Притча о десяти девах говорит о Втором пришествии Иисуса Христа во славе, о Страшном Суде, о необходимости постоянно бодрствовать, чтобы достойно встретить Господа, так как день и час Его пришествия неизвестны. Встречается она только у евангелиста Матфея.
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25, 1-13).
Девы символизируют души людей, среди которых, как оказалось, были разумные и неразумные. Пять неразумных дев не подготовились к встрече жениха.
Со Вторым пришествием Спасителя, после Последнего Суда, откроется Царство Небесное во всей своей полноте. Радость и блаженство душ, пребывающих в общении с Богом, передает в притче образ брачного пира, а Христос представлен в образе Жениха. Пир на Востоке подразумевал торжество, неспешное общение, трапезу. Этот образ был знаком и понятен людям, к которым обращался Спаситель.
По древнему восточному обычаю брак проходил следующим образом. Сначала был сговор, после которого жених отправлялся в сопровождении родных и друзей в дом невесты. Она ожидала жениха в лучшем наряде, окруженная подругами. Свадебное торжество происходило обычно ночью, поэтому подруги невесты встречали жениха с горящими светильниками. Время прибытия жениха не было точно известно, поэтому ожидающие запасались маслом на случай, если оно в светильниках выгорит. Невеста с закрытым плотной вуалью лицом, жених и все участники торжества с пением и музыкой отправлялись в дом жениха. Двери затворялись, подписывался брачный договор, произносились благословения в честь жениха и невесты, невеста открывала свое лицо, и начиналось брачное пиршество, продолжавшееся семь дней, если выходила замуж девица, или три дня, если выходила вдова.
Ожидание жениха символизирует человеческую жизнь. Закрытие дверей брачного чертога – смерть человека, после которой уже нет покаяния. Неразумные девы пошли в последний момент покупать елей для светильников, в результате чего не успели войти на брачный пир.
Согласно объяснению святителя Иоанна Златоуста, «светильником Христос называет здесь дар девства, чистоту святости, а елеем – человеколюбие, милосердие, помощь бедным». В библейской традиции елей обыкновенно служит образом добрых дел, помощи ближнему, милости. В древности масло использовалось для лечения ран. Однако елей в Священном Писании также часто связывается с действием Духа Божия. Горящий елей в притче символизирует горение души человека Святым Духом, пребывание в Его благодати, наличие в человеке Его даров – веры, любви, милосердия.
Преподобный Серафим Саровский толкует образ елея именно в этом ключе: «В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недостало елея, сказано: “шедше купите на торжище”. Но, когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них пожизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильное. Какой же у них недостаток в добрых делах, когда они, хоть юродивые, но все же девами называются? Ведь девство – наивысшая добродетель, как состояние равноангельское и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей… Я, убогий Серафим, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божия недоставало. Творя добродетель, девы эти по духовному своему неразумию полагали, что в том и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетели и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей, без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божия, и говорится в отеческих книгах: “Иной есть путь, кажущийся благим в начале, но концы его – во дно адово”».
Парадоксально, но не всякое доброе дело имеет ценность перед Богом. Можно вспомнить слова апостола Павла: И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 3). К сожалению, к добродетели можно стремиться из-за тщеславия, а не ради Христа. Хотя, конечно, чисто по-человечески, лучше делать добрые дела из тщеславия, чем вообще никому не помогать.
Таким образом, истинным плодом добродетели (горящим светильником) является стяжание благодати Святого Духа.
Неразумным девам, которые не успели войти на брачный пир, можно уподобить всех христиан, ведущих лишь формальную религиозную жизнь, отрекшихся от ее благодатной силы. Именно об этом предупреждал Христос: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 21-23).
Всегда, что бы христианин ни делал, он должен стремиться к живому богообщению, неразрывной связи со Христом – так он сможет уподобиться мудрым девам и войти в радость Небесного Царства.
Иерей Димитрий Трофимов