Главная / Слово Архипастыря 2022 год / Митрополит Лонгин: «Рождество — глубоко семейный праздник»

    Митрополит Лонгин: «Рождество — глубоко семейный праздник»

    Он приносит радость.

    Православные ульяновцы отмечают один из главных праздников — Рождество Христово. И у многих душа наполняется чувством покоя, а сердце согревает надежда, что жизнь, несмотря ни на что, будет светлой. В преддверии праздника Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин рассказал корреспонденту mosaica.ru об итогах года, духовном богатстве, молодёжи и фотокамерах на службах.

    — Владыка, какие можете отметить наиболее значимые события 2021 года?

    — На наши итоги года, как и у всех, повлияла эпидемиологическая обстановка. Но за всё сделанное мы благодарим Бога. Самое значимое — то, что Церковь, несмотря ни на что, живет, совершаются богослужения, люди (в том числе и новые) приходят в храм, хоть и в несколько меньшем количестве, чем до пандемии.

    Отрадно, что нам удалось в 2021 году наладить регулярное  сотрудничество с больницами. Теперь у каждого человека, который хотел бы видеть священника, а это бывает, в том числе и в «красной зоне», есть такая возможность. Сначала это вызывало некоторые проблемы, сейчас все вопросы решены.

    В прошлом году было освящено 2 новых храма — Рождества Христова в селе Усть-Урень Карсунского района и Архангела Михаила в селе Вязовка Майнского района. В 2021 году там были завершены строительные работы. Нельзя сказать, что строительство шло большими темпами, но в нынешние времена мы и за это благодарим Бога.

    Долгие годы сохранялась спорная ситуация с храмом Александра Невского в Ульяновске. В минувшем году строительство было начато, в начале декабря совершен чин основания храма (первое общественное богослужение на его фундаменте). У нас амбициозные планы на этот год: закончить общестроительные работы и начать отделку. Для Симбирска это серьёзный проект, который требует большого сосредоточения сил. Финансами нам помогают благотворители: местные учреждения, предприятия, обычные прихожане и наши московские друзья, члены Ульяновского землячества.

    — А как часто помогают меценаты?

    — Это совершенно непредсказуемо. Бывает, что Господь посылает человека, который приходит и спрашивает о нуждах храма. Недавно один настоятель мне рассказывал, что требовался миллион рублей на ремонт храма. Неожиданно в церковь пришёл незнакомый мужчина, который спросил, может ли он помочь чем-то. Узнав о нужде, передал необходимую сумму. Есть люди, которые регулярно помогают Церкви, и мы благодарны им. Например, Игорь Любченков, Михаил Урясов.

    — Вы больше года на Симбирской земле. Со всеми районами познакомились? Какие проблемы существуют на селе?

    — Город уже знаю более-менее, много по нему хожу. Объездил все храмы епархии и почти всю область, Карсун с Майной не путаю (улыбается — прим. авт.). В ходе поездок мы даже нашли несколько молитвенных помещений, которые нигде, в том числе и в епархии, не были зарегистрированы.

    Проблемы церковной жизни везде одинаковы, но в нашей области особенно остро ощущается нехватка священнослужителей. Сельские храмы сегодня не могут полноценно содержать священника, поэтому приходится поручать одному батюшке окормление 2-3 храмов. И пока нет возможности всех обеспечить жильём, поэтому часто священник на службу в село приезжает из города. И самая тяжелая проблема — отсутствие возможностей для подготовки собственных кадров: здесь нет ни духовного училища, ни семинарии. Это затрудняет епархиальную жизнь. Можно сказать, что изменение этой ситуации — основная цель, которую я перед собой ставлю. Есть и другие проблемы, которые мы пытаемся решать, исходя из наших скромных возможностей. Надеемся, что системный подход нам поможет. Например, храмы должны быть открыты всю неделю, а не только в воскресенье.

    — Знаю, что любите собирать грибы. В каких районах бывали на «тихой охоте»?

    — У меня плотный график. Редко удаётся выехать по грибы. В прошлом году только один раз съездил в Майнский район, когда пошли опята.

    — С чем обращаются прихожане?

    — С вопросами о богослужениях, об отношениях со священниками. Есть несколько обращений по вопросам строительства новых храмов.

    — Когда будет завершено строительство храма на Нижней Террасе?

    — На Нижней Террасе храм планируем достроить, но в ближайшее время вряд ли это удастся.

    — Что значит быть духовно богатым человеком?

    — Духовно богатый человек старается свою жизнь построить по евангельским заповедям: живет как Бог велит, а не как ему хочется. Это человек, который приобрёл плоды Святого Духа. Их называет апостол Павел: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Такие качества должен приобрести верующий человек. Но только никогда нельзя называть духовно богатым самого себя. Как только человек сделает это — эти добрые качества сразу теряются. Вообще лучше не оценивать людей. А если вы видите в человеке качества, которые вас привлекают, то лучше попробовать ему подражать.

    — Много ли молодёжи среди прихожан?

    — Молодёжь всегда есть. Я бы сказал, что сейчас очень мало пожилых. До сих пор у журналистов и людей, далёких от Церкви, бытует мнение, что в храм ходят одни старушки. Ничего подобного. Так было во времена моей юности, когда в храм ходили те, кто с детства воспитывался в вере. Сейчас же пожилые люди — это поколение 40-50-х годов XX века, бывшие комсомольцы. Они чаще всего в церковь не ходят. В наших храмах в подавляющем большинстве люди среднего возраста. Но, повторюсь, есть и молодёжь. Когда служу, вижу много молодых людей, подростков. В советские годы атеисты говорили: «Ваши старухи помрут, и в церковь ходить будет некому». Но проходили десятилетия, а храмы не пустели — на место ушедших в мир иной прихожан заступали другие. Дело в том, что в разные этапы жизни у человека разные приоритеты. В молодости вера в Бога и хождение в храм чаще всего, увы, приоритетом не является. Человек начинает задумываться об этом, когда обожжётся на экспериментах юности и поумнеет, когда у него возникают сложные вопросы о смысле жизни, своём существовании. Тогда он более внимательно начинает смотреть вокруг себя — и видит Бога, узнаёт, что есть духовная жизнь, начинает осознанно ходить в храм.

    — С чего начать человеку, у которого появилось такое осознание?

    — Есть проверенный способ — начать читать книги. Во-первых, надо прочитать Евангелие, Новый Завет, чтобы понять, что такое Церковь.

    Потом нужно научиться молитве. Надо понимать, что Бог — это Личность. Ты стоишь перед Ним и обращаешься к Нему. Каждому человеку есть, что сказать Богу, о чём Его попросить, на что  пожаловаться и за что поблагодарить.

    Потом можно обратиться к молитвослову, молитвы которого составлены святыми людьми и настраивают на правильные чувства к Богу. Есть много интересных книг, которые раскрывают, как жить  согласно своей вере. Например, «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться» святителя Феофана Затворника; «Письма о духовной жизни» игумена Никона (Воробьева); «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Множество полезной информации о Церкви, о богослужении сегодня можно найти в интернете.

    И, кроме теоретических познаний, надо делать практические шаги:  начинать ходить в церковь, привыкать к ней, подготовиться к исповеди, причаститься.

    — Сегодня в социальных сетях появятся фотографии с рождественских служб в храмах. Как относитесь к съёмкам?

    — Сейчас всё так изменилось в нашей жизни. Ещё лет 15 назад прихожанина с телефоном одёрнули бы, сделали замечание. Сейчас, когда я поворачиваюсь к народу, чтобы что-то сказать, я вижу «лес» смартфонов.  Это до сих пор несколько непривычно, но в целом отношусь нейтрально.

    — Огорчает ли, что многие забудут дорогу к храму до следующего праздника?

    — Если человек пришёл в храм в праздник, то он молодец. Каждый, кто сегодня соблюдает посты, исповедуется, причащается, тоже когда-то пришёл в храм в первый раз. 99% прихожан не получили знаний о Боге в своей семье. Поэтому хорошо, когда человек, пусть даже неосознанно,  приходит  в церковь. Даст Бог, этот порыв со временем выльется во что-то более серьёзное.

    — Некоторые до сих пор гадают под Рождество, да и по другим поводам тоже. Искоренить в людях желание узнать будущее невозможно?

    —  Очень печально, что подобного рода информация, симпатия к язычеству, оккультизму активно насаждается некоторыми СМИ. Для христианина это неприемлемо и недостойно. Ничего доброго в этом нет. Господь  предусмотрительно скрыл от нас наше будущее. Если бы каждый из нас знал его на ближайшие несколько лет, то можно представить, во что превратилась бы наша жизнь. Гадания — это попытки взломать дверь в иной мир, которая премудро закрыта от человека Богом.

    — Что пожелаете ульяновцам в этот добрый праздник?

    — Прежде всего, я хотел бы пожелать всем семейного счастья. На самом деле именно Рождество — добрый глубоко семейный праздник, а не Новый год, который большевики пытались сделать заменой Рождеству. От души желаю здоровья, сейчас это самое актуальное. И с терпением переносить испытания, которые есть в нашей жизни.

     

    Беседовала Вера Меркулова

    Mosaica.ru