Православный храм – не просто сооружение, а дом Господа. В его архитектуре и убранстве прослеживается главная цель – воспеть красоту Божиего мира. Украшением являются живые цветы, которые создают нужную атмосферу. При этом цветочное оформление должно органично вписываться в интерьер, не перегружая его. О своей работе рассказывает флорист Жадовского монастыря Ирина Макарова (на фото).
Из инженеров во флористы
По специальности я инженер-конструктор промышленного и гражданского строительства. До самой пенсии работала на Ульяновском цементном заводе в Новоульновске. В храм стала ходить с мужем, когда мне исполнилось 46 лет.
Я не оканчивала курсы флориста, нигде не училась этому мастерству. Началось все с того, что я помогала украшать Троицкий храм в Новоульяновске. Училась у одной бабушки. Она к летним праздникам украшала иконы зеленью и цветами. Тогда еще флористических губок не было и приходилось просто класть цветы сверху. Мне хотелось сделать украшение интереснее, но я не смела обидеть ее чувства. Вся моя помощь заключалась в уборке и приносе цветов. Когда бабушка Лена заболела, обязанность украшать храм стала моей. Я делала по-своему, но не забывала советоваться с ней. Перемены бабушке Лене нравились. Я придумала рамку с креплением, приобрела специальные инструменты. Вдохновение черпала внутри самой природы: в какую сторону веточки и листочки смотрят, как зелень и разнообразные цветы между собой сочетаются.
В начале своего пути я еще не знала, что украшение цветами в храме опирается на церковные традиции. В композициях каждая деталь должна быть уместной. Со временем у меня все лучше получалось подобрать правильные цвет, форму и фактуру украшения, учитывая символику праздника.
За рулем – наместник
В 2004 году возобновился крестный ход с Жадовской Казанской иконой Божией Матери. У всех участников мероприятия было послушание: читать записки о здравии, собирать требы, отвечать за питание. Мне же руководитель крестного хода – Николай Александрович Осин – дал послушание украшать конструкцию, на которой носили святыню. В помощники отправили художницу Людмилу Петрову, ныне монахиню Марию из общины села Новая Ханинеевка.
Не описать волнение, ведь я украшала такую святыню! Когда крестный ход пришел в Новоульяновск, я встречала не икону, а саму Матерь Божию. Радость была необыкновенная! Николаю Александровичу работа понравилась и он посетовал: «А у нас в монастыре некому украшать иконы».
Я не могла не согласиться трудиться в Жадовской обители. Однако у меня были трудности с дорогой, да и свой храм не хотелось оставлять. Был момент, когда наместник монастыря – владыка, а тогда еще отец Филарет, забирал меня из дома и вез в монастырь с цветами. Николай Александрович шутил: «Как королева, сам настоятель у тебя водитель!».
Уповая на помощь Бога
Скажу честно – я не знаю, как украшать иконы. Бывает, куплю цветы, встану перед образом, а в голове только одно: «Не знаю». Случаются моменты, когда невозможно установить цветы во флористическую губку. Будто они сопротивляются. Тогда надежда только на Бога и Его помощь. Отвлечешься от работы, обратишься к Нему и ждешь. Спустя время чувствуешь: не ты управляешь своими руками, а Сам Господь. И вот, готовая работа передо мной, а я смотрю и не верю глазам – какая красота!
Когда начинаю оформлять икону цветами, в первую очередь хочу передать чувства. Смотришь на украшенную икону и понимаешь, что она начинает «говорить» – выражать восторг и торжество.
Жертва Небесному Отцу
Цветы в храме – это не просто украшение, а жертва Богу и уважение к святым, изображенным на иконах. Они напоминают молящимся о рае и красоте Царства Небесного. А увядая, помогают задуматься о том, что земная жизнь временна.
Иконы украшаю в самом храме, там тишина и благодать. Цветы беру совершенно разные. Могу и рябину набрать, полевые растения. Господь все цветы делает красивыми, даже обычный одуванчик. Главное – уметь увидеть эту красоту в композиции с другими цветами.
Виноград и бумажные ангелы
Я уже упоминала о важности подбора правильной цветовой гаммы для композиций. Например, на Рождество Христово преобладают желтые или белые цветы, на Пасху – палитра белая или красно-белая, на Троицу – прежде всего зеленая.
В один год на праздник Преображения Господня я добавила в цветочную композицию виноград. В монастыре все недоумевали, но в день праздника каждый, кто был в храме улыбался, глядя на украшенную икону. Одна прихожанка поделилась: «Я только на виноград и смотрела!».
На Рождество Христово в композицию добавляю еловые ветви и маленьких бумажных ангелов. Монахам эта идея очень понравилась. В один год не добавила в украшение, а они наперебой спрашивали: «Где же ангелочки?».
О чудесах в работе
Однажды для крестного хода я украшала чудотворную икону великомученицы Варвары. И вот в ночь накануне крестного хода понимаю: цветов куплено недостаточно. Что делать? Конечно, обратиться к Богу: «Господи, Ты все можешь – несколькими хлебами столько людей накормил. Умножь и мои цветы, пожалуйста». Помолившись, приступила к работе. К концу поняла: теперь цветы остаются лишними. Я опять обращаюсь: «Боже, позор какой – деньги-то казенные, а цветы куда девать? Нельзя, чтобы они были лишние, попусту погибнут. Господи, сделай так, чтобы все без остатка пошло в дело». Так и вышло: все цветы уместились в арку, ни одного листочка даром не пропало. И такие чудеса постоянно происходят, я всегда чувствую помощь Божию.
Неожиданные помощники
Была интересная история. Мы с мужем в Жадовском монастыре пропалывали траву: клумб очень много. А по обители в этот момент ходил корреспондент Барышской епархии Дмитрий Гурин. Да не один, а с какой-то парой: все им рассказывал, показывал. Тут они подошли к нам. Мужчина с женщиной, увидев, что мы трудимся, сказали: «Бог Вам в помощь». Я на тот момент уже сильно устала и раздражительно бросила: «Неплохо было бы, если бы вы нам и помогли. А то вся помощь лишь на словах». Удивительно, но в ответ я услышала согласие. Выдала халаты, чтобы они не испачкали одежду, и перчатки. И вот все переоделись и стали помогать. Я сразу начала раздавать указания своим помощникам что, как и где сделать.
А Дима ходил вокруг клумб и смеялся. Позже оказалось, что я руководила заместителем директора телеканала «Спас» и московским бизнесменом. Эта женщина потом поделилась, что ни в одном монастыре не было так хорошо, как в Жадовском.
Записала Ксения Висарова
№ 13 (549) 14 июля 2021 г.