Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Поместный Собор Церкви Русской 1917–1918 гг. в вопросах и ответах

Поместный Собор Церкви Русской 1917–1918 гг. в вопросах и ответах

Переломный момент в истории России в 1917 году не мог не стать таковым и для Церкви. Бесстрашие перед вызовами времени, мужество и решимость требовались не только от тех, кто стоял у руля церковного управления, но и от мирян. Только сообща можно было сохранить традиции, веру, пережить лихолетье, прокладывая тропы, которыми еще никто не ходил.

Решить вопросы функционирования Церкви в новых условиях был призван Поместный собор, работа которого продолжалась больше года. Необходимость его созыва назревала с начала века.  Но его делегатам пришлось не только участвовать в заседаниях и выносить суждения.

Участники Собора стали свидетелями кровавых перестрелок в Кремле. Епископы и священники становились медбратьями, перевязывая раненых на улицах.

18 ноября, в день избрания на патриарший престол святителя Тихона, мы чтим память отцов Поместного собора Церкви Русской 1917–1918 годов. 46 делегатов, судьбы которых после Собора сложились трагически, были в числе тех, кто стремился защитить и укрепить Церковь, принимая непростые решения.

Внимательнее изучить эту страницу истории нам поможет иеромонах Савва (Марков), преподаватель епархиальных образовательных курсов, клирик Новоседмиезерного Пантелеимоновского архиерейского подворья города Ульяновска.

 

– Отец Савва, какова была главная цель созыва Поместного собора в 1917 году? Как он готовился? Сколько человек приняло участие в работе Собора?

– Подготовка началась еще в 1906 году, он был призван разрешить в строго православном духе многочисленные вопросы церковной жизни, накопившиеся за 200 лет, когда Соборы не собирались. После Февральской революции 1917 года появилась задача устроения Церкви в новых политических и социальных условиях. В основу своей работы Собор положил материалы, приготовленные Предсоборным присутствием 1906–1907 годов, Предсоборным совещанием 1912–1913 годов и Предсоборным советом в июне-июле 1917 года. Но сложность насущных задач и новизна политического положения заставили прорабатывать документы заново в специально образованных соборных отделах. Всего же на Собор было избрано и назначено по должности 564 члена.

 

– Когда был созван первый Поместный Собор в истории Русской Церкви?

– Церковные Соборы появились в Русской Церкви, видимо, с первых годов ее существования – наша летопись постоянно упоминает о собраниях епископов. В Московском государстве они назывались Освященными Соборами. На них присутствовали царь, патриарх, архиереи, настоятели важнейших монастырей. После смерти патриарха Адриана в 1700 году Соборы в России не созывались более двухсот лет. В 1721 году император Петр I учредил для управления Церковью Святейший Синод, ставший частью государственного аппарата. Поэтому первым в современном понимании, с похожим на нынешний составом участников Поместным Собором стал Священный Собор Православной Российской Церкви 1917 – 1918 годов.

 

– Почему среди участников Собора 1917 года преобладали миряне?

– К началу ХХ века епархии были чрезвычайно крупными, а правящих архиереев насчитывалось сравнительно немного  – около 80. В подавляющем большинстве епархий количество приходов, монастырей и других церковных учреждений было настолько велико, что учесть интересы и потребности всех одним архиереям стало затруднительно. К тому же, стоит вспомнить и о революционном настрое эпохи, когда подчиненные все меньше доверяли начальствующим. Поэтому для обеспечения авторитетности и квалифицированности постановлений было принято решение привлечь к работе Собора самое широкое представительство клириков и мирян. Но при этом, для соблюдения устоев Православия, предоставляющих полноту церковной власти архиереям, устав Собора предусматривал особую роль и полномочия епископата: вопросы догматического и канонического характера подлежали утверждению на совещании епископов.

 

– Одним из главных решений Собора было восстановление патриаршества в России. Были как сторонники, так и противники этого решения. Каковы были доводы сторон?

– Противники восстановления патриаршества, в основном из либеральной профессуры духовных академий, говорили об опасности злоупотребления единоличной властью, предпочитали принцип коллегиального управления как более соответствующий демократическим веяниям времени. Сторонники же патриаршества настаивали на воссоздании канонического церковного устройства и указывали на народное религиозное чувство, которое могло бы найти себе выражение не в безликой коллегии, а в живой и близкой сердцу каждого верующего фигуре Предстоятеля Церкви.

 

– Какие еще вопросы обсуждались на Соборе?

– Достаточно перечислить названия основных соборных Отделов: о высшем церковном управлении, о епархиальном управлении, о правовом положении Церкви в государстве, о церковном суде, о богослужении, проповедничестве и храме, о церковной дисциплине, о внешней и внутренней миссии, о единоверии и старообрядчестве, о церковном имуществе и хозяйстве…

 

– Во время работы Поместного Собора жизнь в стране стремительно менялась: 7 ноября пало Временное правительство, в стране восторжествовала советская власть. В Москве разразились кровавые бои между занимавшими Кремль юнкерами и повстанцами, в руках которых был город. Как политическая обстановка в стране отразилась на деятельности Собора и его решениях?

– Кровопролитие в Москве заставило Собор свернуть ожесточенные дискуссии о восстановлении патриаршества, быстро принять это судьбоносное решение и провести выборы патриарха. Вся последующая работа вплоть до ее вынужденного прекращения в сентябре 1918 года проходила по благословению святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея России, в единомыслии и духе верности Священному Преданию Православной Церкви. Именно в Предании Церкви Собор находил многие решения, позволившие православным христианам в нашей стране приспособиться к изменившимся условиям времени.

 

– Какими из решений Поместного Собора 1917–1918 годов Церковь руководствуется в настоящее время?

– Постановления Собора учитывались при разработке ныне действующих Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, в частности разделов о правовом положении Церкви в государстве, о церковном браке. А те епархии и приходы нашей Церкви, которые оказались некогда за пределами советского государства (то есть вне жесточайших в истории гонений) и составили Русскую Православную Церковь Заграницей и Архиепископию русских приходов в Западной Европе, до сих пор свои уставные документы возводят к принятым на Соборе уставам и положениям.

Одним из следствий соборных решений стало широкое привлечение женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения. Именно благодаря Собору 1917–1918 годов сегодня женщины участвуют в приходских советах и епархиальных собраниях, в Высшем Церковном Совете и Поместном Соборе, несут служение псаломщиков, составляют основу церковных хоров и многое, многое другое.

Беседовала Ксения Манякова

Газета «Православный Симбирск» № 21 (533), 11 ноября 2020 г.