Воскресший друг Бога

В субботу шестой недели Великого поста Православная Церковь вспоминает самое впечатляющее чудо, совершенное Господом Иисусом Христом, – воскрешение праведного Лазаря. Поэтому этот день называют Лазаревой субботой.

В Евангелиях описываются три случая воскрешения Спасителем умерших: дочери Иаира, сына Наинской вдовы и Лазаря. Из троих воскрешенных Лазарь дольше других пребывал мертвым. Его даже успели похоронить. Это чудо показало власть Спасителя над жизнью и смертью, и явилось прологом к истории страстей и Его собственного Воскресения.

Воскрешение Лазаря произошло приблизительно за месяц до Входа Господня в Иерусалим. Сейчас в богослужебном календаре два праздника следуют один за другим. Вход Господень в Иерусалим вспоминается на следующий день после Лазаревой субботы. Так Церковь являет внутреннюю связь между этими двумя событиями. Величайшее чудо вызвало широкий резонанс в обществе, напугало и вынудило врагов Христовых, книжников и фарисеев, к решительным действиям. «Первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек [Христос] много чудес творит; если оставим Его так, то все уверуют в Него, – и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом […] c этого дня положили убить Его [Христа]» (Ин. 11, 47-53). Но Господь идет в Иерусалим добровольно, как Царь, чтобы умереть, потому что теперь «пришел час Его».

О самом Лазаре известно немного. Видимо, он был состоятельным и известным человеком, ведь на его похороны пришли многие иудеи. Лазарь жил в Вифании – селении в трех километрах от Иерусалима. Здесь вместе со своими сестрами Марфой и Марией они не раз принимали Спасителя у себя дома. Синаксарь Лазаревой субботы говорит, что он был сыном фарисея Симона, с которым часто беседовал Христос. Евангелист Иоанн называет Лазаря «другом Божиим» (Ин. 11, 11).

Лазарь заболел, и его сестры послали к Спасителю сказать об этом. Господь находился в это время в Перее, области в южной части Заиорданья. Однако получив печальное известие, что Его друг болен, Христос не поспешил. Он знал, что эта болезнь «не к смерти, а к славе Божией, да прославится Сын Божий ее ради» (Ин. 11, 4). И действительно, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос – Сын Божий. Только через два дня Господь отправился в путь. Спаситель знал, что Лазарь умер, и был намерен воскресить его. Апостолы опасались за жизнь Учителя, ведь еще недавно в Иерусалиме иудеи хотели побить Его камнями. Тем не менее, все направились в Иудею.

Встретившей Спасителя на пути Марфе Он указал на Себя как на источник жизни: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 25-26). Христос направился к гробнице, в которой похоронили Лазаря. Тело, которое уже четыря дня находилось во гробе, стало тлеть, источая неприятный запах. В повествовании подчеркивается реальность смерти.

В Иудее человека хоронили сразу, а не на второй или третий день. Обряд погребения занимал не более трех часов. Это было связано, в том числе, и с жарким климатом. Деревянные гробы не использовались. Тело, которое предварительно омывали, умащали благовониями и обертывали в погребальные пелены, относили в пещеру, высеченную в скале. Вход закрывали камнем.

Евангелист Иоанн отмечает, что Христос прослезился о своем друге Лазаре, которого любил. По мнению святителя Кирилла Иерусалимского, Спаситель плакал, так как видел тление человека, созданного по Его образу и подобию. Спаситель попросил отвалить камень от входа в гробницу. Воздав благодарение Отцу, Христос воззвал громким голосом: «Лазарь, иди вон!» Воскресший вышел из пещеры. Его движения сковывали погребальные пелены, а на лице был плат.

В отличие от воскресшего Спасителя, воскрешенному Лазарю предстояло умереть еще раз. Есть мнение, что он умер в тридцатилетнем возрасте, а после воскрешения прожил еще тридцать лет. В следующей главе Евангелия мы видим Лазаря в числе возлежащих на вечере в Вифании, куда Христос пришел за шесть дней до иудейской Пасхи. Здесь же апостол Иоанн отмечает, что «первосвященники положили убить и Лазаря» (Ин. 12, 10). Поразительная реакция на явное чудо – с этого момента неверие первосвященников становится сознательным противлением очевидной истине Божественного достоинства Иисуса из Назарета.

После воскрешения святой Лазарь Четверодневный, спасаясь от преследования фарисеев, приплыл на остров Кипр и поселился в Китии (современный город Ларнака). После того, как апостолы Павел и Варнава рукоположили святого в епископа Китийского, он управлял здесь христианской общиной около восемнадцати лет. После воскрешения святой Лазарь не рассказывал, что видел в шеоле (ветхозаветное название ада), куда его душа должна была сойти, как сходили до Воскресения Христова души всех людей: и праведников, и грешников. Он хранил строгое воздержание, был молчалив и никогда не смеялся. Хотя однажды, когда епископ Лазарь увидел, как один человек украл глиняный сосуд он, усмехнувшись, сказал: «Глина крадет глину».

Церковное предание сохранило свидетельство о посещении епископа Лазаря Пресвятой Богородицей. После проповеди жителям Афона, Пресвятая Дева прибыла на Кипр и встретилась со святым Лазарем в Китии, привезя ему в подарок вышитый собственными руками драгоценный епископский омофор и поручи (по другой версии – фелонь).

Праведный Лазарь преставился примерно в 63 году. Византийский император Лев Мудрый повелел в 898 году перенести часть мощей святого в Константинополь и положить в храме во имя праведного Лазаря.

В Ларнаке находится храм в честь святого Лазаря, который был построен на рубеже IX-X веков над его гробницей. Там хранится честная глава праведника.

 В России в настоящее время частицы мощей праведного Лазаря находятся в Кийском кресте патриарха Никона в церкви преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве и в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Иерей Димитрий

Трофимов

№ 7 (543) 14 апреля 2021 г.