Евангелие от Иоанна во многом отличается от трех других. Это связано с тем, что, по преданию, святой Иоанн стремился восполнить то, о чем не сказали евангелисты Матфей, Марк и Лука.
Апостол Иоанн уделяет особое внимание служению Иисуса Христа в Иудее, другие евангелисты – в Галилее. Благодаря сведениям святого Иоанна можно рассчитать продолжительность общественного служения Сына Божия и Его земной жизни. Спаситель путешествовал в Иерусалим главным образом на праздники, особенно на ветхозаветную Пасху. За время общественного служения Иисуса Христа было три праздника Пасхи, на четвертую Он был распят. Следовательно, Его служение продолжалось три с половиной года.
Святой Иоанн приводит не притчи, а длинные речи Иисуса Христа, в которых раскрывается Его Божественное достоинство и глубочайшие таинства веры. Например, беседа с Никодимом о рождении свыше водою и духом, а также о таинстве искупления, беседа с самарянкой о воде живой и о поклонении Богу духом и истиною, беседа о хлебе, сшедшем с небес и о таинстве Причащения, беседа о пастыре добром, прощальная беседа с учениками на Тайной Вечери и «первосвященническая молитва» Христа. Неслучайно, евангелист Иоанн получил в церковной традиции титул «богослов».
В отличие от остальных евангелистов, у которых мессианство Господа открывается постепенно, апостол Иоанн сразу говорит о воплощении Бога Слова и явлении Его славы.
Из чудес, которые описываются у первых трех евангелистов, святой Иоанн сохранил лишь два – хождение по водам и умножение хлебов. Зато он приводит пять чудес, которых в остальных Благовестиях нет: претворение воды в вино, исцеление сына царедворца, расслабленного при Овчей купальне и слепорожденного, а также воскрешение праведного Лазаря.
Согласно евангелию от Иоанна, распятие Господа, совершилось накануне Пасхи, а не в сам праздник. В это время в Иерусалиме закалывали пасхального ягненка. Следовательно, Иисус Христос, по мысли святого Иоанна, является истинным пасхальным Агнцем Божиим, которого символизировал с момента выхода евреев их Египта ветхозаветный агнец.
Нельзя не отметить, что автор четвертого Евангелия периодически вводит в текст пояснения происходящих событий или слов Христа: «А Он говорил о храме тела Своего»; «хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его» и тому подобное.
В отличие от святых Матфея, Марка и Луки, евангелист Иоанн вместо понятия «Царствие Небесное (Божие)» использует выражение «вечная жизнь» или просто «жизнь».
История о женщине, взятой в прелюбодеянии (см. Ин. 7, 53-8, 11) – одна из самых трогательных во всем Четвероевангелии. Однако с ней связана текстологическая проблема: рассказ отсутствует в большинстве авторитетных и древних греческих рукописях Евангелия от Иоанна. Этот отрывок не знаком ни одному из греческих святых отцов начала второго тысячелетия (не существует толкований на него), хотя имеется ряд свидетельств, которые можно интерпретировать в пользу того, что эту историю на Востоке некоторые все-таки знали. Первым греческим комментатором, упомянувшим о нем, был Евфимий Зигабен (1-я половина XII века). С другой стороны, рассказ о грешнице знаком западным отцам в IV-V веках (например, блаженным Августину и Иерониму Стридонскому, святителю Амвросию Медиоланскому). Он был рано включен в латинский перевод Библии – Вульгату.
Несомненно, что изначально этот отрывок принадлежал к устному Преданию Церкви о жизни Иисуса Христа и по каким-то причинам получил большую известность на Западе, чем на Востоке. Возможно, вытеснение этого рассказа на периферию было вызвано нравственными соображениями и строгостью древней покаянной дисциплины, как будто Тот, Кто сказал «впредь не греши» дал разрешение на грех. История о грешнице полностью соответствует евангельскому духу любви и милосердия, которые являет воплотившийся Сын Божий.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 12 (572) 22 июня 2022 г.
газета “Православный Симбирск”