В пятницу первой седмицы Великого поста церковный Устав предписывает совершать богослужение в честь великомученика Феодора Тирона.
Что мы знаем об этом угоднике Божием и чем богослужение в день его памяти отличается от других служб?
Значение прозвища
О жизни великомученика мало что известно. Угодник Божий жил в конце III века и был воином-христианином. Прозвище Тирон понимается по-разному. Одни считают его производным латинского слова tiro, которое означает молодого солдата, новобранца. Другие – что оно дано святому по названию подразделения, в котором тот служил – Тиронская когорта.
Исповедуя верность Христу
Великомученик принял смерть за Христа в городе Амасия Понтийская (Малая Азия), где стоял его полк. Здесь командир воина приказал тому принести жертву идолам. Святой Феодор отказался и исповедал перед всеми верность Иисусу Христу, сказав: «Каждый знает, кому он служит, а я служу только Царю моему Христу и никакому иному богу служить не могу». Отказ почитать богов римского пантеона считался в то время выражением нелояльности к римскому государству. Такие неблагонадежные люди подвергались преследованию.
После настойчивых убеждений воину было дано время, чтобы он, взвесив все, принял окончательное «правильное» решение и не губил свою молодость. Святой провел эти дни в усиленной молитве, а также в разговорах с другими христианами, которых он наставлял оставаться твердыми.
Явивший мужество
Мученика Феодора обвинили в поджоге языческого храма, после чего он был избит и заключен в темницу. Его лишили воды и еды. Из предания известно, что Сам Господь Иисус Христос явился святому в тюрьме. Спаситель ободрил мученика, сказав: «Я с тобой, дерзай, Феодор, не принимай ни пищи, ни пития земного и получишь жизнь вечную со Мной на Небе». Действительно, вскоре святому была предложена пища, к которой он не притронулся. Мученик вновь мужественно исповедал перед судом свою веру во Христа, за что был предан новым жестоким истязаниям и осужден на сожжение.
Чудесным образом тело Феодора не пострадало в огне. Благочестивая христианка Евсевия похоронила останки святого недалеко от Амасии. Впоследствии его мощи были перенесены в Константинополь.
Защитник христиан
Через 50 лет после своей кончины великомученик Феодор Тирон защитил христиан от угрожавшей им опасности.
На императорский престол взошел Юлиан, получивший прозвище Отступник. Новый правитель стремился возродить в былой славе доживавшее свой век римское язычество и покончить с христианской верой. Интересно, что, по одной из версий, умирая от смертельной раны, Юлиан признал свое поражение в борьбе со Христом – он сказал: «Ты победил, Галилеянин!»
Однажды император Юлиан в насмешку над христианами приказал окропить все продукты на рынках Константинополя идоложертвенной кровью. Однако святой Феодор помешал его плану. Великомученик явился епископу Евдоксию и велел объявить, чтобы никто из христиан ничего не покупал на столичных рынках, а варил пшеницу с медом – коливо.
Коливо (или иначе – кутья) было пищей бедных римлян. Кроме памяти великомученика Феодора Тирона в конце первой седмицы Великого поста, коливо в Православной Церкви освящается в честь Господских праздников, а также в память святых и усопших христиан.
Прославляя мученика
Вспоминая чудо святого Феодора, Православная Церковь ежегодно совершает празднование великомученику-воину в субботу первой седмицы Великого поста. Накануне в пятницу, на литургии Преждеосвященных Даров, после заамвонной молитвы, читается канон святому, после чего благословляется коливо и раздается верующим.
Отголосок
древних трапез
Обычай приносить украшенное различными плодами коливо в память угодников Божиих и почивших христиан известен уже с IV века. Вероятно, этот обычай является отголоском тех древних трапез, которые устраивались в древней христианской Церкви в дни кончины мучеников и остальных христиан. В III веке о таких трапезах упоминал знаменитый богослов Ориген Александрийский: «Мы празднуем день смерти потому, что не умирают те, которые кажутся умершими. Поэтому и поминовение святых совершаем, и родителей наших и друзей, в вере усопших, набожно память творим. Когда же совершается память их, тогда созываем благочестивых со священниками и вместе с клиром угощаем верующих».
Объединение Церкви
В одной из рукописей Синайской библиотеки есть молитва над коливом, которая называет это приношение вечерей любви. Подобно вечере Авраама, который принял странников у мамврийского дуба, приношение колива объединяет Церковь – в этом действе прославляются Господь, Его Пречистая Матерь, участвуют все святые и ангелы. А в рукописи Святогробской библиотеки находится «Последование над коливом на трапезу в память празднуемых святых». Как остаток древних трапез в дни памяти угодников Божиих и усопших, это блюдо и сейчас вкушают за поминальным столом.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 5 (565) 11 марта 2022 г.