Главная / Митрополит / Слово Архипастыря / Приветственное слово Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина участникам конференции «Симбирская епархия за 190 лет: вехи и люди»

    Приветственное слово Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина участникам конференции «Симбирская епархия за 190 лет: вехи и люди»

    Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры!

    Сердечно приветствую всех участников конференции, которая стала одним из центральных памятных мероприятий, посвященных 190-летию Симбирской епархии и 10-летию Симбирской митрополии.

    В воскресенье, 27 февраля, мы начали торжества с соборной молитвы в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе. Затем прошел концерт духовной музыки. Если Бог благословит, этим памятным датам будут посвящены еще несколько мероприятий в течение этого года.

    Любое празднование в Церкви имеет глубокий смысл. Мы благодарим Бога за то, что Церковь совершает свое служение на Симбирской земле, и уже почти два столетия здесь существует самостоятельная архиерейская кафедра. Служение это заключается, прежде всего, в проповеди Христа, в приведении людей к Богу, совершении богослужений, воспитании человеческого сердца в верности евангельским заповедям.

    И мы вспоминаем, молимся о тех, кто жил здесь и служил Богу до нас, по слову апостола: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7).

    Почему образование самостоятельной кафедры в Симбирске можно считать важной датой, вехой в истории Церкви на Симбирской земле?

    С апостольских времен епископ, что в переводе означает «надзирающий», — это  глава христианской общины. До сего дня архиерей несет полноту ответственности за все, что происходит на территории вверенной ему епархии. Он отец и начальствующий для всех настоятелей храмов в своем регионе. Духовенство может нести свое служение только по благословению своего епископа. Архиерей должен отвечать за полноценное, всестороннее развитие церковного служения в своей епархии. И одна из самых главных его обязанностей — преподавать здравое учение христианам и вести проповедь среди иноверцев.

    Мы знаем, что датой основания города Симбирска (по старому написанию — Синбирска) считается 1648 год, когда здесь началось строительство защитной крепости. Все храмы города и прилегающих территорий были приписаны к патриаршей области и составляли особый церковно-административный округ — «Симбирскую десятину».

    В 1799 была учреждена Казанская епархия, в состав которой вошли Казанская и ближайшая к ней Симбирская губерния. И когда в 1832 году Священный Синод обратился к государю Николаю Павловичу с докладом «о настоятельной надобности» открыть кафедру в Симбирске, там подчеркивалась необходимость «усилить образование симбирского духовенства», — а для этого, как считал Синод, «нужно дать ему свою архиерейскую кафедру и свою семинарию».

    К тому времени в Симбирской губернии действовало 603 храма и, как говорится в докладе Синода, «насчитывалось 34 503 человека, еще совсем не охваченных светом Евангелия».

    Именно поэтому первый назначенный архиерей — архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий (Максимович) — уделял особое внимание созданию и открытию духовной семинарии и вопросам образования. Это было главным делом его жизни. 2 сентября 1840 года семинария в Симбирске была торжественно открыта.

    Владыка Анатолий начал активную миссию среди чувашей, татар и мордвы, достроил и освятил Троицкий собор — храм-памятник героям Отечественной войны 1812 г. По его благословению прошло погребение с должными почестями, на кладбище Покровского монастыря, блаженного Андрея, Христа ради юродивого, что положило начало многовековому почитанию этого святого на нашей земле.

    27 февраля на Божественной литургии мы поминали всех, в вере скончавшихся, архипастырей Симбирской земли. Был составлен особый синодик с их именами, они будут поминаться в храмах постоянно. Многие из них оставили заметный след в истории Симбирска, добрую память о своей чистой христианской жизни.

    В ХХ веке епархия, вместе со всей Церковью, разделила судьбу России. Именно здесь, в Ульяновске, на родине вождя октябрьского переворота, в советский период Церковь пострадала особенно сильно. Были закрыты и разрушены практически все храмы. Многие архипастыри, клирики, миряне пострадали от репрессий, выдержали испытание лагерями и тюрьмами. Были и сильные церковные нестроения, расколы.

    В Ульяновской области были сфабрикованы два крупных «церковных дела». Так, епископу Владимиру (Горьковскому) предъявили обвинение в том, что он создал в городе Мелекессе  «церковно-сектантскую контрреволюционную организацию». По этому делу проходили 20 клириков и мирян. Из них 12, вместе со своим архиереем, были расстреляны 18 февраля 1938 года.

    По схожему обвинению был арестован архиепископ Митрофан (Гринев). Смертный приговор в отношении 70 представителей духовенства, среди которых был этот архипастырь, и верующих мирян также был приведен в исполнение в феврале 1938 года.

    Общее количество незаконно репрессированных в 1920-30-е годы в Ульяновской области священнослужителей, церковнослужителей и мирян, которое удалось установить, — около 600. Из них 198 человек расстреляны, остальные приговорены к разным срокам лишения свободы.

    По этой причине многие годы Ульяновская кафедра вдовствовала.

    Особым событием в жизни епархии стало пребывание в Ульяновске в эвакуации в первые военные годы руководства Московской Патриархии во главе с местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским). Удивительным образом именно Великая Отечественная война изменила отношение власти к Церкви и положила начало возрождению духовной жизни в России.

    Большая часть архипастырей в этот период находилась на кафедре недолго — такова была сознательная позиция власти, чтобы не допустить восстановления церковной жизни после ее разгрома. Однако многие из них оставили по себе самую добрую память.

    Это архиепископ Иоанн (Братолюбов), постриженик Жадовской пустыни, который находился на кафедре в 1953-1959 гг. Во время своего управления епархией рукоположил многих священников, отремонтировал почти все храмы. При нем не было закрыто ни одной церкви.

    Это митрополит Мануил (Лемешевский). В 1960-1965 гг. он управлял симбирскими храмами из Куйбышева, но часто приезжал в Ульяновск, заботился о симбирских приходах. Для того, чтобы сохранить епархию, вынужден был идти компромиссы с уполномоченными по делам религий.

    Это епископ (впоследствии митрополит) Иоанн (Снычёв) (на кафедре в 1965-1989 гг.). Интересно, что уполномоченный по делам религий жаловался в Москву на то, что «службы архиепископа Иоанна слишком торжественны, проповеди слишком проникновенны, что в церквях стали петь как любительские хоры, так и платные, на праздничных и воскресных службах участвовало по четыре-пять служителей культа, десятки хористов, всего на службы собиралось до 400–500 человек верующих прихожан, в числе которых были не только горожане, а и верующие из многих других населенных пунктов области».

    Конечно, значимый след оставил первый митрополит Симбирский, Высокопреосвященный Прокл.

    В 1989 году он возглавил возрожденную самостоятельную Ульяновскую епархию. На тот момент на всю область действовало лишь 9 приходов, из них два в Ульяновске. Через десять лет, на конец 1999 года, было зарегистрировано 100 приходов. Трудами владыки Прокла возрождались храмы, открывались монастыри, возвращались симбирские святыни — Жадовская и Боголюбивая иконы Божией Матери, готовилось прославление святого блаженного Андрея и новомучеников Симбирских. Владыка Прокл пользовался большим уважением и любовью всех знавших его людей, и самая добрая память о нем сохраняется на Симбирской земле.

    Следует помянуть и труды митрополита Феофана (Ашуркова), который, несмотря на короткое время пребывания на кафедре, сделал довольно много. Его старанием в мае 2015 года состоялся Патриарший визит в Симбирскую митрополию. Предстоятель Русской Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение Вознесенского кафедрального собора в Ульяновске.

    Крайне важно сохранить память об этих архипастырях, исследовать, осмыслить страницы истории нашей епархии на разных ее этапах, в разные времена. Этим мы продолжаем молитвенную связь с нашими предшественниками, поддерживаем преемственность, выносим важные для себя уроки. Цель проведения нашей конференции именно в этом.

    Будем надеяться, что и нас, современных церковных тружеников, духовенство и мирян, Господь сподобит сделать что-то доброе для Церкви, для развития ее служения на Симбирской земле.

    Еще раз благодарю всех участников и гостей конференции. Молитвами Симбирских святых, да благословит Господь наши труды.