Главная / Публикации / С высокой колокольни, или О чем рассказывает звонарь

    С высокой колокольни, или О чем рассказывает звонарь

    Колокольные звоны издревле сопровождали жизнь русских людей и российских подданных. Так повелось, что о праздниках и несчастьях в первую очередь узнавали благодаря звонарю. 

    Текли столетия, появлялись новые средства оповещения, признанные мастера уходили, и ремесло стало угасать. В епархиях, в ведении которых и находились колокольные башни, столкнулись с проблемой – катастрофической нехваткой звонарей. Возродить традиции древнего искусства решили при Спасо-Вознесенском кафедральном соборе в Ульяновске, где под руководством мастера Глеба Кудасова открылась первая в области школа колокольного звона. На мастер-класс звонаря отправился корреспондент «Народной».

    Бом-бом, тили-бом…

    Раньше официальных школ звонарей не было. Старшие обычно передавали опыт молодым и, чтобы легче запоминать перезвоны, придумывали попевки. Кстати, знаменитая прибаутка «Бом-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом», вошедшая в стихотворение детского классика Самуила Маршака, была изначально придумана именно звонарями, которые предупреждали горожан о пожаре. Но и сейчас, чтобы приобщиться к искусству колокольного звона, совершенно неважно музыкальное образование, главное – правильно чувствовать ритм и иметь желание.

    В уютном классе на территории собора занимаются и теорией, и практикой. Будущие звонари узнают, как устроена колокольня, учатся различать стили уставного исполнения и выполнять базовые элементы. Например, на моих глазах ученики епархиальной колокольной школы пробуют играть триоли (музыкальные группы из трех нот), которые придают яркость колокольной мелодии.

    Тренируются 15 энтузиастов на переносных звонницах (это целый звонарный комплекс из нескольких колоколов), сделанных по проекту Кудасова. В прошлом году одну использовали не только в учебных целях, но и впервые установили на автомобиль, сопровождающий праздничный крестный ход.

    – Несмотря на то что колокол – ударный инструмент, не спешите сильнее ударить, – напутствует своих подопечных Глеб. – У каждого колокола свой уникальный голос, и этот голос должен прозвучать так, чтобы затронуть душу человека, чтобы пропеть, а не прокричать.

    Ожившая медь

    Из класса отправляемся на колокольню. С наступлением Пасхи у начинающих звонарей начнется «сессия», а в качестве «приемной комиссии» выступят прихожане. Но пока еще есть время закрепить результат, и они лихо взбираются ввысь. С непривычки я с трудом вскарабкиваюсь вверх по 50-метровой винтовой лестнице колокольни. Город отсюда почти весь виден как на ладони. Первым меня встречает главный соборный благовестник весом семь тонн. Отлит он, как и его 11 собратьев поменьше, в Каменск-Уральске.

    – Звонница имеет как минимум три группы колоколов. Первая группа – зазвонные колокола, они самые маленькие и ритмичные, управляются правой рукой, – поясняет звонарь. – Вторая – подзвонные, они создают основную музыку, управляются левой рукой, а третья группа – благовестники, это самые крупные колокола, управляемые ножными педалями.

    Ежедневно звонарь не только извлекает звук, но и ухаживает за своим инструментом – колоколом. В его обязанности входит пристально следить за звонницей, чтобы она всегда была в рабочем состоянии, могут порваться тросы или провиснуть язык. Например, на морозе нельзя резко начинать звонить, иначе колокола могут треснуть. Для начала нужно разогреть медь тихими, спокойными ударами.

    Глеб берется за тяжелый язык… Удар… По телу пробегает вибрация, и кажется, будто ты и сам растворяешься в звуке. Языки дрогнули, и колокола будто ожили. Тяжелая медь испустила мерные, глубокие удары. Постепенно в дело включаются маленькие звонкие колокольчики, и начинается многоголосие…

    Свой Глинка и Чайковский

    – Несколько лет назад я с одной из дочерей поехал в гости к крестному, – начинает свой рассказ мастер. – Дело было на Пасху, а по церковной традиции всю Светлую седмицу, следующую за праздником, прихожанам самим можно звонить в колокола. Решили и мы с дочерью. После моей попытки девушка-звонарь Анастасия спросила, первый раз ли я пробую, настолько хорошо у меня получилось.

    Кто бы мог подумать, что, однажды оказавшись на звоннице, ульяновский бизнесмен, владелец компании IT Business Глеб Кудасов решит освоить основы звонарного мастерства? Чтобы звон получался разнообразнее, пришлось проштудировать  много специальной литературы и пройти несколько курсов обучения у «мэтров» Москвы, Вологды, Ярославля и других городов. Старания даром не прошли, и талантливого звонаря вскоре заметили. В числе 16 лучших коллег России он отправился на Пасхальный фестиваль покорять столицу своей колокольной импровизацией.

    Для Глеба звон не просто музыкальная гармония, а молитва в звуке. Благодаря ритмичному перебору человек вспоминает о Боге. Напомнить верующим о начале богослужения и есть главная задача звонаря.

    – На колокольне есть свой Глинка, свой Чайковский, свой Шостакович, – отмечает соборный звонарь. – Конечно, мы основываемся на древних традициях и легендарных звонах Псково-Печерской, Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря, но не стоит забывать, что у каждого звонаря все равно есть свой почерк и каждый привносит в колокольное искусство частичку себя.

    Служит Богу человек, а не робот 

    Несмотря на стремление звонарей сохранить древние традиции, технологии вносят свои коррективы и в колокольное искусство. В моду стали входить электронные колокола, выдающие определенный набор звуков по нажатию кнопки. Несмотря на удобство, такая установка по-настоящему грозит убить развитие старинного искусства. Отправной точкой нововведения прежде всего стал дефицит кадров. В храмах попросту отсутствуют звонари. Мало кто хочет учиться этой непростой и не очень прибыльной профессии, которую уместнее назвать безвозмездным служением.

    – Да, электронный звонарь может послужить помощником живому, не успевающему в силу каких-то причин озвучить тот или иной богослужебный момент, – говорит Глеб Кудасов. – Но сейчас мы всерьез говорим о том, что нельзя допустить ситуацию, когда установка полностью заменит звонаря. Не надо забывать, что служит Богу не робот, а человек. При этом каждое движение звонаря, невольная ошибка, дополнительные паузы или искусные элементы импровизации делают каждый звон особенным.

    Надеемся, что с появлением Симбирской звонарной школы есть шанс, что даже в самом маленьком сельском храме вновь зазвучит малиновый звон. Свой, молитвенный, неповторимый.

    Это интересно! 

    Самый большой в мире колокол – Царь-колокол весом около 200 т – был отлит 25 ноября 1735 года русскими мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Изготовленный Царь-колокол вскоре пострадал от пожара, от него откололся большой кусок массой 11,5 тонны, а сам он превратился в музейный экспонат. Первенство среди действующих колоколов сейчас возглавляет тоже «Царь» в Троице-Сергиевой лавре. Он весит 72 тонны.

    Что касается Симбирска, то колокольный звон здесь практически не смолкал. К 1917 году в городе насчитывалось почти 150 колоколов общим весом около 5 тысяч пудов. Самый тяжелый – 703 пуда 21 фунт – находился на колокольне Воскресенской (Германовской) церкви. Из них до наших дней уцелели немногие. Например, 800-килограммовый колокол, отбивающий каждый час на башне Дома Гончарова, находится там только с конца прошлого столетия. Изначально, 28 июня 1785 года, его отлили для усадебной церкви графа И. Г. Орлова в Старомайнском районе.

    Олеся ЗЛОТНИКОВА
    Улправда