог, виноградарь (ходатай) – Сын Божий, смоковница – народ израильский или все человечество. Ветхозаветное Священное Писание и посылаемые к Израилю пророки не смогли исправить народ и побудить его принести живое покаяние. Тогда Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, Своей евангельской проповедью и страданиями должен был привести людей к покаянию. Если и это не подействует, тогда они будут отсечены от удела праведных.

    С одной стороны, притча говорит, что в Лице Иисуса Христа даже у грешника появляется Ходатай, Который готов заботиться о нем, пока он не принесет плода, не исправится. С другой – она дает понять, что долготерпение Божие не безгранично: однажды человеку придется дать ответ за свои дела. Символически этот срок обозначен одним годом, затем, если изменений не произойдет, смоковницу срубят.

    Для человечества этот год – промежуток времени между Первым и Вторым пришествием Христа, когда Сын Божий через основанную Им на земле Церковь будет вести людей к покаянию и исправлению, являя милость и долготерпение к кающимся.

    Для отдельного человека «год» — это время его земной жизни, когда он еще властен выбрать сторону света, руководствуясь евангельскими заповедями. Окончательный итог человеческой жизни прежде всего зависит именно от этого выбора, а также усилия и воли самого человека следовать этому выбору. Господь же многократно укрепляет наше немощное произволение, сообщая в нужной мере необходимые силы, чтобы ум, душа и сердце человека смогли преобразиться радостным покаянным деланием для вступления в Небесное Царство.

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»