Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / От Вознесения до Пятидесятницы

От Вознесения до Пятидесятницы

Праздник Вознесения Господня всегда отмечается на десять дней раньше Пятидесятницы. В 2021 году он выпадает
на 10 июня, а день Святой Троицы – на 20 июня.
Что происходило между этими новозаветными событиями
с апостольской общиной?

Представление об этом дает первая глава книги Деяний Святых Апостолов, которая описывает первые десятилетия бытия Церкви. В основном Деяния рассказывают о распространении евангельской вести благодаря миссионерским трудам апостолов Петра и Павла. После принятия иерусалимской первохристианской общиной благодатных даров Святого Духа в день Пятидесятницы христианство выходит за пределы Палестины и достигает, в конце концов, центра цивилизованного мира – столицы Римской империи. Для автора Деяний, апостола и евангелиста Луки, прибытие Павла – «апостола язычников» – в Рим является свидетельством неоспоримой победы благовестия. Проповедь Евангелия захватывает не только иудеев, но и язычников.

Святой Лука в первой главе Деяний сообщает, что в течение 40 дней после Пасхи воскресший Господь являлся Своим последователям, удостоверяя их в истинности победы над смертью. Христос говорил о Царствии Божием – вечной и всеобъемлющей реальности блаженного бытия творения в единении с Творцом, теперь доступной благодаря Его искупительному подвигу.

Спаситель велел ученикам находиться в Иерусалиме, чтобы принять Духа Святого, Который сообщит им силу быть свидетелями Евангелия «даже до края земли». В Иерусалиме заканчивается история земной жизни Иисуса Христа, с этого города и начинается свидетельство апостолов о Воскресшем Спасителе.

Как пишет евангелист Лука, после возвращения в Иерусалим с горы Елеон, где произошло Вознесение, Пресвятая Богородица, 11 апостолов, жены-мироносицы и братья Господни по плоти пребывали единодушно в молитве в «горнице». Древнейшее церковное предание отождествляет ее с Сионской горницей – местом совершения Тайной вечери. Горницами называются просторные комнаты, которые в Палестине располагались на плоских крышах домов. Такие помещения предназначались для собраний и общей молитвы.

Святой Лука отмечает, что в это время иерусалимская община насчитывала около 120 человек. Ее ядром были 11 апостолов. 12-м апостолом впоследствии был избран по жребию апостол Матфий, человек, который сопровождал Спасителя от момента Его выхода на общественное служение и до Вознесения, а также был свидетелем явлений Воскресшего Христа. 12 имеет символическое значение – это число колен Нового Израиля, фундамент Церкви Христовой.

О важности Вознесения мы можем судить уже по тому, что о нем говорится в Символе веры: «и возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца». Под небом здесь понимается, конечно, не атмосфера Земли, а духовная реальность. Облако в библейской традиции – всегда символ Божественной славы и присутствия. Вознесение – это последний этап искупления. Став Человеком, Бог победил смерть через смерть на Кресте. После Своего Воскресения богочеловек Иисус Христос навсегда вознес преображенную человеческую природу в недра Пресвятой Троицы. Человеческое естество становится равночестным и сопрестольным Божеству. Праздник Вознесения – это праздник прославления человеческого естества.

Тексты богослужения праздника Вознесения Господня поэтично говорят нам об этом событии: ангелы, видя Христа – прекрасного Человека, восходящего превыше их, будто недоумевают, спрашивая: Кто это?

«Естество Адама, нисшедшее в глубочайшие места земли, Ты, Боже, обновив в самом Себе, превыше всякого начальства и власти возвел в сей день. Ведь, возлюбив его, Ты посадил его с Собою, и, помиловав его, соединился с ним; соединившись, ему свойственное претерпел, и как бесстрастный, однако пострадавший, с Собою прославил…», – говорит одна из стихир праздника. Христос возносится, чтобы «возвысить падший Адамов образ и послать Духа Утешителя, для освящения душ наших».

Господь обещал пребывать со Своей Церковью до конца времен. После Вознесения Христос невидимо пребывает в мире во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Христос преподает членам Церкви спасительные таинства, центральным из которых является Евхаристия.

Во время Второго Пришествия Господь явится на землю в Своем прославленном человечестве, то есть так же, как Он и возносился, но уже с «силою и славою великою» (Мф. 24, 30). Вознесение Господне – это прообраз нашего преображения: после всеобщего воскресения те, кто жил по-евангельски, будут «восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4, 17).

Сошествие Святого Духа на апостолов произошло в Иерусалиме «при наступлении дня Пятидесятницы» – ветхозаветного иудейского праздника, посвященного сбору начатков урожая пшеницы. Он отмечался на 50-й день после ветхозаветной Пасхи, собственно, поэтому так и назывался. Новозаветная Пятидесятница отмечается тоже на 50-й день, но после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

В православной традиции праздник Пятидесятницы называется также Днем Святой Троицы. Когда сошел Святой Дух-Утешитель, обещанный Христом ученикам, с особой ясностью открылась тайна триединства Божия. Основополагающим и уникальным в Православии является представление о Боге как о Троице: Господь един по существу, но троичен в Лицах. Три самостоятельные Божественные Личности, – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, имея единое Божественное естество, пребывают во взаимной любви и теснейшем единстве. И это не три Бога, но один Бог! Например, Спаситель говорил: «Я в Отце и Отец во Мне»
(Ин. 14, 11).

В Ветхом Завете преимущественно открывается Бог-Отец. В новозаветную эпоху, после боговоплощения – Бог-Сын в Иисусе Христе, а после дня Пятидесятницы – Бог-Дух Святой. Следует помнить, что все Божественные Лица действуют неразрывно. Нельзя, допустим, помыслить Сына, чтобы тут же не перенестись умом к Отцу и Святому Духу. Так, святитель Василий Великий говорит о том, что все сотворенные вещи имеют бытие по воле Отца, приводятся же в бытие действием Сына и совершаются в бытии присутствием Духа.

Новозаветная Пятидесятница считается днем рождения Церкви Христовой. Во-первых, с этого момента начинает распространяться евангельская проповедь, а во-вторых, церковный организм, каждый его член, освящается действием Святого Духа через таинства. Собственно,  второе и делает Церковь Церковью, а не просто обычной организацией этого мира.

Иерей Димитрий Трофимов

№ 11 (547) 9 июня 2021 г.