Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Увековечить память архипастырей

    Увековечить память архипастырей

    В этом году наш любимый город Симбирск-Ульяновск будет отмечать юбилей – ему исполнится 375 лет. Предлагаем вам отправиться в путешествие по ключевым моментам его церковной истории и уделить особое внимание переменам, которые пережил самый первый каменный храм, построенный на Симбирской земле.

     

    Симбирск был основан в 1648 году «по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича указу» окольничим и воеводой Богданом Матвеевичем Хитрово и дьяком Григорием Кунаковым как крепость Синбирск для защиты восточных границ Русского царства от набегов кочевых племен.

    Деревянный кремль представлял собой правильный четырехугольник, по углам и сторонам которого возвышались восемь башен с тремя въездными воротами. По преданию, над главными воротами был помещен образ Спаса Нерукотворного. В самом центре кремля стоял рубленый Троицкий храм, построенный на средства «государевой казны» одновременно с крепостью.

    Богдан Матвеевич Хитрово, исполнив поручение царя Алексея Михайловича и оставив указания относительно дальнейшей постройки, отбыл в Москву на «другую государеву службу». А в Симбирске первым воеводой был назначен стольник Иван Богданович Камынин.

    Из сохранившейся до настоящего времени «строельной книги» города Симбирска видно, что в 1652 году он был уже совершенно отстроенным городом и вошел в подчинение Приказа Казанского дворца. К 1654 году была построена Симбирская засечная черта и образован Симбирский уезд.

    Патриаршая область и Казанская митрополия

    В первые годы своего существования город Симбирск с восемнадцатью церквями и тремя часовнями был причислен к патриаршей области и находился в полной зависимости от казенного Патриаршего приказа. Вместе с церквями, построенными впоследствии в селениях Симбирского уезда, он составлял Симбирскую «десятину» – особый церковно-административный округ патриаршей области. В 1657 году Симбирская десятина была отдана Казанскому и Свияжскому митрополиту Лаврентию с условием взноса в патриаршую казну по 50 рублей ежегодно, но у митрополита с симбирским духовенством «учинился спор и Симбирской десятины попов челобитье». Причиной спора оказалось требование митрополитом дани в большем размере, чем священники платили ранее Патриарху. Ввиду этих недоумений в 1659 году вышел царский указ, согласно которому Симбирск с уездом были изъяты из Казанской митрополии и приписаны обратно к патриаршей области и числились там до 1667 года, после чего снова были утверждены за Казанской митрополией.

    Строительство каменного собора

    После победы, одержанной в 1670 году над войском Степана Разина, – город с честью выдержал месячную осаду неприятеля – симбирский воевода и ратные люди дали обещание построить в Симбирске церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского и даже собрали необходимые средства. Царь Алексей Михайлович, узнав о таком их намерении, прислал со стольником Федором Львовичем Волконским указ, по которому «той церкви до указа Великого Государя строить не велено». Строительство храма было отложено на неопределенный срок.

    В 1694 году полностью сгорел деревянный Троицкий храм. Закладка нового каменного собора на его месте состоялась 2 июня 1704 года, а завершилась стройка в 1712 году.

    Собор был освящен во имя Святой Троицы с приделом в честь Знаменской иконы Божией Матери. При церкви была устроена отдельно стоящая деревянная колокольня, под которой располагался небольшой храм во имя святителя Николая.

    Император Петр I был в Симбирске два раза и в память об этих посещениях в 1723 году прислал Троицкому собору иконы Божией Матери «Смоленскую» и «Умягчение злых сердец». Этот царский подарок хранился в соборе вместе с позолоченным, украшенным жемчугом и драгоценными камнями серебряным напрестольным крестом – подарком государя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны в честь основания города. На этом кресте сохранился след от пули, пущенной из лагеря Степана Разина, когда во время осады был совершен крестный ход внутри кремля.

    Троицкий собор посещала императрица Екатерина II. Путешествуя по Волге, она прибыла в Симбирск 5 июня 1767 года и остановилась в единственном тогда в городе каменном доме И.С. Мясникова рядом с собором. От берега Волги, к которому пристала богато отделанная императорская галера «Тверь», до Троицкого собора было постлано по дороге алое сукно, по которому императрица шествовала в собор, где была встречена царским крестом.

    5 сентября 1824 года по Московскому тракту проездом из Санкт-Петербурга в Оренбург прибыл в Симбирск император Александр I. В Троицком соборе государя встречал архиепископ Казанский и Свияжский Амвросий. 7 сентября государь присутствовал на закладке нового Троицкого собора, возводимого в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года, и собственноручно «положил в его основание камень и заделал его известкой».

    Когда в Симбирске был построен и освящен новый кафедральный собор во имя Святой Троицы, старый Троицкий собор был переименован в Николаевский.

    Оба собора имели статус кафедрального: Троицкий был летним (холодным), а Николаевский – зимним (теплым, отапливаемым). В 1855 году деревянная звонница при зимнем соборе, существовавшая с 1712 года, была разобрана, и вместо нее за два года была построена каменная колокольня. Впоследствии отдельно стоящую колокольню соединили с церковью, после чего собор принял тот облик, который мы видим на сохранившихся до наших дней фотографиях. Собор имел три придела: главный – во имя святителя Николая Чудотворца, на северной стороне – Знаменский и в колокольне придел во имя святого мученика Иоанна Воина.

    Утверждение Симбирской епархии

    5 февраля 1832 года Святейший Синод рассмотрел вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии. В докладе Синода сообщалось, что в Казанской епархии было 406 приходских церквей с причтом 607 человек, а в Симбирской губернии – 603 церкви с церковным причтом 788 человек.

    Святейший Синод постановил: «1. Открыть новую Симбирскую епархию, которой, в порядке епархий, быть в третьем классе после Оренбургской; 2. Епископу именоваться Симбирским и Сызранским; 3. Пребывание Симбирскому епископу быть в Симбирске, где для помещения его, со всем архиерейским штатом и консисторией, построить в третьеклассном Покровском монастыре приличный дом, за счет казны, а жительство иметь ему в монастырских настоятельских кельях; 4. Штат Покровского монастыря, обращаемого в архиерейский дом, перевести в Сызранский Вознесенский монастырь; 5. Относительно открытия духовной семинарии в Симбирской епархии, то предоставить будущему архиерею войти с особым представлением, а до того времени детям священно- и церковнослужителей епархии продолжить обучаться в Казанской семинарии».

    10 февраля 1832 года Николай I утвердил доклад Святейшего Синода. В состав Симбирской епархии вошла вся Симбирская губерния из 10 уездов. Высочайшим указом на архиерейскую кафедру новоучрежденной епархии был назначен Минский архиепископ Анатолий (Максимович), который управлял ей в течение десяти лет.

    За годы управления Симбирской епархией Высокопреосвященный Анатолий много потрудился на благо Церкви и симбирской паствы, исходатайствовал открытие Симбирской духовной семинарии в 1840 году. Именно при нем был достроен и освящен Свято-Троицкий кафедральный собор.

    В 1842 году архиепископ Анатолий был уволен на покой по возрасту и состоянию здоровья и отправился в Сызранский Вознесенский монастырь, где и скончался 14 февраля 1844 года. Тело почившего архипастыря было погребено в церкви Феодоровской иконы Божией Матери. В сентябре 2004 года прах владыки Анатолия был перевезен в Ульяновск и перезахоронен у алтаря Воскресенской церкви на Старом городском кладбище.

    Не только место молитвы

    Вторым архипастырем Симбирской земли был архиепископ Феодотий (Озеров), в течение шестнадцати лет плодотворно управлявший епархией. Владыка Феодотий особенно заботился о благоустройстве и украшении Николаевского кафедрального собора, в духовной семинарии построил церковь во имя Трех святителей, на изысканные им средства при Спасском женском монастыре было открыто училище для девиц духовного звания и детский приют для девочек. Его старанием у княгини Хованской было приобретено двухэтажное здание для архиерейского дома. А еще владыка запомнился тем, что по просьбе симбирян исходатайствовал перед Святейшим Синодом разрешение приносить в Симбирск из Жадовской пустыни чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Высокопреосвященный Феодотий отошел ко Господу 20 августа 1858 года и стал первым Симбирским архипастырем, погребенным у южной стены Знаменского придела Николаевского кафедрального собора. С этого времени древний собор стал не только местом молитвы, но и местом упокоения Симбирских архипастырей.

    Третий, пятый, седьмой

    Преемником Высокопреосвященного Феодотия на Симбирской кафедре стал Преосвященный Евгений (Сахаров-Платонов). Митрополит Филарет (Дроздов), содействующий назначению епископа Евгения, писал: «Посылаю в Симбирск ангела мирна». И действительно, в продолжение шестнадцатилетнего управления Симбирской епархией кротко и мирно исполнял архипастырь свое святительское служение. Он проводил жизнь уединенного подвижника, особенно заботясь об участи вдов и сирот священнослужителей, щедро помогая всем просившим. 7 декабря 1874 года Преосвященный Евгений по состоянию здоровья был уволен на покой и остался жить в Покровском монастыре Симбирска. 26 июня 1888 года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, Преосвященный Евгений скончался и был погребен в склепе под алтарем Николаевского кафедрального собора.

    В 1894 году гофмейстер Двора Его Императорского Величества, вице-губернатор А.А. Арапов, большой почитатель почившего владыки, на собственные средства устроил в этом склепе четвертый придел Николаевского собора – малую церковь во имя святителя Варсонофия, епископа Тверского, и священномученика Евгения Херсонесского.

    Следующим архипастырем, погребенным в новом приделе, был епископ Симбирский и Сызранский Варсонофий (Охотин). За годы управления епархией (1882-1895) Преосвященный Варсонофий содействовал улучшению деятельности духовных учебных заведений. При нем было построено новое здание духовного училища, а в прежнем открыто семинарское общежитие. Значительно расширилась деятельность братства «Трех святителей»: из благотворительного учреждения для бедных учеников семинарии оно было преобразовано в епархиальное духовно-просветительское общество, а при семинарии был обустроен книжный склад братства. Владыка Варсонофий отличался щедростью: каждую субботу нищие наполняли его двор и получали щедрое подаяние, ежегодно некоторые из нуждающихся воспитанников семинарии получали от него пособие, он помогал вдовам и сиротам духовенства, особенно в голодные 1891-1892 годы. Преосвященный Варсонофий скончался 12 августа 1895 года и был погребен в особой усыпальнице рядом с могилой епископа Евгения под алтарем Николаевского кафедрального собора.

    Последним архиереем, похороненным в Николаевском кафедральном соборе, был Преосвященный Гурий (Буртасовский), седьмой епископ Симбирской и Сызранской епархии. Владыка Гурий прибыл в Симбирск 23 апреля 1904 года из соседней Самарской епархии, где совершал свое архипастырское служение в течение двенадцати лет. Преосвященный Гурий, выпускник Казанской духовной семинарии, прослужил более двадцати лет в самой отдаленной Благовещенской и Камчатской епархии с суровым климатом и был известным миссионером. Господь судил владыке Гурию послужить в Симбирской епархии всего два с половиной года, но и за это время он успел сделать многое: владыка побывал во всех храмах епархии, уделяя особое внимание церковным школам, миссионерской деятельности и строительству новых храмов.

    10 декабря 1906 года Преосвященный Гурий служил панихиду на могиле блаженного Андрея в день его памяти. На улице было очень морозно и ветрено, а владыка был легко одет и сильно простудился, заработав воспаление легких. Болезнь приняла тяжелый характер. 20 декабря 1906 года Преосвященный Гурий написал завещание и просил похоронить его в Знаменском приделе Николаевского кафедрального собора. 5 января 1907 года Преосвященный Гурий отошел ко Господу. Его воля по поводу места захоронения была исполнена.

    Здесь захоронены архипастыри

    Вышеописанные захоронения подтверждены многочисленными архивными документами. В 1932 году Николаевский кафедральный собор был взорван, сведений о перезахоронении Симбирских архипастырей из архиерейской усыпальницы под алтарем в главном приделе и склепов в Знаменском приделе нет.

    В 2005 году на месте Николаевского кафедрального собора был установлен деревянный восьмиконечный трехметровый поклонный крест.

    В сентябре 2022 года, по благословению Высокопреосвященного Лонгина, митрополита Симбирского и Новоспасского, специалистами Всесоюзного научно-исследовательского института строительного механизированного инструмента (ВНИИСМИ) города Москвы было проведено георадарное инженерно-геофизическое обследование территории Соборной площади Ульяновска в районе предположительного расположения Николаевского кафедрального собора.

    Благодаря георадарному исследованию стало известно точное место расположения алтаря Николаевского кафедрального собора, под которым упокоились епископы Евгений (Сахаров-Платонов) в 1888 году и Варсонофий (Охотин) в 1895 году, и Знаменского придела, где были устроены склепы-усыпальницы архиепископа Феодотия (Озерова) в 1858 году и епископа Гурия (Буртасовского) в 1907 году. Надгробные плиты с захоронений Симбирских святителей, вероятно, были украдены. При их наличии под землей георадар бы их обнаружил.

    Я не знаю, сможем ли мы обрести останки наших архиереев, но увековечить память тех, кто всю жизнь посвятил служению Матери Церкви и ее пастве, мы обязаны. Иначе рискуем превратиться в Иванов, не помнящих своих архипастырей.

    Подготовила Людмила Куликова

    Газета «Православный Симбирск»