Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Псалом, начинающий церковный день

    Псалом, начинающий церковный день

    Этот псалом открывает для молящихся новый день, начинает новый, неразрывный даже ночью молитвенный круг. Почему же 103-й псалом занял такое уникальное положение?

    Он носит название предначинательного из-за своего особого положения в дневном богослужебном круге. Как многие уже знают, церковный день начинается в 17 часов. Последняя служба уходящего дня – девятый час. Первая служба нового дня – вечерня. 103-й псалом помещен в самом начале вечерни – сразу после начального возгласа священника. В будние дни он прочитывается чтецом, а в праздничные – его первые стихи поются в самом начале всенощного бдения после начального возгласа. Дело в том, в древности псалом пели полностью – сейчас это невозможно. Если часть стихов этого огромного текста поется несколько минут, то торжественное пение псалма полностью займет минимум 30 минут.

    Важность псалма подчеркивает предписание устава о том, что его должен читать предстоятель – священник, совершающий богослужение. Так происходит со всеми вершинами служб суточного круга богослужений. На практике псалом читает чтец.

    Текст псалма разворачивает перед нами огромное панорамное полотно сотворения и устройства мира Богом, разворачивает поэтично и величественно. Библия начинается с рассказа о сотворении Богом мира. Так и новый церковный день начинается с псалма, воздающего славу Богу за премудрое создание и устроение мира.

    В предыдущем – 102-м – псалме Давид прославлял Бога за Его милостивое участие в устроении человеческих судеб, за возможность духом присоединить свой голос к хвалебному гимну, который поют Богу небесные силы. Сейчас же псалмопевец развивает мысль, намеченную в предыдущем гимне, и обращает свой взор на землю, на все дела Его, во всех местах владычества Его (Пс. 102, 22).

    Материальный мир, сотворенный Господом, не менее величествен, прекрасен и не менее дивно устроен. Давид рассказывает о делах Божиих высоким поэтическим слогом, использует смелые живописные образы. Он обращает свой взор к первым дням творения, но видит мир в его развитии и взаимосвязи: природный ландшафт, растения – все стало домом для Божиих тварей, которым Бог позаботился обеспечить пропитание.

    В первых строках пророк призывает свою душу, а также душу любого молящегося прославить Бога. Ведь чтобы по-настоящему познать мир Божий, узнать тайны Господа, необходимо, чтобы душа благословляла Господа, славила Его, удивлялась и восхищалась Им. Один святой сказал, что истинный христианин тот, кто всегда удивляется. Это очень важный момент.

    В стихах Господи Боже мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облеклся еси слово «исповедание» имеет значение «слава», а велелепота – «необычайная красота». Если попробовать раскрыть мысль царя Давида, она будет звучать так: «Глядя на Тебя, Господи, я не могу охватить Твое величие. Нет меры Твоему великолепию и могуществу! Ты настолько велик, что мой разум не охватывает Тебя. Ты оделся в прославление и великолепие». Слово «велелепота» заслуживает отдельного внимания. Значение его лишь условно можно передать одним словом. Велелепота – это красота, соединенная с могуществом.

    Одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу. Почему Господь одет светом, как ризой? Апостол Павел пишет о Господе, что Он обитает в неприступном свете и никто из человеков Его не видел и видеть не может (1 Тим. 6, 16). Никто не видел, так как Его сияние и могущество чрезмерны. Сущность Божию узреть невозможно. Можно лишь увидеть ее проявление – сияние. Как, например, невозможно увидеть центр солнца, а лишь его сияние. Небо сравнивается с кожей – шкурой животных, из которой делали верхнюю часть для шатров. Ведь действительно, шатер похож на полукруглый небесный свод. Как человеку легко поставить палатку, так легко Богу сделать небо, то есть дано сравнение сил. Для Него это мгновенное растягивание новой реальности. Но здесь есть еще один интересный образ. Пророк Исаия говорит: Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья (Ис. 40, 22). Бог не напрасно создал небо. Он сотворил вселенную для жизни, и небеса распростерты именно для живущих под ними. Весь этот мир сотворен для живых.

    Восхищение пророка вызывает и то, как Бог расположил часть воды выше горных вершин. «Пророк сими словами показывает, – говорит святитель Афанасий Александрийский, – что не напрасно в воздухе носятся собрания вод, потому что Бог Сам промыслом Своим устроил это, чтобы часть неба казалась покрытою стройными кучами облаков». Есть и слова о том, что Бог ходит на крыльях ветра. Ветер – самое быстрое явление природы – образ вездесущия Божества.

    Далее речь идет об ангелах. Господь Бог создал их для исполнения Своей воли легкими и быстрыми, как ветер. Его служители светоносны и сильны, как пламя.

    Основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века: здесь мы видим уверенность пророка, что Бог прочнейшим образом закрепил бытие земного мира.

    Пророк называет собрание вод планеты бездной, как бы бездонной пропастью, служащей одеждой для земли. Волны, которые могут затопить и погубить все живущее, названы восхождением гор. Лишь запрещением Божиим эти волны могут возвратиться в спокойное состояние – в поля. Святитель Афанасий так трактует эту часть псалма: «Воды, повинуясь Твоему запрещению, во время бури бушуют, но боятся преступить пределы, им назначенные, приблизившись к берегу, как бы в страхе отступают, бегут назад».

    Удивляясь премудрости Божией, пророк говорит: Ты, Господи, провел источники водные по долинам; между горами текут воды, которые поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют из них жажду свою. При них обитают птицы небесные, которые из среды ветвей издают голос свой. 

    Иерей Никита Рыбаков

    Газета «Православный Симбирск»