Главная / Медиа / Мониторинг / Святейший Патриарх Кирилл о Церковной, семейной и общественной жизни

Святейший Патриарх Кирилл о Церковной, семейной и общественной жизни

Сегодня, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, Русская Церковь отмечает день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этот день мы публикуем избранные выдержки из проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесённых им в мае 2021 года.

  • Церковная жизнь
  • Семейная жизнь
  • Общественная жизнь

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

О схождении Господа во ад и нашей свободе

День Великой Субботы требует от нас особой дисциплины ума и слова. Нас влекут естественные обязанности — особенно это касается женщин, которые стремятся и убрать помещения, и приготовить что-то для разговения; впрочем, не только женщин, но и всех остальных, — и очень важно, чтобы суета не заслонила для нас самую суть того, что произошло в Святую Субботу. Господь, бывший во гробе, сниcшел во ад, чтобы провозгласить там освобождение.

Люди, которые прошли через заключение в тюрьмах и лагерях, знают, что момент, когда заключенному говорят «свободен», никогда не истирается из памяти. Это сильнейший момент жизни, когда человек, еще вчера находившийся в камере, выходит на улицу; а после долгого срока заключения он даже не понимает, что с ним произошло, не осознает, что свободен…

Господь, снизойдя во ад, всех нас освободил от рабства диаволу. Потому что, вне зависимости от того, как человек жил в Ветхом Завете, даже праведник и святой не мог войти в Царствие Небесное, отягощенный первородным грехом. Но Господь через Свои страдания, крестную смерть и Воскресение освободил всех, кто томился, будучи праведником, в объятиях ада, и для всех нас Господь открыл двери рая, двери вечной жизни. И это не просто красивые слова — это реальность, с которой каждый из нас соприкоснется, как только перестанет биться его сердце.

Есть только одно условие: мы должны ответить на милость Божию, на Его нисхождение во ад, на Его искупление наших грехов — своим стремлением жить праведно настолько, насколько это в наших силах, творить добро, никого не осуждать, никому не завидовать, жить с легким сердцем, воспринимая мир Божий как явление Его благодати, радуясь каждому наступившему дню.

Пасха как проявление Божественной любви

Пасха Господня — ярчайшее свидетельство премудрости Божией и безмерной любви Творца к человеческому роду. Начало истории, как мы знаем, было омрачено духовной трагедией: падением прародителей двери Рая были затворены для людей, а страдания и смерть стали с тех пор неизбежным последствием греховности человека. Но, утратив общение с Богом — Источником жизни, люди не лишились Его благости и любви.

Как пишет святой Николай Кавасила, «любовь Божия была безмерна, а знака, коим бы выразить ее, не было». Любовь обнаруживает себя в совершении добра ближнему и в готовности добровольно претерпевать за него трудности, стесненность и даже страдания, и Спаситель являет и то, и другое. Воплощением Своим Он обновляет поврежденную грехом человеческую природу, Крестным же подвигом избавляет нас от власти зла.

…В ответ на Божественную любовь мы призваны являть «любовь от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5). В ответ на Его милосердие — оказывать милость окружающим нас людям. В ответ на Его попечение — заботиться об устроении общественной жизни в согласии с высокими евангельскими идеалами.

О храмах блокадного Ленинграда и хранении веры

Ленинград осажден, есть нечего, люди от голода падают и умирают прямо на улице, и, казалось бы, не пойдут обессиленные в храм, когда ноги не несут и есть риск потерять сознание и погибнуть по дороге. И что же? Храмы в блокадном Ленинграде на Пасху были переполнены! Ничто не могло остановить людей — ни обстрелы, которые враг иногда приурочивал к церковным праздникам, ни отсутствие питания, ни слабость в мышцах, ни прочие обстоятельства, которые могли бы обернуться трагедией для людей. Народ наш и в тех условиях шел в храм Божий и никогда не был посрамлен.

… Дай Бог, чтобы мы хранили веру православную, чтобы мы в этой вере воспитывали своих детей и внуков, чтобы никакие лжеучения, никакие соблазны комфортом и прочими обстоятельствами, которые размягчают волю и подавляют сознание, не истребляли из нашего сердца живую веру и потребность возносить в Божием храме молитвы к нашему Творцу и Промыслителю. И верю, что покуда будет так, будет сохраняться на Руси все то ценное и дорогое, что мы получили в наследство от предшествовавших нам поколений. Мы сохраним мужество, сохраним любовь к Отечеству и Церкви, сохраним силу, делающую нас способными преодолевать жизненные трудности. Только одно требуется — веру хранить и воспитывать в этой вере подрастающее поколение.

Святые как свидетели вечности

Почему вообще почитаются святые? Ответ на этот вопрос заключается не только в том, что мы близко к сердцу воспринимаем предание, традицию, <…> но еще и в том, что святые угодники Божии открывают для нас самое загадочное и скрытое — участь человека после его смерти. Святые угодники являются через чудеса, чтобы еще и еще раз сказать нам: «Мы не умерли, мы живы! И не просто живы, но находимся там, где Бог совсем рядом, и можем вам, людям земли, живущим в каждодневных трудностях и заботах, помочь так, как не поможет никто — ни родственник, ни знакомый, ни друг, ни тот, кто имеет власть и силу на этой земле, — потому что мы рядом с Господом и молимся о вас Творцу неба и земли». Мы почитаем имена святых угодников именно потому, что и в райских обителях они не перестают быть нашими братьями и сестрами по вере, которым небезразлична наша земная жизнь. И они помогают нам своим ходатайством пред лицом Божиим, ведь когда мы молимся перед их иконами, когда мы прославляем их имена, мы просим их нам помочь.

…Помощь, проистекающая от святых угодников, есть величайшее свидетельство о вечности жизни, о Царствии Небесном, в котором пребывают те, кто получил прощение грехов и сподобился в это Царство войти.

Исторический выбор святого великого князя Александра Невского

Великому князю Александру Невскому довелось жить и принимать решения в действительно тяжелые годы. Это было страшное время татаро-монгольского нашествия и внешней несвободы. Однако опасность исходила не только с Востока, но и с Запада. Западные завоеватели, в отличие от татаро-монголов, хотели не только земель и богатств. Они добивались того, чтобы жители русских княжеств отказались от православной веры.

Мы рассуждаем об этом из века XXI-го. А перед князем Александром выбор пути стоял во всей своей неотвратимости и трагичности. То был выбор не только настоящего, но и будущего родной земли. Александр Невский предпочел избрать временный мир с тем врагом, который требовал дани, но который не требовал отказаться от Православия. С другим же врагом, который покушался на душу русского человека, на его духовный выбор, князь Александр нещадно бился. И этого врага побеждал.

Князь Александр сохранил для своих современников и для нас, потомков, самое важное. Во многом благодаря его подвигу Православие осталось основой нашей нравственности, культуры и национальной идентичности.

О великомученике Георгии и связи важнейших дат Великой Отечественной войны с церковными праздниками

22 июня, в воскресенье, которое было Неделей Всех святых, в земле Российской просиявших, Гитлер напал на тогдашний Советский Союз, вступил на нашу землю. …Православные люди всегда придавали значение тому, что именно в этот день врагом были попраны священные рубежи нашего Отечества. И потому, несмотря на отступление в первые месяцы, несмотря на тяжелые кровопролитные сражения в течение всей войны, вера в победу нашего народа никогда не иссякала. …Мы празднуем победу 9 мая, Европа празднует 8-го, но реально победа свершилась именно в день святого великомученика Георгия Победоносца. Эти совпадения, связанные с судьбоносными событиями в жизни и истории нашего народа, невозможно игнорировать.

… Даже то, что Жуков, маршал Победы, вошедший с русскими войсками в Берлин, носил имя Георгий, тоже неслучайно, тоже знак того, что Георгий Победоносец был с нами в тяжелейшие моменты смертоносной войны, от исхода которой зависело, быть или не быть русскому народу, быть или не быть России, быть или не быть всем народам, составлявшим и составляющим сегодня историческую Россию.

… Память святого Георгия Победоносца, соединяющаяся с праздником Святой Пасхи, — это замечательный символ, который в завершение Великой Отечественной войны стал реальным историческим фактом.

Успех современной православной миссии

Современный миссионер должен уметь эффективно работать, общаться, вести диалог не только с теми, кто проявляет интерес к вере, но и с теми, кто, пребывая в плену ложных знаний, уклонился от истины или сознательно ей противится.

Убежден, что успех миссии во многом зависит от внутреннего состояния тех, кто вступает на путь сего ответственного служения. Человек должен быть образован, он должен владеть соответствующими знаниями — но не только. Каждый миссионер должен обладать личным духовным опытом. Личное стремление к святости, искреннее желание нести свет евангельской истины — это важнейшая основа христианской проповеди.

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Глобальный кризис семейных ценностей и позиция Церкви

Мы являемся свидетелями глобального кризиса семейных ценностей. В жизнь внедряются технологии, которые могут уничтожить человеческое достоинство, превратить семейные отношения и ребенка в товар, который можно купить, продать, подарить. Не может не вызывать беспокойство рост числа технологий, которые предусматривают модификацию природы человека, трансгуманизм, искусственное размножение и т.д. — все это требует взвешенной правовой, нравственной, богословской и социологической оценки. Любая технология, какой бы полезной, совершенной и умной она ни была, может стать опасной в том случае, если люди, владеющие ею, не имеют моральных ограничений.

С каждым годом давление на семью растет. В минувшем 2020 году исполнилась печальная дата — 100 лет со дня легализации абортов, сперва в СССР, а затем и во многих других странах, что привело к миллионам жертв и страшным демографическим потерям. Происходит либерализация законов по разводам, однополым «союзам». Давление на семью направлено не только на то, чтобы допустить то или иное отклонение от традиционных норм, но и на то, чтобы сделать нормой эти отклонения, в первую очередь в сознании молодежи. Общество загоняет себя в ловушку правовых противоречий: если мы отказываемся от смертной казни, признавая неприкосновенность жизни, то почему считаются допустимыми аборт и эвтаназия, ведь и там, и там уничтожается человеческая жизнь?

Церковь многократно высказывалась по так называемой ювенальной юстиции и борьбе с семейно-бытовым насилием. Мы не отрицаем необходимости защиты слабых, принятия государством мер по их защите, но считаем недопустимым создавать государственные и общественные структуры, которые под этим предлогом получают право и возможность контролировать личную жизнь человека, грубо вмешиваться в семью. Необоснованное отобрание детей есть красная черта, которую нельзя переступить. Несправедливо, что законы и инициативы в этой области продвигаются без учета мнения и участия родительских организаций, родительской общественности и обществ многодетных семей.

Церковный ответ на проблему абортов

Мы большая страна, мы нуждаемся в том, чтобы нас было больше, и нет другой более эффективной возможности повлиять на демографию, кроме как радикально сократить количество абортов. К этому призывает Церковь, исходя из того, что, во-первых, аборт — это грех, а во-вторых, что отказ от абортов или их значительное сокращение меняет саму природу нашего государства.

…Мы не просто заявляем свою позицию — мы протягиваем руку помощи каждой нуждающейся женщине. Еще 10 лет назад у нас был только один церковный приют для женщин в кризисной ситуации. … Сегодня таких центров 77 — от Калининграда до Камчатки. При этом важно, что мы принимаем всех, вне зависимости от вероисповедания и гражданства. Если женщина хочет сохранить свое дитя, в Церкви ей обязательно помогут, как я в свое время сказал: «Если вы не можете воспитать ребенка, но вы его родили или готовы родить, — не убивайте ребенка, родите и отдайте нам, Церкви, и мы сделаем все, чтобы воспитать и поднять на ноги ваше дитя, и никогда не будем препятствовать тому, чтобы вы как мать могли его навещать, чувствовать единство со своим ребенком; наоборот, будем делать все для того, чтобы укреплялась ваша семья, пусть и неполная, но имеющая ценность и пред Богом, и для всего нашего Отечества».

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

О духовном аспекте казанской трагедии

Кажется, недостаточно внимания было обращено на самое главное: на тот нравственный климат и на ту систему ценностей, под влиянием которых воспитывается сегодня значительная часть детей и молодежи.

В биографии молодого преступника не содержится даже намека на какие-то особые обстоятельства, которые могли бы объяснить тот цинизм и ту жестокость, с которыми было совершено злодеяние. И действительно, откуда же эта бесовщина в душе ребенка? Да оттуда же, откуда в душе соответствующего героя Достоевского. «Если Бога нет, то всё дозволено». Если Бога нет, то очень часто это место занимает другая могущественная сила, способная бросить и на совершение преступлений, и на самоубийство, и на все то, что губит не только тело, но и душу человека.

Цифровизация и то, куда она никогда не проникнет

Обработка личных данных — сфера, требующая особого контроля со стороны общества. Однако Церковь напоминает своим верным чадам, что никакие технические средства не могут установить всесторонний контроль за человеком. Существует сфера, в которую ни при каких обстоятельствах нельзя проникнуть извне, — это наша духовная жизнь. И позвольте вспомнить исторический опыт Церкви в нашей стране. Опыт, связанный с оказанием огромного психологического и политического давления на верующего человека, свидетельствует о том, что никакое давление неспособно проникнуть в глубину нашей духовной жизни, неспособно поработить наш разум и наше сердце.

Уроки пандемии

Господь посетил весь мир очень значительным испытанием, и под бременем пандемии многое сломалось, многое вообще исчезло, а многое стало еще сильнее.

Каковы же они, эти уроки? Во-первых, это напоминание о хрупкости бытия. Современному человеку дана возможность убедиться в уязвимости всего, что казалось надежным и стабильным. И это учит нас по-настоящему ценить великий дар Божий — жизнь, — который так легко можно потерять.

Второй урок — это урок ответственности. Такие, на первый взгляд, мелочи, как пренебрежение санитарными нормами, могут нанести человеку невосполнимый урон. Поистине, в жизни нет мелочей, все значимое складывается из тех выборов и решений, которые принимаются нами ежедневно.

Ну и, наконец, еще один урок, возможно, самый главный — ценность живого человеческого общения, значимость не виртуальных, а реальных отношений друг с другом. Мы оказались слишком самонадеянными, окружив себя гаджетами и мониторами, пребывали в уверенности, что они улучшили нашу жизнь так, что нам, в общем-то, больше ничего и не надо, в том числе настоящего общения с другими. Но пандемия показала ущербность подобного бытия человека, помещенного в прокрустово ложе киберпространства.

Совсем недавно из-за эпидемических мер многие из нас не могли посещать богослужения. Приобретенный нами опыт показал, сколь важно ценить и использовать любую возможность для того, чтобы участвовать в совместной молитве, в богослужениях и святых Таинствах, наипаче же — в Божественной Евхаристии, Которая соединяет нас со Христом и друг с другом.

Подготовил Антон Поспелов

24 мая 2021 г.