Кто такие саддукеи?

    В прошлом номере мы начали разговор о религиозных и религиозно-политических группах иудейского общества в евангельские времена. Напомним, что в то время существовало три главных течения: фарисеи, саддукеи, ессеи. Помимо названных были и другие группы: иродиане, зилоты, простой народ. Названия большинства из перечисленных течений встречаются в Евангелии.

    Сегодня мы поговорим о саддукеях. Название этой группы обычно относят к имени Садока (в переводе с еврейского – «праведный»). Исследователи считают, что речь идет о первосвященнике из рода Елиазара, жившего во времена царей Давида и Соломона (см. 2 Цар. 8, 17; 1 Пар. 16, 39). В лице Садока сбылось предсказание первосвященнику Илию, от рода которого должно было быть отнято первосвященническое служение и вручено достойному человеку: «так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал тогда: “дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек”. Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены. […] И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни» (1 Цар. 2, 30-35). Со временем в Садоке начали видеть образ идеального священнослужителя, из семьи которого происходили первосвященники.

    В эпоху правления Селевкидов (ди­на­стии, пра­вив­шей в 312-64 годах до н. э. крупнейшим из эллинистических государств в Западной Азии, образовавшимся после распада державы Александра Македонского – прим. ред.) в Палестине насаждалась греческая культура. Саддукеи пошли на уступки завоевателям. Из-за этого иудейские ревнители стали считать их изменниками. Однако саддукеи все-таки имели значительное политическое и религиозное влияние. Особенно оно возросло в период захвата Палестины римлянами, которые видели в лояльных саддукеях опору своей власти в регионе. Саддукеи занимали твердые позиции в Синедрионе – высшем иудейском совете. Под управлением этой группы находился Иерусалимский храм. Из их числа избирался первосвященник, что стало возможным опять же при римлянах.

    Во времена Господа нашего Иисуса Христа саддукеев было меньше фарисеев. Первые представляли собой противоположность последних. Отметим, что простой народ больше симпатизировал фарисеям. Саддукеи занимали высокое положение в обществе, имели хорошее образование, являлись богатыми землевладельцами. Жили они преимущественно в Иерусалиме.

    Увлечение идеями греческой философии, политические интриги и компромиссы пошли в ущерб саддукейскому благочестию. Духовность саддукеев носила по большей части формальный, внешний характер, стремясь, скорее, к неверию. Она отличалась цинизмом и прагматизмом. Саддукеи отвергали «предания старцев», авторитетные в фарисейской среде, и признавали только писаный Моисеев Закон. Еще они отрицали воскресение мертвых, загробную жизнь и бытие ангелов.

    Нельзя не сказать о том, что саддукеи абсолютно не признавали участия Божественного промысла в делах людей. Древнееврейский историк Иосиф Флавий писал об этом так: «они [саддукеи] совершенно устраняют все учение о предопределении, признавая его полную несостоятельность, отрицая его существование и нисколько не связывая с ним результатов человеческой деятельности. При этом они говорят, что все лежит в наших собственных руках, так что мы сами являемся ответственными за наше благополучие, равно как сами вызываем на себя несчастья своей нерешимостью».

    В Евангелии часто можно видеть, что враждебно настроенные друг к другу фарисеи и саддукеи выступают единым фронтом, когда дело касается Иисуса Христа. Они задают Богочеловеку провокационные вопросы, неосторожные ответы на которые могли бы оттолкнуть от Спасителя народ или представить Его как опасного противника римской власти. Христос же всегда мудро выходил из подобных ловушек, что лишь поднимало градус ненависти к Нему в среде противников, жадно оберегавших собственный авторитет и влияние.

    Из Священного Писания Нового Завета нам неизвестно ни об одном саддукее, который бы стал христианином (в отличие от некоторых фарисеев). После разрушения римскими войсками Иерусалимского храма в 70 году партия саддукеев утратила свое значение.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

     

    № 18 (578) 28 сентября 2022 г.