У подножия Голгофы

    Чтение Страстных Евангелий на утрене Великой Пятницы – древняя традиция Иерусалима: города, где прошли последние дни земной жизни Христа. У верующих Святого Града была возможность вспоминаемое Церковью событие праздновать на том месте, где оно непосредственно произошло:
    в Вифлееме, на Иордане, в Иерусалиме.

    Ночь с Великого Четверга на Великую Пятницу проводилась в молитве, чтении евангельских рассказов на различных местах, связанных со Страстями Господа, и шествия от одного такого места к другому. Как Спаситель не спал всю ту ночь, так и верующие, подражая Ему, откликались на призыв «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной» (Мф. 26, 38).

    Иерусалим и по сей день хранит память о том, где Христос что сказал и сделал. Поэтому иногда отрывок из Евангелия мог читаться на каком-то перекрестке ради одной фразы.

    Что запомнила Эгерия?

    Страстная седмица всегда отличалась от прочих тем, что именно в это время Святой Град наполнялся паломниками. Воспоминания о том, как древние христиане проводили Страстные дни, мы можем почерпнуть из рассказов Эгерии (IV век) – христианки, которая решила совершить главное путешествие своей жизни и отправилась на Святую землю. Эгерия оставила отчет о своем путешествии в длинном письме к своим домашним, которое фрагментарно сохранилось до наших дней.

    Согласно «Паломничеству Эгерии», Божественная литургия в Великий Четверг совершалась сначала в Мартириуме (главном храме Иерусалима), а затем – в часовне «позади Креста» (то есть у Голгофы). После Причащения верующие снова шли в Мартириум, где произносились заключительные молитвы и благословения, после чего служба завершалась. После богослужения каждый, как пишет Эгерия, «спешил возвратиться в дом свой, чтобы поесть» перед тем, как на Елеонской горе должно было начаться посвященное Страстям Христовым бдение, продолжавшееся всю ночь.

    Елеонская церковь, по преданию, построена на месте пещеры, в которой Господь провел со Своими учениками последний перед Распятием день. В этом храме верующие оставались до пятого часа (что соответствует привычным нам 23 часам), там пелись перемежаемые молитвами гимны и антифоны, «соответствующие дню», а также читался тот отрывок из Евангелия, где описана беседа Спасителя с апостолами накануне Его страданий. Около полуночи христиане шли на место Вознесения Господня, где снова были чтения, гимны и антифоны, а также молитвы епископа, посвященные Великой Пятнице. При первом пении петухов верующие переходили на то место, где Господь молился в час накануне Страстей (см. Лк.  22,  41), там произносилась молитва, «соответствующая месту», пелся гимн, читался евангельский отрывок о гефсиманском молении Спасителя и произносилась еще одна молитва. После этого верующие медленно (из-за усталости) шли в Гефсиманию – туда, где Господь был взят под стражу. Там зажигалось множество свеч, произносилась молитва, пелся гимн и читался евангельский эпизод о взятии Господа под стражу. В это время, как отмечает Эгерия, все рыдали настолько громко, что было слышно даже в городе. По окончании чтений, уже в предрассветные сумерки, христиане возвращались в город.

    На рассвете верующие приходили на место обретения Креста. Там читалось Евангелие о приведении Христа к Пилату и произносился отпуст бдения. После молящиеся отправлялись на гору Сион, где находилась колонна, у которой, по преданию, Господь был подвергнут бичеванию. Там они молились и шли домой отдыхать.

    Таким образом, евангельские рассказы о Распятии и крестной смерти Христа во время иерусалимского бдения Великой Пятницы не прочитывались. Они входили в состав другой службы – дневного стояния Великой Пятницы. Согласно «Паломничеству Эгерии», это богослужение начиналось после полудня и из-за многолюдности совершалось – вне зависимости от погоды – на открытой площади храма (между местом обретения Креста и часовней Воскресения). Служба состояла из пророчествующих о страданиях Господа псалмов, отрывков из апостольских Деяний и Посланий, посвященных той же теме, страстных Евангелий, ветхозаветных пророчеств о Страстях, евангельских предсказаний Самого Спасителя о них же. Чтения сменялись гимнами и молитвами. Во время них, по словам Эгерии, все присутствовавшие плакали. Служба завершалась в 9 часу дня (около 15 часов) чтением рассказа евангелиста Иоанна о смерти Христа на Кресте, молитвой и отпустом.

    Традиции и современность

    Эгерия упоминает только пять остановок в чине этого бдения. Но уже в армянском переводе иерусалимского Лекционария (особая богослужебная книга – прим.ред.) V века говорится о семи остановках и соответствующих им семи евангельских чтениях. Но каким образом семь отрывков превратились в привычные нам двенадцать?

    В современном чине семи древним чтениям соответствуют только первые четыре, повествующие о событиях ночи Страстей, исключая распятие (о нем говорится в следующих отрывках). Из последования дневного стояния Великой Пятницы в современную службу перешли еще четыре чтения, одно из которых разделилось на две части – это четыре рассказа евангелистов о Распятии и крестной смерти Спасителя. Когда ночное иерусалимское бдение распространилось за пределы Святого Града, к девяти чтениям добавились еще два – о погребении Христа. Окончательным этапом развития стало превращение цикла из 11 отрывков в цикл из 12.

    Конечно, служба Страстных Евангелий перестала быть динамичной. Но сохранилось пение антифонов, стояние со свечами. Чтение отрывков предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». После каждого чтения ударяют в колокол. Можно сказать, что в духовном плане мы перемещаемся по тем местам Иерусалима, где происходили евангельские события.

    Попытки воспроизвести события этого дня встречаются в современности. Есть традиция читать Страстные Евангелия не сразу перед Распятием. В начале службы в центре храма стоит лишь аналой с Евангелием, а Распятие выносится на стихире «Днесь висит на древе».

    В Греции в некоторых храмах фигуру Христа на выносном Распятии делают съемной. Во время чтения Евангелия на вечерне в Великую Пятницу фигуру Христа снимают с креста, заворачивают в белое полотно и уносят в алтарь. А на стихирах ко кресту выносится уже плащаница.

    Исчезающая русская традиция – приносить домой огонь с чтения Евангелий и зажигать им дома лампадки до Пасхи.

    Священное Триденствие

    Уникальность Страстной Пятницы в том, что в Евангелиях событие этого дня расписаны досконально. Три с половиной года – время, которое Христос провел, уча людей – описано каждым евангелистом примерно в 10-15 главах. Событиям же Страстных дней уделено по 5-6 глав у каждого! Так устроена человеческая память: когда мы теряем близкого человека, мы помним поминутно последние дни общения с ним.

    Основную суть Своего учения Христос раскрыл именно в последние дни. Конечно, народ Он учил и до этого. Но создавая Церковь на земле, камни в ее фундамент Спаситель закладывает именно в конце земного пути.

    Священное Триденствие – Великие Пятница и Суббота, Светлое Христово Воскресение. Принесение жертвы, сошествие во ад, Воскресение – в этих ключевых моментах заключено спасение человечества. Для нас – это время сугубого духовного подвига.

    Иерей Владимир Маняков

     

    № 7 (567) 13 апреля 2022 г.