Главная / Газета «Православный Симбирск» 2020 год / “Делу духовному нет конца”. О письмах архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

    “Делу духовному нет конца”. О письмах архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

    У сборника писем отца Иоанна (Крестьянкина) есть одна неповторимая особенность. Каждый, кто начинает читать эту книгу, находит ответы на собственные вопросы, слышит советы, которые необходимы ему прямо сейчас. Многие письма, как кажется, обращены лично к тебе!

    Причина тому не только то общее, что вложил Господь в каждую человеческую душу. Не только сходство жизненных обстоятельств, через которые проходит каждый человек: выбор профессии, спутника жизни, сложности супружества, воспитания детей, болезни собственные и близких людей, одиночество, обретение и потеря веры, – наконец, приближающаяся смерть, отношение к ней… Все это так непросто! И так необходим совет человека мудрого, опытного. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был настоящим духовником, старцем не только по возрасту, но и по духовному устроению. Ему было дано глубокое понимание человека, знание человеческой души, которое приходит лишь благодаря долгой праведной жизни, непрестанной молитве и духовнической практике.

     

    Во всем – любовь

    Иван Крестьянкин родился 11 апреля 1910 года в Орле. Он с детства всей душой полюбил церковь и помогал в храме. Лет в 12 выразил твердое желание посвятить свою будущую жизнь монашеству. В 1944 году он стал псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове, в 1945-ом был там же рукоположен во диакона и во священника. Уже тогда всем была заметна его поразительная любовь к людям. В апреле 1950 года отец Иоанн по ложному доносу собрата-священника был арестован. Обвинение было стандартное – «антисоветская агитация». Рассказывают, что когда доносчика привели в тюрьму для очной ставки, отец Иоанн так ему обрадовался, что бросился к нему и сердечно обнял – а тот лишился чувств и упал… Отца Иоанна приговорили к лишению свободы сроком на семь лет, и он был отправлен в Каргопольлаг (Архангельская область). Освободили его досрочно в 1955 году. Отец Иоанн служил в селах Псковской и Рязанской областей. Власти перебрасывали священника с прихода на приход, потому что всюду, где он служил, собирались люди – в какую бы глушь его ни отправили.

    В 1966 году отец Иоанн принял монашество, в 1967-ом поступил в братство Псково-Печерской обители. И здесь, помимо служения в храме и традиционных обязанностей, он много времени уделял встречам и беседам с людьми, нуждавшимися в его наставлениях, молитвах, благословении. Желающих встретиться с батюшкой было так много, что прием посетителей, начинавшийся после Божественной литургии, длился до позднего вечера, а иногда продолжался и после полуночи… Даже в немощи он молился за людей и отвечал на их письма. Батюшка мирно почил 5 февраля 2006 года, в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

     

    Послушников нет. Остались совопросники

    Не случайно каждое переиздание писем отца Иоанна начинается его словом о духовничестве: «Духовничество – отцовство, когда в муках рождения духовник освобождает от пут греха и от неведения в человеке тот образ Божий, который ему дан, и указывает путь к подобию».

    Отец Иоанн говорил, что делу духовному нет конца, но опыт духовничества древних отцов нельзя просто перенести в день сегодняшний: нынешние чада Церкви совершенно особые, они приходят к духовной жизни, отягченные многими годами греховной жизни, с извращенными понятиями о добре и зле. А усвоенная ими правда земная восстает на оживающее в душе понятие о Правде Небесной; гордость убивает начатки смирения.

    Сегодня мы сетуем на то, что в наших храмах не так много опытных духовников. Кто-то из прихожан заменяет подлинную духовную и церковную жизнь поисками таинственных и необычных «старцев». Вот что отвечал отец Иоанн таким людям: «Думаю, что тех старцев, которых ищете Вы, нынче нет. И знаете ли, почему отобрал Господь у мира такую великую помощь и утешение? А потому, что нет послушников, только одни совопросники».

    «Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что сила их не в подвигах, не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с ней, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос».

     

    Верность Богу вознаграждается счастьем

    И сегодня у нас есть уникальная возможность услышать голос истинного наставника, его совет, обращенный, как кажется, лично к каждому читателю. Он помогает, утешает, убеждает, скорбит вместе с тобой, предупреждая о последствиях поступков. Он даже наказывает, как любящий отец, но не стесняя, не подавляя при этом чужой воли. Он показывает путь, следуя которым ты можешь вести свою жизнь богоугодно и достичь спасения, но ни к чему не принуждает: идти ли по этой дороге – выбор за тобой.

    «О., дорогая! Ну сколько раз я говорил тебе о том, как тебе быть, а ты все не знаешь. Нет, детка, ты все знаешь – и по слову нашему, и опытно; но вот делать как надо бы – не по душе тебе. Хочется огульной свободы, чтобы как все. Но “как все” – это по стихиям мира сего, а не по Богу. “Как все” – это страшная болезнь в будущем и горе, которого не избежать… У Господа ошибок не бывает. И если человек Ему верен, то эта верность вознаграждается счастьем жить с ясной душой и миром совести. Вот и выбирай»…

    В последние годы жизни отец Иоанн уже не мог принимать всех приходящих к нему людей, но по-прежнему отвечал на тысячи писем, из которых и был составлен сборник, а главное – молился за каждого, обратившегося к нему за помощью, считал это делом, с которым по важности ничто сравниться не может. Он не переставал учить бесконечному доверию Богу. Как Ему доверял он сам – можно судить по письму-поздравлению, адресованному 80-летней старице: «Вот дожили мы с Вами до блаженной поры, когда нива жизни нашей побелела и полновесный колос ее уже клонится к земле. И сердце страшится, но сердце и радуется. Что воздадим Господу нашему  Великому Сеятелю, яже воздаде нам? Что, кроме благодарности, принесем мы Ему? Ведь мы прошли многотрудную и многоскорбную жизнь. От Него мы приняли многоценный дар веры, и к Нему, к Его любви стремятся душа и сердце наше теперь. “Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мной, как изволишь”. Господь с Вами, чадо мое! Господь с нами! А с Ним всегда и везде хорошо. Так будем продолжать жить, радуясь за прожитое и пережитое; за то, что жизнь еще продолжается; и за то, что Заря Вечности уже стучится в нее. Слава Богу за все!»

    Все, кто знал отца Иоанна, говорили, что любая встреча с ним, даже самая мимолетная, оставляла в душе «ни с чем не сравнимое чувство чистоты, любви и свободы». Каждая книга о нем, а тем более, сборник его писем – это тоже возможность встречи. Возможность почувствовать тепло его души, объяснение того, что волнует, или получить совет. Такой, например: «В молитве надо быть как Серафиму пламенному, в делах как Херувиму многоочитому, с людьми же быть как Ангелу доброму».

    Если хоть малую часть из этих советов, изложенных в письмах отца Иоанна и воспоминаниях о нем, попробовать исполнить в своей жизни, вопросов «как жить?» и «что делать?» у нас останется гораздо меньше. Утихнет скорбь, что невозможна сейчас личная встреча со старцем – ведь он ушел туда, где было его сердце. И там, где, по сути, должно быть сердце каждого верующего человека.

     

    Наталья Горенок

    Газета «Православный Симбирск» №21 (533), 11 ноября 2020 г.