Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Что необходимо для спасения души?

    Что необходимо для спасения души?

    Отвечает иерей Димитрий Трофимов:

     

    «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 9-14).

     

    Мы продолжаем рассматривать речь Иисуса Христа, произнесенную в Иерусалиме на Елеонской горе за несколько дней до Крестных страданий. Обычно ее относят к Великому Вторнику. Вспомним, что признаки, на которые обращает внимание Спаситель, можно отнести как к событиям гибели Иерусалима в 70 году, так и к эпохе конца мировой истории.

    В начале отрывка Господь предрекает Своим последователям не благополучие, спокойствие и комфорт, а гонения, презрение и ненависть за исповедание имени Христова. Это пророчество вскоре исполнилось: вспомним преследование христиан, которое устроил римский правитель Нерон, когда верующих живьем сжигали в императорских садах. Или скорби и побои, которые претерпел апостол Павел от язычников и своих соотечественников. Через учеников Спаситель обращается к Церкви на протяжении всей истории ее земного существования. Мир, как совокупность страстей, ненавидит Христа и смеется над Его Евангелием. По словам апостола Павла, свидетели Христовы «как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4, 13). Это отношение особенно будет справедливо в конце времен.

    В таких трудных обстоятельствах, когда придется делать выбор между верностью Христу, мучениями, смертью с одной стороны, и спасением земной жизни с другой, многие христиане отступят от веры и будут выдавать собратьев, чтобы спасти себя. Говоря о предательстве, возможно, Спаситель думал об Иуде Искариоте, чья фигура стала символом этого подлого удара.

    Христос говорит и о том, что явятся лжепророки, которые будут уводить людей с правильного пути. А еще охладеет любовь. Ведь греховность и христианская любовь находятся в обратной зависимости. Спаситель формулирует ясный нравственный закон: при возрастании в человеке безнравственности, его любовь охладевает. И наоборот: при уменьшении грехов она начинает пламенеть. Фундамент для Божественного дара любви – это чистая жизнь. Прежде всего охлаждение любви будет сказываться в семейных отношениях. Пророк Михей так описывает разрушение семейных отношений: «Сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога моего: Бог мой услышит меня» (Мих. 7, 6-7).

    Указание «до конца» понималось по-разному. В «конце» видели смерть, разрушение Иерусалима, завершение периода испытаний, Второе пришествие Господа. Несомненно одно: спасение зависит от терпения и выносливости во время бедствий. Апостол Иоанн Богослов ободряет: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь…Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).

    Как толковать фразу «Евангелие будет проповедано по всей вселенной»? Блаженный Августин, епископ Иппонский, замечает: в его время многие народы в Африке не знают Слова Божия – апостольская миссия после дня Святой Пятидесятницы все еще продолжается. Говоря о распространении Евангелия, следует мыслить не только категорией пространства, но и времени. Ведь в разные эпохи в одном и том же народе степень осведомленности о евангельских истинах может меняться.

    Некоторые понимают распространение Евангелия в относительном смысле. Да, оно проповедано не всем народам, но христианство уже настолько известно, что имеет статус мировой религии. Слово «конец», которое завершает отрывок, может означать не только конец Иерусалима, но также конец царств и самого мира.

    № 23 (559) 8 декабря 2021 г.