25 лет назад, 3 июня 1998 года, Симбирская епархия обрела небесного покровителя – по благословению Патриарха Алексия II состоялось прославление блаженного Андрея Симбирского, Христа ради юродивого, как местночтимого святого.
В этом году со святым связана еще одна памятная дата – в июле исполнится 260 лет со дня его рождения. Практически ничего не сохранилось от прежнего Симбирска с той поры, но память о блаженном передается из поколения в поколение.
Еще моя бабушка (а ей в свое время ее бабушка) говорила мне в детстве о том, что жил в Симбирске такой необычный человек, которого уже при жизни кто-то считал святым, а кто-то просто городским сумасшедшим, и все называли его Андреюшкой. Он был великим молитвенником и всегда помогал людям. За давностью лет никто уже не мог подсказать, где находится точное место захоронения Андрея Блаженного, но бабуля вспоминала, как в советские времена люди приходили в сквер памяти И.Н. Ульянова, становясь на колени возле клумбы, разбитой в центре парка, и как могли, кто с молитвой, кто простыми словами, со слезами, просили Андреюшку о помощи. И получали ее.
Прославлением Андрея Блаженного в лике Симбирских святых мы обязаны деятельности приснопамятного протоиерея Алексия Скалы. Его труд «Града Симбирска чудная похвала и заступление» содержит детальное описание жития Андрея Блаженного и множество современных, письменно зафиксированных свидетельств его помощи.
Подробности жизни, кончины и погребения блаженного Андрея можно найти и в трудах святителя Герасима (Добросердова), епископа Ревельского. В начале 1850-х годов будущий святой возглавлял Симбирскую духовную семинарию и был утвержден цензором проповедей, а также исполнял обязанности духовника Спасского женского монастыря. Святитель Герасим стал первым биографом блаженного Андрея.
Предлагаю пройтись по местам нашего города, которые хранят следы Симбирского святого.
Подгорье
Коренным симбирянам по сей день знакомы эти названия: Подгорье, под Горой, на Горе, – именно так, с заглавной буквы, потому что обозначали место жизни, как, скажем, Засвияжье или Заволжье. Подгорье – это значит «на берегу Волги».
Склон был не такой обрывистый («спасибо» оползням), множество садов, родники, храмы, что хорошо просматривались – Петропавловский, Смоленский, Тихвинский, на берегу – Успенский, пристань для пароходов и разгрузки товара, торговые лавки, живописные спуски… И конечно, трудовой народ, что населял волжский берег.
Вот где-то здесь стоял дом бедных мещан Огородниковых: Ильи Ивановича с супругой Анной Иосифовной и ребятишками – Фаддеем, Андреем и Натальей.
Понятно, что теперь мы не можем точно знать, в каком именно месте жили Огородниковы – современное Подгорье тянется от Президентского моста до речного порта, а историческая его часть была затоплена еще в середине прошлого столетия при создании Куйбышевского водохранилища, и мы сегодня даже не представляем себе, какой была Волга во времена Андрея Блаженного, Карамзина и Гончарова… Оба родителя Огородниковы умерли рано, Андрея опекал родной брат Фаддей, а после его смерти – сестра Наталья.
Симбирский Спасский женский монастырь
Как он связан с Андреем Блаженным, спросите вы? А тем фактом, что его сестра Наталья после смерти мужа подвизалась в женской обители. В 1813 году, когда умер брат Фаддей, ей пришлось оставить монастырь, чтоб заботиться о брате Андрее. К сожалению, в документах Госархива по Симбирскому Спасскому женскому монастырю никаких сведений о Наталье найти не представляется возможным: именные списки сохранились лишь с периода после пожара 1864 года.
А кроме этого, можно смело утверждать, что Андрей Блаженный знал многих насельниц обители: одной из сестер монастыря он предсказал иноческую жизнь, а бывшей при ней в эту пору матери – скорую кончину; другая, инокиня Антония, рассказывала, как он не давал ей прочесть письмо, в котором говорилось о кончине сестры-благодетельницы; а третью, «примерную подвижницу А.П.», не единожды спас от смерти от рук мужа-ревнивца.
На территории Спасского монастыря находится и самое старое здание нашего города – бывший постоялый двор, домик, построенный в 1787-1789 годах. Наверняка Андрей Ильич бывал тут, ведь жил он совсем недалеко.
Район стадиона «Труд» им. Л.И. Яшина
Симбирская помещица Екатерина Алексеевна Мельгунова на свои средства построила для Андрея и Натальи жилье при усадьбе их племянницы Агафьи Фаддеевны Огородниковой. Екатерина Алексеевна происходила из известных симбирских родов Мясниковых и Дурасовых. В качестве приданого и по завещаниям она получила 18557 десятин земли и 1600 человек крепостных, а ее муж, Степан Григорьевич Мельгунов, владел винокуренными заводами в Заволжье и построил большую суконную фабрику в Мулловке. Сама Екатерина Алексеевна была одной из наиболее активных почитательниц блаженного. Ежегодно, вплоть до кончины святого, она жертвовала 60 рублей на его содержание. То место, где стоял построенный домик, находится сегодня у стадиона «Труд», на улице Андрея Блаженного (постановление администрации г. Ульяновска от 26.04.2018 г. о переименовании части ул. Энгельса от ул. Гончарова до пер. Комсомольского). С помощью документов Госархива его отыскал отец Алексий Скала. По его же заказу скульптором О.А. Клюевым был изготовлен бронзовый барельеф, который представляет собой икону-складень с изображением небесного покровителя города и разрушенных храмов Симбирска. Освящен этот памятный знак архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом 5 июня 2009 года.
«После смерти родителей он, с сестрой Натальей, служившей ему до его кончины, приютился в хижине, построенной для него в 1813 году помещицею Е.А. Мельгуновою, на Панской улице; но сюда он приходил только ночевать, а целые дни проводил на улице», – писал историк П.Л. Мартынов. Где же Андреюшка целые дни проводил на улице?
Угол улиц Панской и Большой Саратовской (ныне Андрея Блаженного и Гончарова)
Любимым местом его пребывания было пересечение сегодняшних улиц Гончарова и Андрея Блаженного, где ныне установлен памятный, к 2000-летию Рождества Христова, поклонный крест. Здесь во времена святого было много деревянных построек для торговли.
Симбирские торговцы считали за особенное счастье предложить ему что-либо из товара, когда он пробегал мимо лавок. Они знали: если он возьмет предлагаемое, то торговля будет успешной и прибыльной. Известно, что незадолго до кончины Андрей Ильич забежал в одну лавку и стал мешать купцу в торговле. Тот в сердцах избил его и выгнал. И в этот же день, закрывая окно на верхнем этаже своего дома, потеряв равновесие, выпал из окна. Поняв свою вину, послал просить извинений. Кроткий блаженный простил обидчика, и тот быстро поправился.
Городской базар
Передвигался Андрей Ильич бегом. За весь день он успевать оббежать весь Симбирск и многим оказать помощь. Частенько бывал он и на базаре. В своем труде «Город Симбирск за 250 лет существования» П.Л. Мартынов пишет: «Базар в Симбирске находится за старой дамбой и, начинаясь на восточном берегу оврага речки Симбирки, занимает площадь в 3,5 десятины. Северная сторона этой площади прилегает к Дворцовой улице, а южная сливается с ярмарочною площадью; с западной стороны она отделяется от той же ярмарочной площади кварталом частных домов. По левому берегу оврага, непосредственно за гостиным двором, расположены два толкучих рынка».
Отец Алексий Скала в книге «Святые, в земле Симбирской просиявшие» приводит воспоминания протоиерея Алексия Баратынского (1824-1895), выпускника Симбирской духовной семинарии, известного миссионера: «В бытность учеником Симбирской духовной семинарии я сначала относился к блаженному Андрею Ильичу скептически и далеко не считал его за того, за кого принимал его народ. Но вот однажды шел я толкучим рынком, будучи почему-то в это время очень голодным, денег же на покупку хлеба при себе не имел. Вдруг откуда-то появился Андрей Ильич, на бегу вынул из сумки половину булки, сунул мне в руки и продолжал бежать далее. Это обстоятельство заставило меня изменить взгляды на Андрея Ильича».
Озеро Маришка
При жизни блаженного град Симбирск рос и развивался, избегая, как предполагается, его молитвами стихийных бедствий и пожаров. В 1793 году население Симбирска, по данным, приведенным в книге краеведа М.Ф. Суперанского, составляло 13317 жителей, а в 1856 году число симбирян увеличилось до 26521 человека.
Из жития Андрея Блаженного мы знаем, что он носил длинную рубаху с большим карманом, из которого раздавал те подаяния, что ему подносили, и круглый год ходил босой. Часто видели его стоящим в мороз в родниковой воде озера Маришка. Озеро это имело искусственное происхождение: оно было сделано путем запруды родников, что имелись в округе во множестве, и находилось рядом с сегодняшним Воскресенско-Германовским храмом в створе улиц: Старо-Казанской (ныне Красноармейская), Смоленской (Рылеева), Хлебной (Орлова), Лосевой (Федерации) и Германовского переулка (пер. Гоголя). Озеро отмечено на планах Симбирска начиная с 1780 года. Решение о его засыпке было принято городской Думой 1 августа 1887 года. Сегодня территория рядом с Воскресенско-Германовским храмом и Центром детского творчества (здание 6-го городского училища, построенное по проекту Ф.О. Ливчака) уже мало напоминает о существовании озера Маришка.
Так почему же блаженный Андрей стоял в его воде? Думается, искал уединения для молитвы, ведь он, уходя из дома, по свидетельству очевидцев, «часто скрывался в каком-либо тайном месте. Когда же открывали его убежище, то с той поры он туда более не ходил».
Вознесенский собор
Во времена святого собор находился напротив дома, где родился и жил будущий писатель И.А. Гончаров. Глубоко религиозная мать Ивана Александровича, несомненно, как и все горожане, почитала блаженного. Более того, в музее писателя хранится портрет Андрея Симбирского, написанный, очевидно, при его жизни и хранившийся в доме Гончаровых.
Чаще всего симбиряне встречали Андрея Блаженного у Вознесенского храма. Он всю жизнь был прихожанином этой церкви, здесь молился, исповедовался и причащался. Как отмечает отец Алексий Скала, «часто его видели в любую стужу стоящим на колокольне храма либо под стенами собора на протяжении всей ночи, а иногда ползающим в особом умилении подле ограды храма и целующим низенькие ее столбики».
Спасо-Вознесенский собор стоял, занимая перекресток улиц Большой Саратовской и Московской (ныне Гончарова и Ленина). Со времени основания Симбирска здесь была Московская слобода, где выстроили однопрестольную деревянную приходскую церковь в честь Вознесения Господня. Место это стали называть Вознесенскими городскими воротами. Со временем этот деревянный храм заменили каменным. До перестройки 1903 года он выглядел так, как сегодня выглядит наш кафедральный Спасо-Вознесенский собор. Правда, современная версия собора увеличена по сравнению с тем, старым, в четыре раза. И кстати, по адресу улица Ленина, 83 Б по сей день сохранилась соборная караулка, или, как ее еще называют, сторожка.
В Вознесенском храме Симбирска в 1841 году и отпевали прихожанина Андрея Ильича Огородникова. «Из церкви, по окончании отпевания, гроб вынесли диаконы, передававшие его потом народу, которого, несмотря на холод и гололедицу, собралась необъятная толпа. Толпа эта заключала в себе всех выдающихся по положению граждан из купеческого и дворянского сословия, которые, наперерыв один перед другим, несли дорогой гроб на своих плечах, в преднесении хоругвей и при колокольном звоне, на пространстве более версты до самой могилы, приготовленной, с разрешения Высокопреосвященного Анатолия, в Покровском монастыре, где обыкновенно погребались лишь люди знатные». Симбирский мужской Покровский монастырь находился в районе сегодняшнего сквера имени И.Н. Ульянова.
Неувядаемая память
Итак, похоронили Андрея Блаженного на кладбище Покровского монастыря, и многие годы память людская хранила знания о нем и месте нахождения его могилы. Святитель Герасим (Добросердов) писал: «Прибывши в Симбирск лет через десять спустя по смерти Андрея Ильича и любя, при кручине сердечной, искать и находить иногда утешение от житейских невзгод в сей обители, мы не раз и всегда с удовольствием, в часы богослужения, останавливались на южной стороне Покровского придела, за боковыми дверями храма, у этой, все еще не забытой добрыми гражданами Симбирска, могилы блаженного Андрея. На этой могиле лежал тогда камень в виде гроба, на камне чугунная плита с надписью, а перед нею возносились нередко, с фимиамом кадильным, мольбы к небесам служивших литию иноков, по просьбе богомольцев, о вечном покое усопшего о Господе старца Божия Андрея, тело коего погребено было здесь, выражаясь словами премудрого, в мире, а имя живет в роды (Сир. 44, 13), живет и, полагаем, от слуха зла не убоится».
В 1911 году в «Симбирских епархиальных ведомостях» появилась статья за подписью «Священник И.Н.»: «…несмотря на семидесятилетний период времени, отделяющий нас от момента его праведной кончины, и отсутствие живых современников этого события, память о нем неувядаемою сохраняется среди симбирских граждан, и могила, вместившая телесные останки его, не перестает привлекать к себе их — и особенно в скорбных и тяжелых обстоятельствах жизни, когда утративший равновесие дух ищет нравственной опоры и ждет укрепляющей поддержки из горнего мира».
Преосвященный Вениамин (Муратовский), епископ Симбирский и Сызранский, вспомнил об Андрее Блаженном сразу по прибытии своем на Симбирскую кафедру 21 января 1911 года. Дело в том, что его крестной была дворянка из Симбирской губернии, владевшая многочисленными поместьями и у нас, и в Казанской губернии: «Я начал знать Симбирск с того самого момента, как у меня явилось сознание, ибо добрая моя крестная мать, любя Симбирск, часто вела о нем со мной беседы, чрез которые я навык, между прочим, благоговеть к памяти блаженного Андрея, взирая на его изображение в длинном хитоне, со щепочками в руках, с обнаженной головой и босыми ногами. Когда же сей град в 60-х годах минувшего столетия был истреблен пожаром, то я был очевидцем того, как моя восприемница печалилась о ея любимом родном гнезде». Эти слова были сказаны владыкой в Троицком соборе Симбирска.
Небесный заступник
В конце 20-х – начале 30-х годов XX века Покровский монастырь и кладбище были разрушены. Та же участь постигла и место упокоения блаженного Андрея. Его могила была разорена и засыпана остатками стен разрушенного собора, битым кирпичом и прочим строительным мусором. Впоследствии и вовсе скрыта под асфальтом. Но верующие продолжали посещать бывший монастырь, который стал сквером имени И.Н. Ульянова. Место могилы блаженного отыскал отец Алексий Скала, определив его в соответствии с архивными документами и археологическими раскопками. Он же занялся прославлением Андрея Ильича Огородникова в лике святых и сохранением его честных останков. В 1998 году состоялось прославление святого блаженного Андрея. Его мощи были подняты из земли и торжественно перенесены во Всехсвятский храм Ульяновска.
С 2015 года святые мощи небесного покровителя Симбирска находятся в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе, куда всегда можно прийти, помолиться, обратиться с просьбой к блаженному. Уверена – он услышит. И поможет.
Ольга Новосад
Газета «Православный Симбирск»