Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Библейские герои Покаянного канона

    Библейские герои Покаянного канона

    Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского по праву принадлежит к произведениям, считающимся вершинами церковной поэзии. Неслучайно именно этот текст стал классикой покаянной молитвы. Поражает, насколько ум известного византийца, жившего на рубеже VII – VIII веков, был напитан образами Священного Писания, как этот человек любил, глубоко знал и переживал библейские сюжеты. Начиная от падения прародителей и заканчивая временем, когда Спаситель ходил по дорогам Иудеи, святой Андрей рисует масштабную картину человеческого греха и раскаяния. Перед мысленным взором писателя предстают прародители, праотцы, патриархи, судьи, цари и царицы, пророки, апостолы. Автор канона использует имена как минимум 60 библейских персонажей, плюс к этому он делает указания на лица, чьи имена прямо не названы.

    Нашему современнику, имеющему смутное представление о библейской истории, трудно понять параллели, которые проводит в каноне святой Андрей. Конечно, есть хорошо известные личности: пророки Авраам и Моисей, цари Давид и Соломон. Но кто знает, например, Ламеха, Еноха, Лота, Дафана и Авирона, Офни и Финееса? Попытаемся вспомнить некоторых героев творения критского пастыря, в том числе и малоизвестных.

    АДАМ И ЕВА

    Адам – первый человек, от которого произошли все люди. Он был создан Господом на шестой день творения. Адам заключал в себе образ Божий, и был поставлен царем мироздания. Бог насадил для его обитания райский сад в Эдеме, который первый человек должен был возделывать и хранить. Адаму в раю было разрешено есть плоды от всякого дерева, кроме одного – «древа познания добра и зла». Господь предупредил первого человека: в случае нарушения этой заповеди Адам навлечет на себя духовную и физическую смерть.

    Создатель приводит к первому человеку всех сотворенных Им зверей и птиц, чтобы он нарек каждому имена, отражающие свойства обитателей животного мира. Однако среди всего этого многообразия Адам не нашел себе такого же, как он сам, помощника. Тогда Господь сотворил ему жену. Бог, как повествует книга Бытия, навел на человека крепкий сон, и когда Адам уснул, взял одно из его ребер, и создал из кости жену. Увидев первую женщину, Адам сказал, что она будет называться женой, потому что взята от своего мужа. Позже праотец даст ей имя Ева (то есть «жизнь»), и она станет матерью всех живущих на земле. В раю первые люди пребывали во взаимной любви и общении с Богом.

    Но Адам и Ева все-таки нарушили данную Господом заповедь и лишились блаженного состояния. Диавол, принявший вид змея, уговорил ее сорвать плод с запретного дерева. Ева сорвала, откусила и принесла плод Адаму, который тоже его вкусил. Обличенные Богом, от Которого они теперь хотели спрятаться, люди не желали признавать свою вину: Адам обвинял Еву и, косвенно, Господа, а она – змея. Для прародителей, которые причастились злу преслушания Божественной заповеди, рай оказался закрыт, но Бог дал им обещание, что придет Спаситель и победит змея – диавола. Прародители передали свою греховную поврежденность следующим поколениям людей. Известны имена трех сыновей, которых родила Ева: Каин, Авель и Сиф.

    КАИН И АВЕЛЬ

    Библейский рассказ о двух братьях, Каине и Авеле, – это история первого братоубийства на земле. После грехопадения зло продолжает дальше развиваться в людях.

    Каин был первым сыном Евы. Родив его, она обрадовалась – подумала, что именно этот ребенок и есть обещанный Спаситель, но Ева ошиблась. Вторым праматерь родила Авеля. Когда дети выросли, младший стал пасти овец, а старший – заниматься земледелием. Однажды Каин принес в жертву Богу земные плоды, а Авель – лучших овец из своего стада. Господь принял жертву второго сына Адама, послав с неба огонь, а приношение Каина осталось без внимания. Интересно, что апостол Павел видит причину различной судьбы жертв двух братьев в вере: у Авеля она была сильнее, чем у Каина. Самолюбие второго уязвилось, в нем пробудилась зависть. Бог, зная его душевное состояние, дал совет: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7). Каин не смог обуздать зависть: однажды, когда оба брата были в поле наедине, старший восстал на младшего и убил его. Авель – первый пострадавший ветхозаветный праведник. Бог даровал Еве третьего сына, праведного Сифа. А братоубийца бежал и поселился в земле Нод. Каин построил первый город и стал родоначальником людей, главной целью которых стало достижение земного комфорта без Бога.

    Преподобный Андрей Критский, прозревая внутреннюю суть этого трагического рассказа, пишет, что жертва, которую на самом деле приносит человек Господу, – это его собственная жизнь. Она может быть

    порочной и скверной – как жертва Каина, или чистой и праведной – тогда это подношение Авеля. А какую жизнь приносите Богу вы?

    ЛАМЕХ И ЕНОХ

    Среди человечества эпохи до всемирного потопа автор канона называет двух интересных людей: Ламеха и Еноха. Чем они примечательны?

    Ламех был сыном Мафусала, одного из допотопных патриархов по линии Каина. Он предстает в Библии как первый человек, который взял себе две жены: Аду и Циллу. Хотя нельзя определенно сказать, Ламех ли впервые ввел обычай многоженства. Бытописатель открывает нам и другую его сторону: «Ада и Цилла! – послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне, и отрока в рану мне. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт. 4, 23). Ламех рассказывает женам о двух убийствах: мужа и отрока. О том, были ли это реально совершенные им преступления или Ламех, восхищенный новым достижением прогресса – мечом, который выковал его сын Тувалкаина, выражает решительное намерение убрать любого, кто станет у него на пути, мнения толкователей расходятся. Известный русский философ В.С. Соловьев отмечал: несмотря на то, что песнь Ламеха – это древнейший поэтический памятник, она дышит «дикой злобой и свирепым высокомерием».

    По тропарю святого Андрея, подобно тому, как Ламех убил мужа и отрока, грешник страстями уничтожает душу и ум.

    Енох родился в седьмом поколении после Адама и принадлежал к великим допотопным праведникам. В книге Бытия о нем содержится важное замечание: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 24). Своей благочестивой жизнью он угодил Творцу, на что указывает выражение «ходить пред Богом», которое в тексте применяется к праведнику дважды. Святые отцы напоминают человеку, что вся его жизнь постоянно проходит перед очами Творца, но только погруженный в повседневную суету он забывает об этом. Святитель Феофан Затворник призывает христианина вырабатывать непрестанную память присутствия Божия, что является одной из целей молитвенного подвига.

    Загадочное взятие Еноха Богом апостол Павел объясняет так: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11, 5). В первохристианской Церкви существовало убеждение, которое сохраняется и сегодня, что Енох снова придет на землю, чтобы уплатить долг природе, то есть умереть. Они с пророком Илией (тоже взятым живым на небо) считаются свидетелями Божиими, которые будут пророчествовать 1260 дней в последние времена, а затем будут убиты зверем, выходящим из бездны. После трех с половиной дней они воскреснут.

    НОЙ

    Ной был десятым и последним из допотопных патриархов в прямой линии от Адама. Именно праведному Ною Господь повелел построить ковчег, в котором он вместе со своим семейством избежал гибели от вод всемирного потопа.

    В шестой главе Бытия Бог предостерегает: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» (Быт. 6, 3). Допотопное человечество развратилось настолько, что в нем померкли последние искры подобия Божия. Духовная составляющая была в пренебрежении, а человек стал просто плотью – клубком из греховных животно-хищнических стремлений. Он превратился в «нелюдя», и не оставалось иного выхода, как уничтожить его в водах потопа. Есть поговорка: «Не стоит город без праведника». Благодаря одному праведнику – Ною, человечество сохранилось. Дети трех его сыновей, Сима, Хама и Иафета, вновь заселили землю.

    Патриарх Ной – это фигура высочайшей дохристианской святости: окруженный пороком и насмешками, он, как свидетельствует бытописатель, оставшись непоколебимым в добродетели, «ходил пред Богом» и «обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6, 8).

    С жизнью Ноя связана еще одна личность, упоминаемая в покаянном каноне, – это Хам, его сын. После потопа Ной занялся земледелием и насадил виноградник. Однажды он выпил вина и, опьянев, лежал в своем шатре обнаженным. Хам увидел это и стал позорить отца, призывая братьев посмотреть на него. Но Сим и Иафет прикрыли наготу Ноя, отводя свой взор.

    Святой Андрей искусно применяет образы из истории о всемирном потопе к внутренней жизни души: «Ты сама, душе моя, отверзла бездны гнева Бога твоего и, яко землю, потопила в волнах грехов всю плоть твою, и все деяния, и жизнь, пребывше вне спасительного ковчега».

    Бегство Лота с дочерьми и женой

    ЛОТ И ЕГО ЖЕНА

    Лот был племянником знаменитого Авраама, родоначальника еврейского народа. Он сопровождал патриарха Авраама во время их переселения в землю Ханаанскую. Сначала они жили вместе, но из-за споров между пастухами о пастбищах Лот отделился от дяди и поселился в окрестностях Иордана, и его шатры достигали Содома, население которого было неистово развратным. Видя царившее вокруг беззаконие, праведник мучился. Божий суд свершился над нечестивым городом: он был разрушен огнем, сошедшим с небес, а праведный Лот и его семья, которых вывели ангелы, спаслись. Во время бегства жена Лота, вопреки воле Божией, оглянулась назад и превратилась в соляной столп. Сам отец семейства с дочерьми укрылся в близлежащем городе Сигор, а затем удалился в горы и стал жить в пещере.

    В истории спасения Лота христианские отцы-подвижники видели образец должного отношения ко греху: нужно удалять из души все порочное, причем тут же, пока соблазняющий на злое помысел не принес своего плода. Чем дольше медлишь и разглядываешь греховный предмет, явившийся уму, тем сильнее пленяешься им, тем сложнее сопротивляться. Жена Лота, оглянувшаяся на горящий Содом, стала символом тоски по былым грехам.

    Преподобный пастырь критский призывает нас бежать из царства греховной тьмы в область животворного присутствия Божия: «В горной стране спасайся, душе, яко праведный Лот, и соверши свой восход в духовный Сигор».

    ИАННИЙ И ИАМВРИЙ

    Апостол Павел упоминает Иамврия и Ианния во Втором послании к Тимофею. Два этих человека жили в эпоху исхода евреев из Египта. По иудейскому преданию, они были волхвами, которые противились Моисею, но признали себя побежденными при явлении третьей египетской казни. «Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь» (Исх. 8, 17-19).

    Пытаясь освободить еврейский народ из египетского рабства, Моисей исполнял волю Божию. Придворные чародеи, сопротивлявшиеся пророку, также, как и фараон, боролись с Самим Богом. Такое понимание дает святому Андрею возможность сравнивать ум человека с ожесточенным правителем Египта, а душу и тело – с двумя известными волхвами.

    ДАФАН И АВИРОН

    Дафан и его брат Авирон участвовали в заговоре против Моисея и Аарона. Странствуя по пустыне, евреи постоянно роптали на своего вождя Моисея, тоскуя по египетскому «изобилию». Дафан и Авирон были наказаны Богом: вместе со своими сообщниками они были живыми поглощены землей.

    ОФНИ И ФИНЕЕС

    Офни и Финеес были сыновьями первосвященника Илия, последнего из израильских судей. Эпоха так называемых «судей», – религиозно-политических вождей еврейского народа, – предшествовала установлению в Израиле монархии. Дети Илия бесчинствовали в скинии, центральном месте еврейских молитвенных собраний, и развращали народ своими поступками, чем и навлекли на себя гнев Божий. Дважды Господь обращал внимание первосвященника на нечестие Офни и Финееса. Последний раз Самуил возвестил Илию слова Господа: «Я накажу дом его [то есть Илия] на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их». Предсказание вскоре исполнилось. Офни и Финеес, сопровождавшие Ковчег Завета, – величайшую святыню Израиля (в нем хранились данные Моисею на горе Синай скрижали с заповедями), – погибли во время битвы с филистимлянами, а Ковчег был захвачен враждебным народом.

    История показательная: не поможет человеку даже самая большая святыня до тех пор, пока, по выражению преподобного Андрея, он проводит «чуждое Богу скверное житие».

    ЕЗЕКИЯ И ИСАЙЯ

    Езекия был правителем Иудейского царства в VIII веке до Рождества Христова. Он занял престол после своего отца – идолопоклонника Ахаза. Новый царь уничтожил в Иудее идолослужение и восстановил истинное богопочитание. Езекия также известен тем, что отказался платить дань ассирийцам. В результате этого началась война, во время которой вражеское войско захватило множество иудейских крепостей. Иерусалим мог быть разрушен. Чтобы спасти священный город,

    Езекия заплатил ассирийцам много серебра и золота, которые он взял из сокровищ и украшений Иерусалимских храма и дворца. Однако Сеннахирим, правитель ассирийцев, не сдержал слово и послал в Иерусалим большое войско, требуя от Езекии покориться, так как «ни Египет, ни Иегова не смогут спасти иудеев от рук ассириян». Пророк Исайя, к которому обратился Езекия, обещал скорое избавление от опасности. В ту же ночь в ассирийском лагере тысячами стали умирать воины. Сеннахирим должен был возвратиться в Ассирию.

    Вскоре после этого избавления Иерусалима Езекия смертельно заболел. Царь обратился к Господу в слезной молитве. Не успел пророк, сообщивший царю о его скорой смерти, далеко уйти от дворца, как Бог повелел ему вернуться и передать Езекии, что молитва его услышана. Господь продлил жизнь царя еще на 15 лет.

    Критский пастырь вспоминает в тексте канона именно об этом чудесном исцелении: «Исчезли дни жизни моея, яко утренний сон возстающаго, посему, яко Езекия, плачу на ложе моем, да продлятся лета жития моего. Но, о душе, исцелит ли тя какой “Исаия”, аще сего не восхощет над всеми Бог?»

    МАНАССИЯ

    Манассия был иудейским царем, сыном и преемником Езекии. Первое время его правления проходило под знаком нечестия и жестокости. Царь организовал большое количество языческих капищ, а также, по слову Священного Писания, «провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его» (4 Цар. 21, 6). За нечестие Манассии, в котором участвовал и народ, Иудея была наказана. Самого царя ассирийцы взяли в плен. Ему продели кольца в ноздри, заковали в две медные цепи и увели как зверя в Вавилон. В конце концов, после искреннего покаяния Манассия был освобожден, он возвратился в Иерусалим, где окончил свою жизнь. Перед смертью в противовес своим прежним грехам царь сделал много доброго. Известна проникновенная молитва Манассии, которая читается на повечерии.

    Об этой перемене нечестивого иудейского царя говорит нам святой Андрей Критский: «Ты, душе моя, яко Манассия, добровольно собрала страсти и сотворила из них мерзких идолов, умножающе гнев Божий. Но тогда последуй, душе, и смиренному покаянию Манассии, и источи его слезы умиления».

    Диакон Димитрий Трофимов