Русский Златоуст

В дни Страстной седмицы мы вспоминаем Тайную вечерю, предание на суд и распятие Господа нашего Иисуса Христа. В это время для каждого христианина важно всем сердцем прочувствовать весь ужас страданий Христа, чтобы после воспринять всю радость Его светлого Воскресения.

В этом нам может помочь молитва на богослужениях Страстной седмицы и чтение книги «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа», написанная святителем Иннокентием Херсонским.

Издание представляет собой описание последних земных дней Спасителя – от Его пути из Галилеи в Иерусалим до снятия с Креста и погребения. В ней подробно описаны страдания Сына Божия: предательство Иуды, молитва в Гефсиманском саду, неправый суд, распятие и смерть. Рассказ основан на повествовании четырех евангелистов.

Книга была написана еще в период служения будущего святителя в Петербурге, когда ему не было тридцати лет. Он дал обет совершить путешествие на Синай, в Палестину и на Афон, впоследствии долго не завершал сочинение «по небытию там».

К работе над «Последними днями…» автор периодически возвращался. Сочинение было переработано в киевском Златоверхом монастыре к 1840 году и под заглавием «Голгофа, или Последние дни» отдано на просмотр святителю Киевскому Филарету (Амфитеатрову), который высказал ряд замечаний.

В Вологде работа была окончена с учетом поправок. В конце 1841 года святитель Иннокентий отправил ее на цензуру в Петербург «не более как на пробу», а через некоторое время попросил вернуть ему рукописи: «Хотя в них и нет ничего еретического, но обстоятельства нынешние таковы, что охотники до ересей легко могут найти в них к чему привязаться, а мне уже давно наскучило иметь дело с инквизицией» (Из писем к архиепископу Рязанскому Гавриилу).

Сочинение было разрешено к печати уже после смерти автора.

Скрупулезная работа над книгой оправдала себя – история последних дней земной жизни Иисуса Христа гармонично сочеталась с археологическими и географическими подробностями. Все это способствует более глубокому пониманию высоты жертвенной любви Сына Божия к роду человеческому. В дополнительной части книги собраны избранные проповеди святителя Иннокентия разных лет.

За «Последние дни…» он был удостоен степени доктора богословия. «Эта книга была первым в России опытом историко-художественного изложения евангельских событий», – пишет о ней протоиерей Александр Мень.

«Для того чтобы образ страданий и смерти Христовой оказывал постоянное действие на жизнь нашу, – говорил владыка Иннокентий, – для сего необходимо, чтобы Он с плащаницы перешел на нашу душу, чтобы оставался там не два или три дня, а всегда…»

Этот труд, созданный выдающимся церковным, научным и государственным деятелем, не потерял актуальности и в наши дни. Он написан настоящим пастырем, который выполнил свой долг перед паствой во время разгоревшейся Крымской войны. Владыка помогал раненым, ободрял солдат и мирных жителей, отдавая себя без остатка жертвенному служению Церкви. Святитель Иннокентий скончался в Херсоне в праздник Святой Троицы летом 1857 года, сразу после окончания войны, оставшись до последней минуты со своей паствой.
«Последние дни…», повествующие нам о трагических евангельских событиях, не наполняют душу унынием или отчаянием, ибо вслед за страданиями Христовыми наступит и Его Воскресение.
Другой труд святителя – «Светлая седмица» как никогда подходит для прочтения в одноименный период церковного года. Книга содержит поучения, беседы и проповеди, наполненные радостью праздника Воскресения Христова. Напоминает архиепископ Иннокентий и о необходимости нашего внутреннего совершенствования,  путях его достижения с целью наследования Жизни Вечной с воскресшим Христом.

Современники отмечали у владыки необыкновенный дар проповедничества. Его проповеди были простыми и доступными для восприятия.

По словам митрополита Мануила (Лемешевского), «можно сказать, что не наука была его истинным призванием, а искусство человеческого слова. Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова. Светлый ум, обширная память, творческое воображение, всесторонняя ученость, увлекательное красноречие, величественный и благолепный вид – вот черты, которыми характеризовали современники прославленного Иннокентия».

Проповеди владыки в напечатанном виде распространялись по всей России; часть их переведена на французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский языки.

«Новый русский Златоуст – так по праву называли Херсонского святителя в России. Блестяще образованный, наделенный даром слова и обладавший стремлением соизмерять свою жизнь с евангельским идеалом, он нес в своих проповедях слово Божие людям различных сословий и званий, никого не оставляя равнодушными. В его проповедях неизменно и гармонично сочетались примеры из Священной истории с нравственными аспектами, звучавшими в проповедях Спасителя. Но самое главное для нас, современных христиан, берущих в руки творения святителя, – их актуальность, ведь Христос, Которому всей своей жизнью старался подражать владыка, «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8).

Что касается личных архивов «русского Златоуста», то в некоторых работах по церковной истории он одним из первых в России применил историко-археологические исследования.

Его кропотливый труд по сбору древнерусских рукописей в различных регионах Российской империи и подготовке их к печати в адаптированном варианте, обладали особой  доступностью для широкого круга читателей. Он предвосхитил почти на столетие комплексную работу различных специалистов (филологов, историков, философов) как в России, так и за рубежом, хотя вышло всего два больших тома спустя пять лет после кончины владыки Иннокентия.

Окружающие отмечали не только его полную отдачу работе, увлекательные лекции, но и участие в жизни учащихся. Для каждого он находил доброе слово, утешал в горе и часто помогал в ущерб себе.
Высокий, светлый и проницательный ум святителя, исключительные познания, живая обширнейшая память в сочетании с владением образным письмом – все это в чудной гармонии совмещалось и в творениях владыки. Перу архиепископа Иннокентия принадлежит много замечательных произведений. Но для нас особое место всегда будет занимать книга, написанная им в молодые годы – «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» – скромное приношение пастыря величайшему Пастырю пастырей.

 

Ксения Висарова

№ 8 (544) 28 апреля 2021 г.