Первую неделю Великого поста завершает особый праздник – Торжество Православия. Он установлен в память восстановления почитания икон после длительного периода иконоборчества.
Учение о почитании святых образов было основано на Священном Писании и утверждено обычаем первых христианских общин. До VIII века оно оставалось неприкосновенным, пока не возникла иконоборческая ересь. Византийский император Лев Исавр, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон. Первым актом иконоборчества было уничтожение по приказу правителя образа Спасителя, висевшего в Константинополе над воротами в императорский дворец.
Не одно десятилетие христиане боролись за право создавать изображения Господа, Божией Матери и святых, а также молиться им перед иконами. Верующих заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. А иконы и мощи угодников Божиих уничтожались.
Перед вами миниатюра из Хлудовской Псалтири (псалом 68, лист 67), созданная в период иконоборчества. Это первая Псалтирь, в которой иллюстрации на полях органично связаны с текстом. На этой миниатюре – аллегорическое изображение иконоборчества, относящееся к словам царя Давида «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68, 22). Художник сопоставляет действия иконоборцев с евангельскими событиями. Мы видим сюжет Распятия: Спасителя на горе Голгофе, воин справа подносит Христу губку, напитанную уксусом, воин слева пронзает Сына Божия копьем. У подножия горы – замазывающие известью икону Христа иконоборцы Иоанн Грамматик и Антоний Кассимата. Художник использует одинаковые детали – обратите внимание на длинные шесты и форму сосудов.
Против этой ереси в 787 году был созван VII Вселенский Собор. Главным итогом его работы стал догмат об иконопочитании, определивший: «подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, и в домах, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей». Догмат подчеркивает, что чествование икон и поклонение им (как внешний знак почтения) относится не к самому изображению или материалу, из которого оно изготовлено, а к изображенному лицу – первообразу, и потому не имеет характера идолопоклонства.
Но окончательное восстановление иконопочитания произошло только в 843 году после еще одного церковного собора. Он подтвердил все определения VII Вселенского собора и установил чин провозглашения «вечной памяти» ревнителям православной веры и анафематствования еретиков.
Православие было торжественно восстановлено в первое воскресенье Великого поста на Божественной литургии в Софийском соборе Константинополя. Перед богослужением по улицам города прошла торжественная процессия. Вот что пишет о ней церковный историк Антон Владимирович Карташев в книге «Вселенские Соборы»: «И когда бесчисленное множество народа собралось, пришел и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей (Феодорой) и со всем синклитом (здесь речь о высших придворных чинах – прим. ред.), и каждый нес по царской свече. И соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым Евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания “Господи, помилуй”, возвратились во святой храм для совершения Божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством». Так, сонм духовенства, монахов и мирян, участвовавших в процессии, символизировал победу Православия над лжеучением, а несение икон утверждало догмат об иконопочитании.
Вспоминая это событие, в первое воскресенье Великого поста, в кафедральных соборах совершается чин Торжества Православия. В конце литургии священнослужители выходят на середину храма, где совершают молебен. Они молятся Господу Богу о том, чтобы Он сохранил православную веру невредимой от ересей и суеверий, укрепил и сохранил ее верных чад, обратил всех отступивших от веры к познанию истины Христовой.
В чине Торжества Православия можно выделить следующие особенности: диакон трижды повторяет один стих: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса Един». Затем он возглашает молитву, прославляющую Господа, после которой громко читает Символ Веры и произносит анафему – объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры. Еще диакон провозглашает «вечную память» всем скончавшимся защитникам православия. В этой молитве мы слышим имена святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, равноапостольных великого князя Владимира и княгини Ольги, благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского. После этого провозглашается «многая лета» ныне живущим защитникам истинной веры, среди которых Патриарх Московский и всея Руси и правящий архиерей. Заканчивается чин молитвой священника ко Святой Троице и песнью святого Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим, Тебе Господа исповедуем…».
Подготовила Анна Фролова
№ 5 (565) 11 марта 2022 г.