В период Великого поста богослужебный ритм становится более интенсивным. Чтение преобладает над пением – стихословится Псалтирь, появляются ветхозаветные паремии, канон формируется особым образом с добавлением библейских песней.
В богослужении, особенно в первую седмицу, ничего не сокращается. Фактически мы переносимся назад во времени и оказываемся на службе в каком-нибудь древнем христианском храме. Одним из богослужений, которое появляется в великопостный период в приходских храмах, является повечерие.
Повечерие – это богослужение суточного круга, которое по уставу должно совершаться после вечерней трапезы – вечери. В современной православной практике существует два вида повечерия – великое и малое.
Великое и малое
Великое повечерие совершается накануне среды и пятницы сырной седмицы, с понедельника по пятницу во все седмицы Великого поста (кроме среды и пятницы 5-й седмицы, а также 25 марта (по ст.ст.) вечером), в Великий Понедельник и Великий Вторник вечером, а также в составе всенощного бдения на Рождество Христово и Богоявление.
Малое повечерие является сокращением великого повечерия. Оно совершается в период от Антипасхи до Недели мясопустной каждый день, кроме случаев, когда положено всенощное бдение. На сырной седмице – в понедельник, среду и пятницу вечером. В дни святой Четыредесятницы малое повечерие совершается во все воскресные дни вечером, в среду и пятницу 5-й седмицы (келейно). На Страстной седмице его служат вечером в среду, четверг и пятницу. Малое повечерие совершается также вечером в праздник Благовещения.
В современной практике повечерия принято служить в монастырях; на приходах в течение года они опускаются, кроме оговоренных выше случаев совершения великого повечерия в дни святой Четыредесятницы и на праздники.
Благодарю Тебя, Господи!
Псалмы, молитвы и песнопения повечерия объединены идеями благодарения Господа за прожитый день, раскаяния в совершенных грехах и моления о даровании чистого сна. Приведем некоторые примеры.
4-й псалом: С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить. 6-й псалом: Устал я от стенания моего; каждую ночь омывать буду ложе мое, слезами моими постель мою орошать. 12-й псалом: Взгляни, услышь меня, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не усну я смертным сном, да не скажет враг мой: я укрепился против него.
Группа тропарей после гимна «С нами Бог»: «День окончив, благодарю Тебя, Господи; прошу: подай мне, Спаситель, вечер с ночью без греха и спаси меня»; «День завершив, славословлю Тебя, Владыка; прошу: подай мне, Спаситель, вечер с ночью без соблазна и спаси меня»; «День прожив, воспеваю Тебя, Святой; прошу: подай мне, Спаситель, вечер с ночью без козней вражьих и спаси меня».
В молитве «Бесплотное естество Херувимское» у Божией Матери, апостолов, пророков и мучеников испрашивается защита от обольщения лукавого.
Слова следующего тропаря: «Ты знаешь, что враги мои невидимые не дремлют, Господи, и плоти моей несчастной расслабление известно Тебе, Создатель мой, потому в руки Твои предаю дух мой. Покрой меня крылами Твоей благости, чтобы не уснуть мне смертным сном, и очи ума моего просвети богатством Божественных слов Твоих, и пробуди меня в положенное время для славословия Тебя, ибо Ты один – благой и Человеколюбец».
В молитве Василия Великого читаем: «Господи, Господи, избавивший нас от всякой стрелы, летящей днем, избавь нас и от всякой опасности, во мраке блуждающей, прими жертву вечернюю, – рук наших возношения. Удостой же нас и путь ночной непорочно пройти, не испытав зла, и избавь нас от всякого смущения и боязни, случающихся с нами от диавола. Даруй душам нашим сокрушение и мыслям нашим попечение о испытании на суде Твоем, страшном и праведном».
Покаянная молитва Манассии, царя иудейского: «Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои я знаю; но прошу, молясь Тебе: отпусти мне, Господи, отпусти мне, и не погуби меня с беззакониями моими, и, навеки разгневавшись, не соблюди злых дел моих, и не осуди меня в глубочайшие места земли. Ибо Ты, Боже, – Бог кающихся, и на мне явишь всю благость Твою, ибо Ты спасешь меня, недостойного, по великой милости Твоей, и я буду восхвалять Тебя непрестанно во все дни жизни моей».
Как возникло повечерие?
Молитвы перед сном среди христиан известны с древности. Появление же повечерия в числе служб суточного богослужебного круга исследователи связывают с именем святителя Василия Великого на Востоке, а на Западе – с именем преподобного Венедикта Нурсийского.
Повечерие в древности могло носить разные названия. Например: служба «в 12-й час» или «в 1-й час» (ночи). На Западе оно называлось completorium – «завершение [дня]». Название «повечерие» широко распространилось в Византии после эпохи иконоборчества.
Вероятно, чин повечерия имел палестинское происхождение. Он включал в себя: псалмы 4, 6, 12, 24, 30, 90, песнь «С нами Бог» из Книги пророка Исаии, Символ веры, гимны и тропари, Трисвятое, многократное «Господи, помилуй», несколько молитв.
В рукописях встречается также чин двенадцати псалмов, который, вероятно, являлся доиконоборческой версией молитвы в начале ночи, использовавшейся в монастырях Константинополя.
Существовала еще одна служба в начале ночи – паннихис (всенощная). Она встречается в источниках VII-XII веков, предполагает чтение 50-го псалма и пение канона.
Все три чина – повечерие (6 псалмов и песнь «С нами Бог»), чин 12 псалмов и паннихис (с каноном) в богослужебных книгах объединялись в одно целое. Современное великое повечерие состоит из трех частей, в которых угадываются три описанных выше чина молитв в начале ночи.
Обычно каноны на повечериях берутся из Октоиха. В будние дни Великого поста на повечериях читаются каноны святым из Минеи.
На предстоящей первой седмице святой Четыредесятницы на повечериях в понедельник, вторник, среду и четверг будет читаться Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, разделенный на четыре части. Канон выражает глубокое покаяние человека, который сравнивает свою жизнь с примерами порока и добродетели, встречающимися в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. От первых преподобный Андрей призывает убегать, вторым – следовать. Великое повечерие с чтением покаянного канона – это уникальная служба, которую обязательно следует посетить.
Иерей Димитрий Трофимов