Муж жизни чистой и святой

    8 октября Русская Православная Церковь вспоминает день перенесения честных мощей святителя Германа, архиепископа Казанского, из Москвы в Свияжск.

     

    Почитание святых мощей – древний обычай Церкви, который имеет свое основание в христианских представлениях о человеке. Человек – это не только душа или сознание, но и плоть. Он – единство души и тела. Сам Господь воспринял плоть, чем освободил человеческое тело от подозрений в ущербности и нечистоте. Кроме того, Православие учит, что все мы, подобно Иисусу Христу, воскреснем в своих преображенных телах. Преподобный Ефрем Сирин так объясняет благоговейное почитание верующими останков святых: «Мертвые действуют как живые, врачуют больных, изгоняют демонов и силой Христа удаляют всякую непотребную силу, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа, совершающая в них все чудеса».

     

    Потомок смоленских князей

    Святой Герман особенно близок Симбирской земле: он служил в соседней Казанской епархии, в состав которой до 1832 года входил наш край.

    Святитель Герман (Григорий Феодорович Садырев-Полев) родился приблизительно в 1505 году в Тверской области, в городе Старице. Род Полевых вел свое происхождение от боярина Александра Борисовича Поля, потомка смоленских князей. С юности Григорий полюбил благочестие, молитву и церковное чтение. В возрасте 25 лет он принял монашество с именем Герман в знаменитом Иосифо-Волоколамском монастыре, где, кстати, располагалась фамильная усыпальница Полевых. В этой же обители принял постриг его отец.

     

    Ученик владыки Гурия

    В монастыре отец Герман, находясь под духовным руководством игумена Гурия (Рукотина; впоследствии первого архиепископа Казанского), занимался перепиской книг. В XV-XVI веках Иосифо-Волоколамский монастырь являлся одним из значимых центров книжности. Святой Герман, любивший чтение, усердно изучал сокровища богатой монастырской библиотеки, а также вел строгую подвижническую жизнь.

    В начале 1551 года отец Герман был назначен архимандритом Старицкого Успенского мужского монастыря, о благоустройстве которого он ревностно стал заботиться. Считается, что угодник Божий общался с преподобным Максимом Греком.

    Святой Гурий – давний наставник отца Германа – был назначен на новоучрежденную Казанскую кафедру. Ему предстояли большие миссионерские труды. Вместе со святителем Гурием на Казанскую землю приехали его помощники – святые Герман и Варсонофий (впоследствии епископ Тверской).

     

    Свияжская обитель

    В 1555 году отец Герман стал архимандритом Свияжского Успенского мужского монастыря, основанного на правом берегу Волги для проповеди христианства среди местных народов. Святому Варсонофию поручили проповедь в левобережье Волги.

    Свияжская обитель под руководством архимандрита Германа стала центром просвещения Казанского края. Тысячи чувашей и татар приняли здесь Крещение. В монастыре была собрана библиотека, насчитывавшая 152 книги. Трудами святого Германа в обители были воздвигнуты каменные храмы: церковь во имя святителя Николая Чудотворца с колокольней и трапезной, собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Казани было организовано подворье обители, которое затем приобрело статус самостоятельного монастыря во имя пророка Иоанна Предтечи.

     

    Архиепископ Казанский и Свияжский

    После смерти владыки Гурия в 1564 году архиепископом Казанским и Свияжским был избран святитель Герман. По свидетельству жития святителей Гурия и Варсонофия, он «пас Церковь Божию три года и восемь месяцев», из которых провел в Казани около двух лет. Святой продолжил дело своего предшественника – строил храмы и уделял большое внимание христианскому просвещению. Так, при Зилантовом мужском монастыре в Казани святитель устроил школу для детей.

    В 1566 году владыку Германа вызвали в Москву, где он провел больше года. Вероятно, пребывание святого в столице было связано с поиском кандидата на вакантное место главы Русской Церкви. Это был последний этап жизни Казанского святителя, свидетельства о котором расходятся. Общая картина такова: святой отказался от Московской кафедры, а на почве осуждения опричнины между ним и царем Иваном IV Грозным произошел конфликт. Святитель попал в опалу.

    Сохранилась характеристика святого, которую дал князь А. Курбский: «Герман был человек… столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь Священного Писания, подвижник духовный; … простой и твердый, готовый помочь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о бедных».

    6 ноября 1567 года святитель скончался в Москве от моровой язвы. По просьбе праведника он был похоронен там же, при храме святителя Николая в Кремле.

     

    Обретение и перенесение мощей

    В 1591 году при перестройке храма были обретены мощи святителя Германа Казанского. От них начали совершаться чудотворения.

    Год спустя останки святителя были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь и помещены в алтаре Успенского храма. Гроб встречал митрополит Казанский Гермоген (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси).

    Всероссийское прославление святителя Германа началось с 1696 года, после освидетельствования его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Адриана. Интересно, что при освидетельствовании мощей по просьбе симбирских верующих и духовенства была отделена частица для поклонения в Симбирске. Еще две частицы святых мощей были отправлены в Казань и Чебоксары.

    В 1714 году мощи святителя Германа переместили из алтаря в центр Успенского храма, где они пребывали вплоть до закрытия Свияжского монастыря в 1918 году. Несмотря на закрытие обители, монашеская жизнь на святом месте продолжалась еще 11 лет. После этого мощи святителя Германа пропали, однако частицы сохранились.

    В 2000 году под престолом казанского кладбищенского храма во имя Ярославских чудотворцев была обретена частица мощей святителя Германа. Ее разделили на две: сейчас одна находится в Казанском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре, а вторая – в Успенском соборе Свияжского монастыря.

    В Симбирской епархии, в Воскресенско-Германовском храме Ульяновска есть икона с частицей мощей святителя Германа (на фото). Один из престолов церкви освящен в честь этого святого, а сам храм стоит на месте, где в конце XVII века жители города встречали присланный в Симбирск митрополитом Казанским Маркеллом образ святителя с частицей его мощей.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 18 (578) 28 сентября 2022 г.