Главная / Газета «Православный Симбирск» 2020 год / Хранитель чистоты веры. Архиепископ Иоаким (Благовидов)

    Хранитель чистоты веры. Архиепископ Иоаким (Благовидов)

    Его не называли святым еще при жизни, как владыку Евгения (Сахарова-Платонова). Он не славился юродством и чудотворениями, как владыка Иоанн (Братолюбов). Но его жизнь для нас – пример хранения православной веры до последнего вздоха и безупречного исполнения своих обязанностей и долга. Архиепископ Иоаким (Благовидов), видный священник и педагог, впоследствии ставший епископом, неумолимо боровшимся с церковными расколами XX века, скончался 18 октября 1930 года. Вопрос о его прославлении в лике святых поднимался неоднократно, и не только в нашей епархии. Но точка в этом деле еще не стоит. Сегодня мы беседуем с сотрудницей епархиального церковно-исторического отдела Ольгой Новосад.

    – Ольга Николаевна, почему вы заинтересовались изучением личности владыки Иоакима?

    – В 2005 году, когда я впервые обнаружила его могилу на территории Воскресенского некрополя, задалась вопросом: как рядом с владыкой могут быть похоронены жена и сын? Захотелось узнать об архиерее побольше. Несмотря на то, что его биография общеизвестна, в канву событий жизни вплетены разночтения в датах и указаниях мест рождения и смерти. Чтобы уточнить эти моменты, пришлось обратиться к архивным документам.

    – В каких архивах вы работали и кто помогал в этом непростом деле?

    – Я благодарна за помощь в сборе материала сотрудникам читального зала Государственного архива Ульяновской области, председателю Комиссии по канонизации святых Симбирской епархии иерею Алексию Шалахову, председателю Елабужского отделения Русского Географического Общества Виктору Белову. Чту память протоиерея Алексия Скала, трудами которого собраны многие страницы из жизни владыки.

    – Владыка Иоаким – потомственный священник?

    – Да, он родился в многодетной семье священника Алексея Благовидова, который, в свою очередь, был сыном диакона. Старший брат владыки, Иван, должен был по традиции продолжить священническую династию, но по причине полного отсутствия музыкального слуха не смог этого сделать. По воспоминаниям родственников, отцу Алексею было видение, что его старшему сыну суждено быть лекарем, а младшему – священником. Так и случилось: Иван закончил медицинский факультет Казанского университета и стал видным деятелем здравоохранения, а Яков стал прекрасным педагогом и служил Церкви.

    – Где служил после рукоположения отец Иаков?

    – Закончив Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, еще во время учебы он был назначен священником в Казанский академический храм. Через год после поступления в академию он женился, и молодая семья уехала в Елабугу, где отец Иаков прослужил восемь лет. В августе 1894 года его перевели в Симбирск учителем Закона Божиего и настоятелем домовой церкви во имя преподобного Сергия в Симбирской мужской классической гимназии. Отец Иаков был прекрасным педагогом, ратовал за развитие народного образования, жертвовал на это личные средства. В общей сложности занимался педагогикой почти тридцать три года.

    – Сохранились ли проповеди или письменные труды отца Иакова?

    – В «Симбирских епархиальных ведомостях» были опубликованы «Возражения священника Иакова Благовидова, доложенные им Преосвященнейшему Никандру, епископу Симбирскому и Сызранскому от 7 марта 1902 года», касающиеся устава проектируемой кассы помощи священству епархии. В 1908 году он высказался о языке богослужебных книг, а во время Всероссийского съезда законоучителей светских средних учебных заведений, проходившего в июле 1909 года в Санкт-Петербурге, активно делился предложениями по улучшению учебного процесса.

    – Какие качества отличали священника?

    – В 1920 году умерла его супруга, с которой они прожили 37 лет и вырастили восьмерых детей. Спустя год он принял монашеский постриг с именем Иоаким. В это время в истории Церкви начался период обновленчества. Отец Иоаким всю жизнь был верен патриаршим традициям. В нашем госархиве есть документы, из которых видно, как в этот период интригуют против батюшки, пишут доносы и жалобы. Указан и их автор. Не стану озвучивать эту фамилию, но так горько читать, как травили этого достойного пастыря, обвиняя в том, что он не так и не туда положил напрестольный крест или свое облачение… Отец Иоаким безоговорочно шел причастить больных на дому, провожал умерших, в то время как другие отказывались идти в непогоду. Радостно, что ему встречались и очень хорошие люди: в Мариинской гимназии он познакомился со швейцаром Михаилом Фадеевым. Узнав, что у него прекрасный тенор, батюшка пригласил Михаила петь на клиросе и читать псалмы. Впоследствии его рукоположили во священника для Богоявленской церкви Старой Майны.

    – В 1921 году начинается новый этап в жизни отца Иоакима: он становится епископом Алатырским, викарием Симбирской епархии. Чем отмечена его деятельность?

    – Владыка Иоаким был викарием при архиепископе Александре (Трапицыне). Они были хорошо знакомы, единодушны в своих решениях, что весьма важно в этот период. Но 22 октября 1922 года Симбирское епархиальное управление все же перешло под власть обновленцев. Узнав об этом, викарный епископ Алатырский Иоаким выразил свое несогласие. 11 ноября в его квартире состоялось собрание мирян и духовенства, образовавшее «Алатырскую группу прогрессивно-верующих православных христиан». Владыка объявил о создании независимой Алатырской автокефалии, признающей главой Церкви лишь патриарха Тихона.

    – Это было законно по церковным канонам?

    – Патриарх в это время находился в заключении. Объявление «автокефалии» канонически основывалось на послании митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) о праве епископов на самостоятельное управление кафедрами в случае отсутствия связи с православным церковным центром.

    – Ответной реакции советской власти наверняка не пришлось ждать долго…

    – В мае 1923 года владыка Иоаким был сослан на три года в Архангельский концлагерь. За него ходатайствовали дети, писали многочисленные прошения, но все было тщетно. Владыка отбыл весь срок. Освободившись, он вернулся в Алатырь к своим обязанностям. Однако ему пришлось бороться еще и с григорианцами. В сентябре 1927 года епископ Иоаким был назначен правящим архиереем Ульяновской епархии.

    – Остались ли в городе памятные места, связанные с жизнью владыки Иоакима?

    – Восстановлен Воскресенско-Германовский собор, где он служил до революции в качестве священника и после возвращения из лагерей уже архиепископом. Дом, где жил владыка – на углу Красноармейской и переулка Гоголя – снесен; в 1-й гимназии на месте, где располагалась домовая Сергиевская церковь, теперь находится спортивный зал. Но мы не перестаем возносить свои молитвы за архипастыря на месте его упокоения на Воскресенском кладбище.

     

    Беседовала Ксения Манякова

    Газета “Православный Симбирск” № 19 (531), 14 октября 2020 г.