Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Часть славной истории Русской Церкви

    Часть славной истории Русской Церкви

    Изучать историю становления епархии – дело непростое, длительное и трудоемкое. Но если есть большой интерес и много усердия – посильное. В декабре 2021 года вышел в свет 63-й том «Православной энциклопедии», содержащий статью по истории Симбирской епархии.

    Один из ее авторов – иерей Илия Косых, заведующий службой коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, клирик храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади города Москвы. Участие в этой работе – итог многолетнего изучения церковной жизни Симбирской епархии.

    – Отец Илия, чем вас привлекла тема изучения жизни и деятельности симбирских архиереев?

     – История архиерейского служения в Симбирской епархии – тема моей дипломной работы в Сретенской духовной семинарии. В Ульяновске уцелело всего несколько дореволюционных храмов. Среди них Богородице-Неопалимовский, в котором меня крестили, Воскресенский на Старом кладбище, где похоронен мой дед, схиархимандрит Алексий (Косых), и Воскресенско-Германовский, в котором еще не так давно располагался архив. Позже там меня рукоположили в сан священника. Эти храмы – словно осколки увлекательного и славного, но вдребезги разбитого прошлого. Симбирские архиереи – главные действующие лица, чьими трудами слагалась история епархии. В выборе темы работы меня поддержала профессор Ольга Юрьевна Васильева, которая согласилась стать моим научным руководителем.

    – Кто-то из ульяновских священников или краеведов помогал вам в этой работе?

    – Очень помог протоиерей Алексий Скала (+2012). Он одолжил мне целый корпус материалов по истории епархии, над которыми сам работал в архивах, дал дельные советы. Я вспоминаю его с большой благодарностью. Вечная и блаженная ему память!

    – Как пришло решение издать книгу «Бог есть любовь. Из истории архиерейского служения в Симбирской (Ульяновской) епархии 1832-2016 годы»?

     – Я не планировал где-либо публиковать дипломную работу. Когда заканчивал семинарию, на портале pravoslavie.ru стали публиковать некоторые сочинения выпускников, и моя работа вошла в их число. Через несколько лет со мной связался Владислав Викторович Ястребов, предложил переработать ее и выпустить книгу. Он дополнил текст своими материалами и отредактировал его, полностью взял на себя все хлопоты по изданию. Так что эта идея целиком принадлежит Владиславу Викторовичу.

    – В Санкт-Петербургской духовной академии ваши научные интересы пересекались с этой темой?

    – Нет. В академии я познакомился с замечательным профессором Михаилом Витальевичем Шкаровским и под его началом стал заниматься историей Русской Зарубежной Церкви. По благословению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей я изучал материалы Синодального архива в Нью-Йорке.

    – Сталкивались ли вы с исследованиями, которые целостно раскрывали историю Симбирской епархии?

     – В первую очередь, отмечу потрясающую книгу отца Алексия «Церковь в узах», изданную в 2007 году. Это монументальный труд по истории Симбирской епархии, в котором собран внушительный объем новых данных. В Ульяновске есть и другие замечательные исследователи, среди которых протоиерей Владимир Дмитриев, выпустивший сборник «Симбирская Голгофа», Владимир Александрович Гуркин, написавший целый ряд прекрасных статей по истории Симбирской епархии и другие. Сейчас я с большим интересом читаю публикуемые в «Православном Симбирске» статьи Ольги Новосад.

    – Приходилось ли вам проводить параллели между историей нашей епархии и историей Церкви в целом?

     – В этом нет нужды, ведь история Симбирской епархии – это часть славной, временами трагичной, общей для всей Русской Церкви истории.

    – Судьба какого архиерея впечатлила вас больше всего?

     – Во все времена есть место подвигу. Первый Симбирский Преосвященный – архиепископ Анатолий (Максимович) – жил в спокойное время, но на эту кафедру архиерея назначили, когда ему было уже 66 лет. Прежде он 16 лет управлял благополучной Минской кафедрой. В Симбирске владыке Анатолию следовало начинать все с начала. Главной его задачей было открытие семинарии. Это тяжело. Но владыка не унывал и блестяще справился с устройством епархии, которую возглавлял десять лет.

    Были и тяжкие времена гонений. Среди управлявших епархией были те, кого ожидала мученическая кончина. В момент опасных испытаний они могли отречься от всего, однако без колебаний выбрали остаться верными Церкви Христовой.

    – Какие главные особенности развития Симбирской епархии вы можете назвать?

     – В силу исторических обстоятельств на симбирских землях жило множество иноверцев, язычников, раскольников и сектантов. Поэтому в епархии была организована мощная миссионерская работа. В семинарии действовали миссионерские классы, некоторые уезды были объединены в особый миссионерский округ, был открыт Симбирский епархиальный комитет православного миссионерского общества, которое содействовало устройству и содержанию миссионерских церквей, братств, школ и больниц. В XX веке епархия была разгромлена и обескровлена с такой силой, что последствия предстоит преодолевать еще долгое время. И теперь дело миссии, заповеданной нам Самим Спасителем, вновь встает на первый план.

    – Подвиг архиерея, в чем он?

    – В его одиночестве в предстоянии перед лицом ответственности за вверенные ему паству и клир. Ответственности перед Богом и историей.

    – Благодарим за интервью!

     

    Беседовала Ксения Манякова

    № 3 (563) 9 февраля 2022 г.