В период от дня Святой Пасхи до праздника Пятидесятницы за богослужением читается Евангелие от Иоанна. Воскресные дни этого периода принято называть по сюжетам евангельских отрывков, которые читаются на литургии.
Так, 5-е воскресенье по Пасхе посвящено воспоминанию беседы Господа Иисуса Христа с самарянкой, поэтому этот день называют Неделей о самаряныне. Следует помнить, что в церковнославянском языке неделя – это воскресный день, а то, что мы сейчас называем неделей, – это седмица.
Иудеи и самаряне
Если посмотреть на карту Палестины начала I века от Рождества Христова, то можно увидеть область Самарии, располагавшуюся между Иудеей и Галилеей. Исторически сложилось так, что иудеи и самаряне испытывали взаимную неприязнь. Назвать иудея самарянином считалось большим оскорблением.
Откуда возникла такая вражда? После смерти царя Соломона его государство распалось на два царства – Израильское (Северное) со столицей в Самарии и Иудейское (Южное) со столицей в Иерусалиме. В конце VIII века до Рождества Христова жители Северного царства, коренные евреи, были уведены в плен ассирийцами, а на эти территории переселены другие языческие народы. Оставшиеся там евреи смешались с язычниками, усвоив часть их верований. По бывшей столице Северного царства их потомки стали называться самарянами. Иерусалимские иудеи испытывали к самарянам даже большую неприязнь, чем к простым язычникам, ведь те извратили чистоту веры Израиля. Самаряне принимали лишь Пятикнижие Моисея, в которое был внесен ряд идеологических правок, призванных возвысить статус горы Гаризим. Та играла для самарян роль альтернативного, по сравнению с Иерусалимским храмом, культового центра. В III-II веках до Рождества Христова на горе Гаризим было построено самарянское святилище. Однако в конце II века до Рождества Христова оно было разрушено правителем Иудеи первосвященником Иоанном Гирканом I, что, разумеется, взаимной любви между иудеями и самарянами не прибавило.
В эпоху Спасителя (начиная с 6 года от Рождества Христова) территории Идумеи, Иудеи и Самарии вошли в состав римской провинции Иудея и управлялись римским префектом.
Евангельский рассказ
О беседе Христа с самарянкой пишет лишь один евангелист – апостол Иоанн Богослов (см. Ин. 4, 5-42). Из Иудеи Господь намеревался идти с учениками в Галилею. Пути туда было два: первый лежал через Самарянскую область, второй – через Заиорданскую. Сын Божий выбрал первый.
И вот, Спаситель достиг самарянского города Сихарь. Здесь, утомившись от дороги, Он сел отдохнуть около колодца, который выкопал еще ветхозаветный патриарх Иаков. Ученики же отправились купить еды. Апостол Иоанн отмечает, что был шестой час дня – полдень по современному счету. В это время к колодцу за водой пришла женщина-самарянка. Она встретила Спасителя, Который попросил у нее воды. По речи и одежде та узнала в Нем иудея. Женщина недоумевала: как Он, иудей, просит у нее пить? Ведь иудеи и самаряне не общаются. Он сказал ей: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: “дай Мне пить”, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Подобное построение диалога Спаситель использовал часто: Он возвышал сознание собеседника от обыденных вещей к высоким духовным. Но самарянка не понимала о какой «живой воде» говорил Господь. Она думала об обычной воде, а Христос имел в виду благодать Святого Духа, которая очищает душу человека и никогда не иссякает, становясь в его сердце источником, текущим в жизнь вечную. У кого будет такая «вода», тот не будет испытывать жажды во век. Сын Божий дал понять, что «вода», предлагаемая Им, превосходит обычную, о которой думает самарянка.
Женщина попросила у Спасителя ее, однако Господь велел той позвать своего мужа. Самарянка ответила, что у нее нет мужа. Далее Христос показал Свое Божественное Всеведение, и что Он знает все об этой женщине: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе».
Женщина начала догадываться, что перед ней непростой Человек. Разговор перешел к темам, которые волновали самарянку. Она хотела знать, кто прав в споре между иудеями и самарянами: где нужно поклоняться Богу, на горе Гаризим или в Иерусалиме? Иисус Христос ответил, что иудеи поступают правильно, ведь «они знают, чему кланяются». Но теперь наступает другое время: «когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине… Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Это значит, что человек сможет прославлять Творца везде, общаться с Ним во внутреннем пространстве своей духовной жизни. Самаряне же считали, что Бога можно почитать лишь в определенном месте. Впоследствии, как мы знаем, Церковь Христова распространилась по всему миру, и практически везде стоят храмы, в которых приносится Святая Евхаристия.
Женщина снова спросила: мы слышали из Писаний, что придет Мессия, Который есть Христос. Спаситель сказал ей прямо: «это Я, Который говорю с тобою!» Обычно, общаясь с иудеями, Господь прямо не называл Себя Мессией, но этой простой женщине Он открылся.
Беседа подошла к концу. Самарянка пошла в город и рассказала о том, что с ней произошло. Спаситель остался в том месте еще два дня и совершил множество чудес, которые, однако, не были записаны евангелистами.
Рассказ о самарянке – это не единственный евангельский пример, в котором этот презираемый Иерусалимом народ обретает положительный образ. Наряду с прокаженными, мытарями, блудницами и язычниками самаряне удостаиваются внимания Иисуса Христа. Ведь благая весть о спасении во Христе обращена ко всем народам Земли.
Дальнейшая судьба самарянки
Церковное предание сообщает, что самарянку звали Фотина (Светлана). Она приняла Крещение и проповедовала христианство. В 66 году, при императоре Нероне, за свою веру она была подвергнута мучениям в Риме. Вместе с сыновьями и сестрами Фотина была казнена. Благодаря благочестивой самарянке ко Христу обратилась дочь императора Нерона Домнина, тоже впоследствии ставшая мученицей. Память святой Фотины самаряныни совершается Церковью 2 апреля.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 9 (569) 11 мая 2022г.
В период от дня Святой Пасхи до праздника Пятидесятницы за богослужением читается Евангелие от Иоанна. Воскресные дни этого периода принято называть по сюжетам евангельских отрывков, которые читаются на литургии.
Так, 5-е воскресенье по Пасхе посвящено воспоминанию беседы Господа Иисуса Христа с самарянкой, поэтому этот день называют Неделей о самаряныне. Следует помнить, что в церковнославянском языке неделя – это воскресный день, а то, что мы сейчас называем неделей, – это седмица.
Иудеи и самаряне
Если посмотреть на карту Палестины начала I века от Рождества Христова, то можно увидеть область Самарии, располагавшуюся между Иудеей и Галилеей. Исторически сложилось так, что иудеи и самаряне испытывали взаимную неприязнь. Назвать иудея самарянином считалось большим оскорблением.
Откуда возникла такая вражда? После смерти царя Соломона его государство распалось на два царства – Израильское (Северное) со столицей в Самарии и Иудейское (Южное) со столицей в Иерусалиме. В конце VIII века до Рождества Христова жители Северного царства, коренные евреи, были уведены в плен ассирийцами, а на эти территории переселены другие языческие народы. Оставшиеся там евреи смешались с язычниками, усвоив часть их верований. По бывшей столице Северного царства их потомки стали называться самарянами. Иерусалимские иудеи испытывали к самарянам даже большую неприязнь, чем к простым язычникам, ведь те извратили чистоту веры Израиля. Самаряне принимали лишь Пятикнижие Моисея, в которое был внесен ряд идеологических правок, призванных возвысить статус горы Гаризим. Та играла для самарян роль альтернативного, по сравнению с Иерусалимским храмом, культового центра. В III-II веках до Рождества Христова на горе Гаризим было построено самарянское святилище. Однако в конце II века до Рождества Христова оно было разрушено правителем Иудеи первосвященником Иоанном Гирканом I, что, разумеется, взаимной любви между иудеями и самарянами не прибавило.
В эпоху Спасителя (начиная с 6 года от Рождества Христова) территории Идумеи, Иудеи и Самарии вошли в состав римской провинции Иудея и управлялись римским префектом.
Евангельский рассказ
О беседе Христа с самарянкой пишет лишь один евангелист – апостол Иоанн Богослов (см. Ин. 4, 5-42). Из Иудеи Господь намеревался идти с учениками в Галилею. Пути туда было два: первый лежал через Самарянскую область, второй – через Заиорданскую. Сын Божий выбрал первый.
И вот, Спаситель достиг самарянского города Сихарь. Здесь, утомившись от дороги, Он сел отдохнуть около колодца, который выкопал еще ветхозаветный патриарх Иаков. Ученики же отправились купить еды. Апостол Иоанн отмечает, что был шестой час дня – полдень по современному счету. В это время к колодцу за водой пришла женщина-самарянка. Она встретила Спасителя, Который попросил у нее воды. По речи и одежде та узнала в Нем иудея. Женщина недоумевала: как Он, иудей, просит у нее пить? Ведь иудеи и самаряне не общаются. Он сказал ей: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: “дай Мне пить”, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Подобное построение диалога Спаситель использовал часто: Он возвышал сознание собеседника от обыденных вещей к высоким духовным. Но самарянка не понимала о какой «живой воде» говорил Господь. Она думала об обычной воде, а Христос имел в виду благодать Святого Духа, которая очищает душу человека и никогда не иссякает, становясь в его сердце источником, текущим в жизнь вечную. У кого будет такая «вода», тот не будет испытывать жажды во век. Сын Божий дал понять, что «вода», предлагаемая Им, превосходит обычную, о которой думает самарянка.
Женщина попросила у Спасителя ее, однако Господь велел той позвать своего мужа. Самарянка ответила, что у нее нет мужа. Далее Христос показал Свое Божественное Всеведение, и что Он знает все об этой женщине: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе».
Женщина начала догадываться, что перед ней непростой Человек. Разговор перешел к темам, которые волновали самарянку. Она хотела знать, кто прав в споре между иудеями и самарянами: где нужно поклоняться Богу, на горе Гаризим или в Иерусалиме? Иисус Христос ответил, что иудеи поступают правильно, ведь «они знают, чему кланяются». Но теперь наступает другое время: «когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине… Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Это значит, что человек сможет прославлять Творца везде, общаться с Ним во внутреннем пространстве своей духовной жизни. Самаряне же считали, что Бога можно почитать лишь в определенном месте. Впоследствии, как мы знаем, Церковь Христова распространилась по всему миру, и практически везде стоят храмы, в которых приносится Святая Евхаристия.
Женщина снова спросила: мы слышали из Писаний, что придет Мессия, Который есть Христос. Спаситель сказал ей прямо: «это Я, Который говорю с тобою!» Обычно, общаясь с иудеями, Господь прямо не называл Себя Мессией, но этой простой женщине Он открылся.
Беседа подошла к концу. Самарянка пошла в город и рассказала о том, что с ней произошло. Спаситель остался в том месте еще два дня и совершил множество чудес, которые, однако, не были записаны евангелистами.
Рассказ о самарянке – это не единственный евангельский пример, в котором этот презираемый Иерусалимом народ обретает положительный образ. Наряду с прокаженными, мытарями, блудницами и язычниками самаряне удостаиваются внимания Иисуса Христа. Ведь благая весть о спасении во Христе обращена ко всем народам Земли.
Дальнейшая судьба самарянки
Церковное предание сообщает, что самарянку звали Фотина (Светлана). Она приняла Крещение и проповедовала христианство. В 66 году, при императоре Нероне, за свою веру она была подвергнута мучениям в Риме. Вместе с сыновьями и сестрами Фотина была казнена. Благодаря благочестивой самарянке ко Христу обратилась дочь императора Нерона Домнина, тоже впоследствии ставшая мученицей. Память святой Фотины самаряныни совершается Церковью 2 апреля.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 9 (569) 11 мая 2022г.